Подростковый возраст. Физиологические и психологические особенности

Специфика этого этапа развития детей в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем. Начало полового созревания приходится у девочек и у мальчиков на разный календарный возраст: у девочек это 11-12 лет, у большинства мальчиков 12-13 лет.

В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Подростковый (средний школьный) возраст (от 11-12 до 14-15 лет). Этот возраст совпадает по времени со вторым периодом вытяжения, отличительной особенностью которого является рост тела в длину за счёт роста конечностей. Развитие скелета совершается неравномерно, и установившиеся в предыдущем возрасте пропорции тела изменяются: в то время как кости позвоночника и конечностей растут быстрыми темпами, наблюдается отставание в росте грудной клетки, которая становится очень узкой. По своему общему виду подросток делается худощавым, «узкодлинным». Наблюдается диспропорция в развитии мышц и костей: в своём развитии мышцы не поспевают за ростом костей и лишь вытягиваются вследствие своей эластичности; это приводит к ухудшению координации движений, которые у подростка становятся неловкими, угловатыми; часто подростки не знают «куда деть руки». Вместе с тем в этот период (полового созревания) увеличивается мышечная сила, которая, однако, ещё не сопровождается развитием мышечной выносливости; это расхождение нередко является причиной мышечного перенапряжения, т. к. подростки, испытывая прилив сил, часто берутся за мышечную работу, которая по своей интенсивности и длительности намного превосходит их возможности. Усиленный рост костей позвоночника, таза, конечностей может сопровождаться нарушением их структуры и искривлением в результате тяжёлой мышечной работы, связанной с чрезмерными мышечными напряжениями. Всё это заставляет очень внимательно относиться к постановке физического воспитания подростков, подбирать и дозировать упражнения в соответствии с указанными особенностями их возраста. Это требование диктуется также и особенностями сердечно-сосудистой системы подростка: по своим темпам рост сердца перегоняет в этом возрасте рост всего тела; в то время как масса сердца подростка увеличивается более чем в 2 раза, вес тела - лишь в 1,5 раза. Увеличение мощности сердца превосходит те возможности для его работы, которые предоставляются всё ещё относительно небольшими просветами артерий, в результате чего при мышечной работе значительно повышается кровяное давление. Подросткам противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких сильных движений или натуживания, а также соревнования в скоростном беге. Наиболее пригодны для данного возраста физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе (например, ходьба на лыжах по пересечённой местности, катание на коньках и др.).

Хотя развитие анатомической структуры головного мозга к этому возрасту завершено, продолжается интенсивное функциональное развитие центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Увеличивается количество и сложность ассоциативных путей между различными отделами коры, получают дальнейшее развитие физиологические механизмы речи, чтения и письма, в условно-рефлекторных процессах возрастает роль второй сигнальной системы. Однако специфические для подростка особенности эндокринной деятельности накладывают свой отпечаток на работу мозга: отмечается повышенная возбудимость, неуравновешенность нервных процессов, быстрая утомляемость нервных клеток и вследствие этого резкая, кажущаяся немотивированной, смена настроений и поведения подростка. Всё это в немалой мере объясняется совершающимся в этом возрасте процессом полового созревания, который у девочек начинается с 11-12, а у мальчиков несколько позже, с 12-13 лет, и заканчивается у девочек в среднем к 15, а у мальчиков - к 16-17 годам. В эти годы девочки обгоняют в физическом развитии мальчиков: в 11-15 лет они и по росту и по весовым показателям превосходят мальчиков, хотя в предыдущем возрасте преимущество в этом отношении было у мальчиков. Но, начиная с 15 лет мальчики, вновь обгоняют девочек в физическом развитии и сохраняют это преимущество на протяжении последующих лет.

Половое созревание вносит резкие изменения в жизнедеятельность организма. Половые железы являются железами смешанного типа, выполняя двоякую функцию, относящуюся и к внутренней и к внешней секреции: 1) в созревшем состоянии они вырабатывают половые клетки; 2) выделяют внутрь организма половые гормоны, оказывающие очень сильное и разнообразное влияние на деятельность внутренних органов. Обе эти функции половых желёз активизируются неодновременно: эндокринная деятельность намного опережает выработку половых клеток. В результате, задолго до половой зрелости у подростков появляются вторичные половые признаки - изменение общих форм тела (напр., увеличение грудных желёз, интенсивное отложение жира в подкожной клетчатке, быстрый рост тазовых костей у девочек, ломка голоса и появление растительности на лице у мальчиков и т.д.). Одновременно у подростков появляются половые влечения, возникает интерес к сексуальным вопросам и т.п. При этом, поскольку половые влечения и возбуждения наступают ранее полового созревания, резко нарушается внутреннее равновесие организма, что получает своё отражение и в поведении подростка. В этом переходном, периоде дети нуждаются в особо внимательном педагогическом руководстве, в переключении их бурно растущей энергии в сторону здоровых проявлений - серьёзных интеллектуальных интересов, занятий искусством, активного участия в общественной жизни и в производительном труде и т.д.

При отсутствии такого педагогического влияния и руководства половые влечения у подростков могут принять вредные для их здоровья и психики формы (онанизм). К концу этого возрастного периода гормоны половых желёз угнетают деятельность гипофиза и зобной железы, ранее стимулировавших рост организма.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет, он знаменуется бурным развитием и перестройкой организма ребенка. Прежде всего, - это физиологическое созревание, которое не возможно во изолировать от социального ряда, то есть процессов социализациї.

В физиологии этот процесс условно делится на три фазы:

1 препубертатном, подготовительный период;

2 собственных пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания;

3 постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости

Если сопоставить это разделение с привычными возрастными категориями, препубертатном периоде соответствует младшем подростковом, пубертатный - подростковому, постпубертатный - юношескому возрасту

Наступление подросткового возраста проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девушек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и т длится короткого времени (3-4 года), чем у юношей (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиковів.

Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем это проявляется как на межиндивидуальных (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатном, другой - пубертатным, а май. Рети - препубертатном), так и на внутреннем индивидуальном уровне (различные биологические системы одного и того же человека созревают неодновременно.

Основные аспекты физического созревания - скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте - тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин. Подростковый возраст характер ризуеться быстрым, неравномерным ростом и развитием организма. Происходит отверждения скелета, совершенствуется мышечная система. Однако неравномерность развития сердца и кровеносных сосудов, а также усилит на деятельность желез внутренней секреции часто является причиной временных расстройств кровообращения, повышения давления, напряжения сердечной деятельности, усиление возбудимости детей, выражается в нервозности, ш видно усталости, головокружениях и учащенное сердцебиениетті.

Нервная система подростка еще не совсем готова выдерживать сильные, длительные раздражители, часто находится под их влиянием в состоянии заторможенности или сильного возбуждения

На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституционные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, поскольку в влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которых эти свойства проявляются и оцениваются. Хотя определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств и, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида, но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанти.

83 Кризис подросткового возраста и подходы к ее анализу

протяжении более полувека идет теоретическая дискуссия о роли биологических и социальных моментов в возникновении явления критического развития в подростковом возрасте. Существенные изменения в организме подростка служат основой различных теорий о биологической предопределенности кризиса в подростковом виці.

При этом следует, прежде всего, упомянуть идеи. С. Холла (1844-1924 гг) о том, что подростковый возраст в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Он сформулировал представление о переходность во подросткового возраста - периода"бури и натиска", выделил содержательно-негативные характеристики этого этапа - трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость; определил положительное достояние возраста -"по чувств индивидуальности індивідуальності".

По мнению психоаналитиков (3. Фрейд,. А. Фрейд), подростковый период соотносится с генитальной стадией, когда половое созревание, рост сексуальной энергии является предпосылкой нарушения равновесия между тока уктурамы личностейті.

Е. Шпрангер также рассматривал этот период как кризисный. Содержание кризиса заключается в освобождении от детской независимости. Ш. Бюлер акцентировала внимание на биологическом смысле пубертатного периода, основные черты которого: п повышенная чувствительность, раздражительность, беспокойный и легко возбудимый состояние, физическая и душевная слабость, капризы, недовольство собой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного д озриваннвання.

Таким образом, психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, представители биологизаторские направлении связывали с процессом полового созревания

Во второй половине XX в интенсивно начали развиваться представления о роли среды в развитии подростка. Эти представления отрицают гипотезу о биологической предопределенности, генетическую запрограммированность кризиса а на первый план выходят социальные факторы, определяющие продолжительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей, характер самого перехода от детства к взрослости и. Биологическое созревание, гормональная перестройка не отрицаются, а рассматриваются как предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Эти взгляды можно найти в трудах. ЕЕриксона,. ЖПиаже, а также пуль турантропологив (М. Мид,. Р. Бенедикт). Последние доказывали, что в примитивных культурах отсутствует подростковый кризис и связанные с ней межличностные и внутренне личностные конфликты, поскольку в этих культурах отсутствует поляризация поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а существует взаимосвязь: переход к статусу взрослого человека происходит в результате постепенного обучения через процедуру инициацийініціації.

ЛС. Выготский выделил основное новообразование в сознании и выяснил социальную ситуацию развития, при этом сделав вывод, что главное содержание кризиса переходного периода составляет перестройка системы в отношений между ребенком и средаем.

В отечественной психологии возрастной кризис рассматривается как целостная изменение личности ребенка, регулярно возникает на границе стабильных периодов. Она обусловлена??возникновением основных психологических новообразований нь предыдущего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновения другой (ЛС. Выготский). Поведенческие критерии кризиса - трудновоспитуемость, конфликтность упрямство, негативизм и т.д. - являются необходимыми, в них проявляется единство негативной и позитивной сторон возрастной кризризи.

Подростковый кризис - это резкое изменение всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Закономерным явлением является противопоставление подростка взрослым и активное завоевание новой позиции. Подросток якобы о овокуе запрета, чтобы проверить собственные силы в преодолении этих запретов, расширить границы, которые определяют его самостоятельность. Именно это столкновение дает подростку информацию о себе, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждениинні.

Кризис подросткового возраста проходит три фазы:

Отрицательный (передкритичну) - фазу разрушения старых привычек, стереотипов;

Кульминационную - фазу обострения противоречий;

Посткритичну - фазу формирования новых структур, построения новых отношений

ЛС. Вы готский выделил два варианта течения возрастных

кризисов:

Кризис независимости, симптомами которой являются упрямство, негативом, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не заходить в комнату, не трогать ничего на столе); вариант самоопределения я"Я уже не ребенок"ина";

Кризис зависимости, симптомы которой противоположны: чрезмерная послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересов, форм поведения; вариант самоопределения"Я ребенок и хочу ею оставаться"

Для развития подростка наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса существуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Для большинства подростков в этот период характерны нест тийкисть настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, уязвимость, депрессивные переживанияя.

Итак, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, смысл которой заключается в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не приобретает крайние формы, при этом кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы выражения которых различные. Особенности проявления и течения подросткового кризиса определяются конкретными социальными ми условиями, положением подростка в мире дорослих.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития – юность.

Что это значит применительно к психологии переходного возраста? Прежде всего – что натуральный ряд развития, физическое созревание нельзя рассматривать изолированно от социального ряда, то есть процессов социализации, и обратно.

В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:

  • 1. предпубертатный, подготовительный период.
  • 2. собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания.
  • 3. постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему подростковому, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому возрасту.

Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и не одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным, другой – пубертатным, а третий – допубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно).

Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин.

На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституциональные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому, что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления в самом себе.

Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я или «Я – концепция») – сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации «видит», точнее, «конструирует» себя по-разному.

Образ «Я» - не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов.

Тема нашего родительского собрания: «Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».

Жизненный цикл развития человека делится на следующие периоды:

Детство;

Отрочество;

Зрелость;

Преклонный возраст;

Старость.

Обратите внимание, ваши дети стоят на последней ступеньке периода детства и у порога периода отрочества, который, в свою очередь, состоит из двух стадий:

  1. младший подростковый возраст (продолжается с 11 – 12 лет до 14 – 15 лет);
  2. юношеский возраст (с 16 лет до 20 – 23 лет).

Каждая из возрастных стадий имеет свои особенности физиологического и психического характера

Подростковый период – это большой кризис развития, когда перестраиваются отношения ребенка и общества. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.

Каковы же физические особенности младшего подросткового возраста?

Это период бурного и неравномерного физического развития:

1. Происходит ускорение роста. Причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому, фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид, а его движения являются также недостаточно правильно координированными.

2. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы , но мышцы не способны к длительному напряжению. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок так необходимо в этом возрасте.

3 . Диспропорция сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстро и увеличивается примерно в 2 раза, диаметр сосудов дает значительно меньший прирост. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнения в глазах, головные боли.

4. Наблюдаются изменения со стороны нервной системы:
Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.
Вспыльчивость,
Раздражительность,
. В переходный период у подростков наблюдается психическая неуравновешенность
с резкими переходами из одного состояния в другое - от эйфории к депрессии и наоборот, резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, чрезвычайная обидчивость. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы.

5. Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез . У подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.

Психологические особенности младшего подросткового возраста.

1. Центральным новообразованием младшего подросткового возраста считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростка собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание. Взрослеть заставляют обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Проявление чувства взрослости начинается с подражания старшим во внешнем облике, в манерах.

2. В этом возрасте совершенствуются такие процессы как, самооценка и самопознание.

Подросток ищет ответы на вопросы: каков он среди других сверстников, насколько он похож на них.

3. Ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными.

4. В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. При этом для детей продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.

5. Развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к развитию абстрактно – логического мышления, которое мало доступно детям более младшего возраста.

6. Для подростков характерно стремление к новизне. Это обуславливается потребностью в получении новых ощущений, с одной стороны, это способствует развитию любознательности, с другой - быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении. Практика показывает, что лишь у незначительного числа подростков интересы перестают в стойкие увлечения.

Вот такие физические и психологические изменения вы будете наблюдать у своих детей при переходе в стадию младшего подросткового возраста, которая психологами определяется, как негативная.

Социально – психологические потребности детей 11-13 лет:

  • потребность быть принятым группой сверстников;
  • потребность в коллективных действиях и играх, формирование навыков сотрудничества;
  • потребность в создании кумиров, идеалов для подражания;
  • потребность иметь заработок, карманные деньги;
  • стремление к деятельности на свежем воздухе, подвижным играм;
  • потребность заниматься своей внешностью;
  • потребность в самопознании (увлечение самодиагностикой, самоанализом);
  • проявляется интерес к противоположному полу.

Подростково-юношеский возраст (от 14 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических особенностей, обусловленных энергичной нейроэндокринной перестройкой.

В этом возрасте усиливается функциональная активность передней доли гипофиза, щитовидной, половых желез, благодаря чему происходят половое созревание, бурный рост и развитие организма в целом, особенно костно-мышечной системы. Наиболее важное значение для этих процессов имеют половые гормоны и гормон щитовидной железы, продуцируемые под влиянием гормонов передней доли гипофиза.

Ускоренный рост подростков

Ускорение роста начинается: у девочек в 11-13 лет, у мальчиков - в 13-15. Вследствие этого рост девочек 11-13 лет обычно выше роста мальчиков того же возраста. После 13-14 лет темп роста девочек значительно замедляется, а у мальчиков становится более интенсивным, и к 15-16 годам рост мальчиков значительно выше, чем девочек. Начавшееся в пубертатном периоде ускорение роста у мальчиков происходит более равномерно и продолжается дольше, чем у девочек (до 18- 19 лет).

Костная система подростков

Развитие организма - сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными изменениями, структурной дифференцировкой органов и тканей, в том числе и костей. Каждому возрастному периоду соответствует определенная степень дифференцировки костно-хрящевой ткани - появление точек окостенения, образование синостозов между диафизами и эпифизами трубчатых костей. Поэтому на основании появления точек окостенения и синостозов, что определяется при рентгенографическом исследовании, может быть установлено соответствие биологического развития возрасту подростка.

В период пубертатного ускорения роста возникают временные диспропорции в росте костной и мышечной ткани, обусловливающие некоторое нарушение координации движений (неуклюжесть, угловатость), которые после 15-летнего возраста постепенно сглаживаются благодаря усилению и улучшению нервной регуляции движений.

Сердечно-сосудистая система подростков

Наиболее существенные особенности присущи сердечно-сосудистой и нервной системам подростка. В этом возрасте происходит значительное усиление темпов роста сердца во всех направлениях, интенсивно нарастают его размеры в 14-15 лет - резко увеличиваются масса органа, объем полостей; наиболее интенсивно увеличивается левый желудочек. Существенно изменяется гистоструктура миокарда, увеличивается поперечник мышечного волокна, уменьшается количество сосудов на единицу площади миокарда и др. Особенностью подросткового возраста является несинхронность развития отдельных сердечных структур, что приводит к временному несоответствию между функционально важными элементами: бурным развитием миокарда и закончившимся формированием нервных приборов сердца, емкостью сердца и клапанными устьями, емкостью сердечных полостей и просветом сосудов. Комплекс морфоструктурных изменений происходит на фоне интенсивной эндокринной перестройки, неустойчивости регуляторных механизмов, что лежит в основе нередко возникающих в этом возрасте морфологических и функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, вариантов развития сердца. К ним относятся: изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия, малое сердце, митральная конфигурация), неорганические нарушения сердечного ритма, темпа и проводимости, транзиторное повышение артериального давления, неорганический систолический шум и др.

Нервная система подростков

Подростковому возрасту свойственно снижение порога возбудимости центральной нервной системы, следствием чего является повышенная реактивность, часто неадекватность реакций характеру и силе воздействия, выраженная неустойчивость вегетативной нервной системы. Корковая нейродинамика подростков отличается преобладанием возбудительных процессов над тормозными, поэтому особенности поведения подростков часто характеризуются выраженной эмоциональностью, эффективностью.

В подростковом возрасте значительно усилен обмен веществ, особенно белковый, характерен положительный азотистый баланс, что связано с усиленными процессами роста и развития тканей.

Особенности секреторно-моторной функции желудка у подростков

Определенные особенности присущи и функции желудка. Значительная вегетативная неустойчивость обусловливает выраженную лабильность его секреции. Диапазон колебаний общей кислотности и свободной соляной кислоты в норме у подростков очень велик, что снижает диагностическое значение этого показателя при патологических состояниях. Все же подросткам чаще свойственны гиперсекреция и гиперхлоргидрия натощак и в фазе «последовательной секреции». Моторная функция желудка усилена с отчетливой тенденцией к спастическим состояниям, особенно в области пилорического отдела. Эти возрастные особенности секреторно-моторной функции желудка создают благоприятные предпосылки для развития выраженных функциональных и патологических его изменений.

Приведенные особенности развития организма подростка определяют специфику его реакций на различные внешние условия, в том числе и на профессионально-производственные факторы.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь