Внимание, память и интеллект – связь неразрывна. Нарушение памяти и интеллекта Общее эпи память внимание мышление воля интеллект

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Патология памяти.

Память - особый вид психической деятельности, связан­ный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и вос­произведением (репродукцией) информации. Память является ин­тегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кис­лоте (РНК), в молекуле которой кодируется, шифруется и хра­нится информация.

Возможности памяти безграничны. Известно, что феноменаль­ной памятью обладали Юлий Цезарь, Сенека, Александр Маке­донский. Различают механическую и смысловую память. Ме­ханическая, память - это способность запоминать тот или иной материал независимо от его содержания. Смысловая, или ас­социативная, память характеризуется тем, что элементы запо­минаемого связываются между собой ассоциативно, т. е. вступают во внутренние связи с прежней или бывшей ранее информацией.

При изучении памяти выделяют также короткую (кратковре­менную) память, связанную с гиппокампом, и долговременную память, связанную с определенными зонами коры больших полу­шарий.

Под короткой памятью понимается способность к запомина­нию, сохранению и воспроизведению информации через сравни­тельно короткое время после ее поступления. При отсутствии за­крепления эта информация исчезает. При постоянном поддержа­нии информации и ее эмоциональной или интеллектуальной зна­чимости формируется долговременная память. Это, кстати, де­монстрируется в известном школьном тезисе: повторение - мать учения.

Патология памяти, называемая общим термином дисмнезия, в психиатрической практике выражается в гипермнезии, гипомнезии, амнезии и парамнезии.

Гипермнезия - кратковременное усиление, обострение памяти. Больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые до­статочно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчай­ших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы ког­да-то прочитанных, но давно забытых произведений. Состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно проносится перед глазами. По миновании болезненно­го состояния гипермнезия проходит.

Гипомнезия - снижение памяти - удел всех людей в пожилом возрасте. Развитие гипомнезии подчиняется закону Рибо-Джексо­на (обратный ход памяти), когда накопленная за всю жизнь ин­формация постепенно теряется в порядке, обратно пропорцио­нальном приобретению ее, т. е. от настоящего к прошлому. В пер­вую очередь при этом страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные жизненные события.

Особенно характерна гипомнезия для сосудистых, травмати­ческих и атрофических процессов головного мозга.

Амнезия - отсутствие памяти - занимает более значительное место, чем гипер- и гипомнезия в клинике психических заболева­ний. Амнезия бывает общей, распространяющейся на достаточно большой временной период, или частичной, когда она касается лишь каких-то определенных воспоминаний (например, перевод­чик восточных языков после травмы черепа напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно владел ранее, но ко­торый откровенно не любил; его же любимый корейский язык совершенно не пострадал; в данном случае можно говорить лишь о частичной амнезии). Амнезии могут подвергнуться также приоб­ретенные специальные знания и умения, например способность рисовать или водить машину. Выделяют несколько разновидно­стей амнезии.

Ретроградная амнезия - отсутствие памяти на период до нача­ла заболевания. Например, больной, получивший травму черепа, может забыть все, что происходило с ним в течение недели до получения травмы.

Антероградная амнезия - потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность как ретро-, так и антероградной амнезии может варьировать от нескольких часов до нескольких месяцев.

Ретроантероградная амнезия охватывает более или менее дли­тельный период выпадения памяти до и после, например, трав­мы черепа.

Фиксационная амнезия заключается в неспособности больного удержать и зафиксировать поступающую информацию. Все, что ему говорят, что происходит вокруг него, воспринимается адек­ватно, но не удерживается в памяти (отсутствует фиксация посту­пающей информации) и спустя несколько минут, а то и секунд больной полностью забывает об этом.

Прогрессирующая амнезия характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением памяти по закону Рибо-Джексона от настоящего к прошлому.

Тотальная амнезия - это выпадение из памяти всей информа­ции, которая только была у больного, включая даже сведения о себе. Такой больной не знает, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него родители, другими словами, он не по­мнит ничего. Тотальная амнезия может быть при выраженной трав­ме черепа, особенно в военных условиях, реже она встречается и при функциональных заболеваниях (при выраженных стрессовых ситуациях).

Палимпсест - выпадение из памяти отдельных событий в со­стоянии алкогольного опьянения.

Истерическая амнезия - провалы в памяти, касающиеся не­приятных, невыгодных для больного фактов и событий. Развива­ется по типу вытеснения не только у больных, но и у здоровых, но акцентуированных по истерическому типу личностей. Если про­валы памяти по истерическому типу возникают у субъекта, не имеющего в преморбиде истерических черт, такая дисмнезия на­зывается скотомизацией.

Парамнезия - это обман, провал памяти, который заполняет­ся различной информацией, определяющей вид парамнезий. Вы­деляют четыре вида этой патологии: конфабуляции, псевдореми­нисценции, криптомнезии и эхомнезии.

Самым распространенным вариантом парамнезии являются конфабуляции - это замещение провалов памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной верит абсолютно.

Псевдореминисценции - это замещение провалов памяти ин­формацией и реальными фактами из жизни больного, но значи­тельно смещенными во времени. Например, больной со старчес­ким слабоумием, находящийся в больнице около шести месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, ут­верждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в X классе. Иногда в литературе вместо этого термина используют понятие «замещающие конфабуляции».

Криптомнезии (присвоенные воспоминания) - провалы памя­ти, заполняемые информацией, источник которой больной забы­вает: он не помнит, наяву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанные в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными.

К криптомнезиям относится и так называемое отчужденное воспоминание, состоящее в том, что события, произошедшие в жизни больного, он в последующем воспринимает не как реаль­ные, а как прочитанные в книге, увиденные в кино или театре, услышанные по радио, от собеседников или пережитые в снови­дениях.

Некоторые исследователи относят к парамнезиям и эхомнезии (редублицирующие воспоминания). Это особый вид обмана памя­ти, при котором события, происходящие в настоящее время, ка­жутся уже происходившими раньше.

С известной долей условности в эту группу расстройств отно­сят и экмнезии, при которых далекое прошлое переживается как настоящее. При экмнезии весьма пожилые люди считают себя юнцами и начинают готовиться к свадьбе. Концентрированное комплексное нарушение памяти особенно выражено при так на­зываемом Корсаковском синдроме.

Синдром Корсакова включает в себя триаду симптомов: фикса­ционную амнезию, парамнезию и амнестическую дезориентировку во времени или месте. Этот синдром описан С. С. Корсаковым в 1887 г. при алкогольном полиневритическом психозе. Он получил название своего первооткрывателя и был выявлен при очень мно­гих психических заболеваниях, кроме шизофрении.

Память - такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт.

Память (“входные ворота интеллекта”) является необ­ходимым условием для более сложного вида психической деятельности - мышления. Различают кратковременную и длительную, механическую и смысловую (ассоциативную) память.

Память состоит из следующих основных компонентов: рецепция - восприятие нового; ретенция - способность удерживать эту новую информацию; репродукция - спо­собность воспроизводить полученную информацию.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к раци­ональному познанию, мышление, ориентировка, критиче­ские способности, умение адаптироваться в новой ситуации и т.д.).

6.1. Клинические проявления 6.1.1. Нарушения памяти

6.1.1.1. Амнезии

Амнезия (греч. а - частица, означающая отрицание, + mncme - память, воспоминание) - потеря памяти, от­сутствие ее.

Ретроградная амнезия - потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. Может охватывать различный от­резок времени.

Человек, перенесший травму головы с потерей сознания в течение 5 ч, прийдя в себя, никак не мог вспомнить не только как, при каких обстоятельствах это случилось, но и что было в течение трех дней перед этим. Совершенно не помнил, что он в этот период делал, где был, кого видел.

Антероградная амнезия - потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического со­стояния.

Продолжительность во времени также может быть раз­личной.

Больной, перенесший серию эпилептических припадков, после окон­чания их и полного прояснения сознания долго разговаривал с врачом, сообщая ему о самочувствии в данный момент, жаловался на боль в прикушенном языке, на чувство разбитости во всем теле, просил поскорее выписать его домой. Однако когда он встретил врача через несколько часов - к вечеру того же дня, то никак не мог вспомнить, что сегодня этого врача уже видел. Совершенно не помнил также и содержание беседы, а также все другие события дня (что он ел за обедом, чем занимался).



Нередко встречается и сочетание этих двух видов ам­незий, в таком случае говорят о ретроантероградной ам­незии.

Фиксационная амнезия - потеря способности запоми­нать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается.

Больная никак не могла запомнить, где стояла ее кровать, хотя на­ходилась в этой палате уже в течение нескольких лет; не помнила имени своего лечащего врача, несмотря на то что ей сообщали его каждый день;


1 Термин произошел от имени Мнемосины (Мнемозины), богини па­мяти, матери 9 муз (в греческой мифологии).


никак не могла вспомнить, что она только что ела, чем занималась. Встречая по несколько раз в день дежурную сестру, каждый раз радостно заявляла: “Рада вас приветствовать, давненько мы с вами не встречались”.

Прогрессирующая амнезия характеризуется постепен­ным ослаблением памяти, причем в первую очередь ослаб­ляется, а потом и исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время как далекое прошлое человек- может помнить долго и до­вольно хорошо.

Больная, ничего не помнящая из событий последних лет, забывшая даже, как зовут ее дочь, в то же время хорошо помнила, какую чудесную куклу ей подарили в шестилетнем возрасте, хотя было это 60 лет тому назад. Помнила, какое на этой кукле было платье, какие волосы, как она не расставалась с ней даже ночью.

Характерная последовательность снижения памяти по принципу “обратного хода памяти” называется зако­ном Ρ и б о. По этому закону происходит и так называ­емое физиологическое старение памяти.

6.1.1.2. Парамнезии

Парамнезия (греч. para - рядом, возле, около + mneme - память, воспоминание) - ошибочные, ложные, превратные воспоминания. Человек может вспоминать дей­ствительно имевшие место события, но относить их к совсем иному времени. Это называется псевдореминисценциями - ложными воспоминаниями.

Конфабуляции (от лат. con - с + fabula - повествование, история, сказка, беседы) - другой вид парамнезий - вы­мышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности, когда больной сообщает о том, чего в действительности никогда не было. В конфабуляциях часто присутствует элемент фантазии.

Больной с возмущением говорил: “Ужасные безобразия творятся в этой клинике, вчера, например, меня посадили в клетку, а до этого заставили вылезать на улицу через форточку”.

Криптомнезия (от греч. kryptos - скрытый, тайный + mneme - память, воспоминание) - такого рода парамне­зии, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотво­рение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал



разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации.

Больная утром, только что проснувшись, рассказала соседкам по палате содержание своего сна: ей приснилось, что мать в ее отсутствие сдала в ломбард все ее платья. Увидев мать, пришедшую к ней на свидание к вечеру этого дня, больная стала плакать и упрекать ее за “сданные в ломбард платья”. Была убеждена, что это было на самом деле, заявляла матери: “Тебе просто стыдно, вот ты и говоришь, что ничего не сдавала”.

Очень редко встречается так называемая фотографиче­ская память, когда человек, только что прочитав несколько страниц незнакомого текста, может тут же повторить на память все прочитанное почти без ошибок.

Близок к фотографической памяти и феномен, называ­емый эйдетизмом, в целом относимый не только к памяти, но и к области представлений (см. главу 5).

Эйдетизм (от греч eidos - образ) - явление, при котором представление зеркально воспроизводит восприя­тие. Здесь также участвует память в ее ярком образном виде: предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ. Эйде­тизм как нормальное явление бывает у маленьких детей с их способностью к яркому образному восприятию и чрезвычайно редко встречается у взрослых. На­пример, ребенок, посмотрев на фотографию и пе­ревернув ее обратной стороной, может в точности описать виденное.

Очень хорошая память совершенно не обязательно сви­детельствует о высоком интеллекте. У олигофренов может быть очень высоко развито механическое запоминание без всякого его осмысления.

6.1.2. Интеллектуальные расстройства """

Расстройства интеллектуальной деятельности - изме­нение процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей.

6.1,2.1, Слабоумие

Различают так называемую деменцию (от лат. de - приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens - ум, разум) - приобретенное слабоумие и олигофрению (от греч. oligos - малый в смысле количества + phren - дума, ум) - врожденное слабоумие.


По особенностям клинической картины различают следую­щие типы деменций.

Органическая деменция - слабоумие, вызванное глав­ным образом сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими психозами, травмами го­ловного мозга. Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное) .

Тотальное слабоумие характеризуется стойким сниже­нием всех интеллектуальных функций, слабостью суждений, отсутствием критики к своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция (см. “Психозы старческого возраста”), а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция - см.).

Больной, в прошлом очень образованный и культурный человек, не стесняясь присутствующих, ходит голым по палате, затем подходит к молодому врачу и предлагает ей “немедленно выходить за него замуж”. Не помнит дат своей жизни, известных исторических дат. Без всякой критики относится к своему состоянию, считает себя вполне здоровым, а факт своего пребывания в отделении психиатрической больницы объясняет желанием “отдохнуть от дел в этой милой обстановке”.

Частичное (дисмнестическое) слабоумие характеризу­ется, как показывает уже само название, выраженными нарушениями памяти. Остальные интеллектуальные функ­ции страдают главным образом вторично, поскольку нару­шаются “входные ворота интеллекта”, как иногда называют память. Такие больные сохраняют способность к суждениям, у них наблюдается критическое отношение к своему состо­янию. Им трудно усваивать новое, но старые знания, осо­бенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. Ввиду критического отно­шения к себе такие больные понимают свое положение, стараются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно за­писной книжкой, пишут заранее, что им надо сказать или сделать.

Типичная картина такого частичного слабоумия может наблюдаться при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга.

По Международной классификации болезней (10-й пересмотр) вы­деляются следующие видь! деменций: деменция при болезни Альцгеймера; сосудистая деменция; деменций при болезнях Пика, Гентингтона, Пар-кинсона, СПИДе и др.; неуточненные деменций.



Среди приобретенного слабоумия выделяют также ши­зофреническое и эпилептическое слабоумие.

Шизофреническое слабоумие, называемые еще апати­ческим или атактическим, характеризуется интеллекту­альной бездеятельностью, безыницативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности еще длитель­ное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открыва­емым.

Молодой человек 22 лет целыми днями неподвижно лежит в постели, не проявляя ни к чему никакого интереса и ничем не занимаясь. Не берет в руки книг, совершенно равнодушен к самой интересной телевизионной передаче. В то же время однажды неожиданно подошел к шахматному столику и обыграл очень сильного шахматиста. В дальнейшем по-прежнему ничем не занимался, безучастно относился к многочисленным предложе­ниям сыграть в шахматы.

Эпилептическое слабоумие выражается не только в зна­чительном снижении памяти, но и в своеобразном измене­нии мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему все кажется важ­ным, все мелочи - значительными. Мышление становится вязким, "непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентри­ческое слабоумие).

Больная 36 лет, с детства страдающая эпилепсией, подробно, с мно­жеством деталей, сообщает о своем состоянии: “Так вот, значит, я тогда пошла, пошла, а передо мной дверь, ну я взялась за ручку, взялась и толкнула, а там еще бабушка стояла, у нее носки шерстяные и ботинки сороковой размер...” и т. д. Всю эту длинную речь больная произнесла для того, чтобы сообщить врачу о появлении припадков после ушиба головы дверью. Память резко снижена, женщина пользуется небольшим количеством слов, часто применяя трафаретные выражения и рифмы, охотно употребляет уменьшительные слова: “глазоньки”, “рученьки”, “се-стриченька”, “кроваточка”. Целиком занята собой, окружающим интере­суется постольку, поскольку это имеет какое-то отношение к ней.

Олигофрения - наследственное, врожденное или при­обретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в пер­вую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении социальной адаптации.


6.2. Основные синдромы нарушений памяти и интеллекта

Синдром Корсакова - разновидность амнестического синдрома. Основой его является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим воз­никает нарушение ориентировки (так называемая амнести-ческая дезориентировка). В первую очередь это касается времени. Кроме того, имеется дезориентировка в месте и окружающей действительности. И еще один характерный симптом этого синдрома - парамнезии, главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии.

Больной 33 лет, переведенный в психиатрическую клинику (ввиду выраженных расстройств памяти) из хирургической, где он лечился по поводу травмы головы, охотно сообщает свое имя и фамилию, профессию, имена детей. В то же время не знает, где он сейчас находится, какое сегодня число, что он совсем недавно ел. Никак не может упомнить имени лечащего врача (несмотря на то, что каждый день спрашивает об этом), не помнит, где стоит его кровать. На вопрос, чем он вчера занимался, сообщает, что “пришлось срочно пересматривать один проект”. В другой раз говорит: “Целый день занимался починкой мотоцикла, что-то он опять у меня забарахлил”.

Органический (энцефалопатический, психоорганиче­ский) синдром состоит из триады Вальтер-Бюеля, включа­ющей в себя: 1) эмоциональную лабильность, эмоциональ­ное недержание; 2) расстройство памяти; 3) снижение ин­теллекта. Больные становятся беспомощными, с трудом ориентируются (прежде всего нарушается ориентировка во времени, так как постоянно приходится запоминать новые числа), сложно адаптируются к новой ситуации, плохо ее понимают. У них ослабляется воля, снижается работоспо­собность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Нередки варианты психопатоподобного поведения органи­ческого генеза.

Выделяют следующие варианты (стадии) психоорганического синдрома (К. Шнайдер): астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический.

Органический (психоорганический, энцефалопатиче­ский) синдром может возникать при самых различных заболеваниях: при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, со­судистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях (как следствие


заболевания печени, почек, легких и т. д.); при алкого­лизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, про­текающих с атрофическими процессами в головном мозге (например, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.). Сопровождается самыми различными неврологическими расстройствами.

Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при при­менении соответствующей терапии, в том числе ноотроп-ными средствами.

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

Мышление - обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отноше­ниях. Основным элементом мышления является поня­тие - отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений в отличие от ощущений, восприятий и представлений, кото­рые отражают либо отдельные конкретные свойства пред­метов и явлений (ощущения), либо эти конкретные явления и предметы в целом (восприятия), либо воспроизведение образов, воспринятых в прошлом (представления). Напри­мер, -понятие “дом” отражает общие свойства самых раз­личных построек разной архитектуры, величины, стиля, месторасположения, содержит смысл “собственного жили­ща” и т. д.

Одной из самых главных особенностей понятий является то, что они базируются не только на собственном опыте человека, но и включают в себя опыт предыдущих поко­лений, закрепленный с помощью языка. Именно поэтому овладение языком способствует усвоению всего багажа зна­ний, накопленных человечеством.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения и обобщения, абстракцию и кон­кретизацию с последующим переходом к образованию по­нятий.

Процесс ассоциации может нарушаться самым различ­ным образом в зависимости от характера болезни, ее стадии, типа течения и исхода.


7.1. Клинические проявления

7.1.1. Расстройства ассоциативного процесса

Ускорение мышления выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные, несмотря на очень бы­струю (“пулеметную”) речь, все-таки не успевают их вы­сказывать. Внешне такая речь больных может напоминать шизофазию (разорванную речь), однако если ее записать, например, на магнитофон, то потом можно найти в ней определенный смысл, чего нет при шизофазии.

Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна также отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к момен­тальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень отвлекаемости выражается в “скачке идей” (fuga idearum), когда мысли больных, молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно бывает уловить в них какой-нибудь общий смысл.

Может быть прерывистость ассоциаций (так называе­мые шперрунги; от нем. sperrung - загораживание, бар­рикадирование) .

Замедление мышления характеризуется бедностью ассо­циаций, замедленным течением ассоциативного процесса, заторможенностью его. Больные с такими явлениями жа­луются, что у. них “часами не бывает в голове никаких мыслей”, “ничего не приходит в голову”. На вопросы они обычно отвечают очень лаконично, односложно, иногда только словами “да” или “нет”, часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впе­чатление, что больной не расслышал или не понял вопроса. Сами больные в таком состоянии говорить не начинают, ни к кому ни за чем не обращаются.

Патологическая обстоятельность мышления заклю­чается в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности мысли­тельных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незна­чительных деталях, им все кажется важным, нужным - каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, существенного.


Патологическая обстоятельность мышления характери­зуется очень малой продуктивностью, подчас же вообще непонятно, что больной хотел сказать, какой смысл имела его длинная витиеватая речь (лабиринтное мышление).

Персеверация мышления (лат. perseveratio - настойчи­вость, упорство) - патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выра­жается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего такие больные могут правильно ответить только на первый вопрос врача, а затем уже однообразно повторяют тот же ответ или части его.

Больного, страдающего тяжелой формой церебрального атеросклероза, спрашивают, где он лечится. Больной отвечает: “В больнице имени Со­ловьева”. - “Сколько времени вы здесь?” - “Больница Соловьева”. - “Ваша специальность до болезни?” - “Больница Соловьева”. - “Чем вы сегодня занимались?” - “Больница Соловьева”.

Вербигерация (от лат. verbum - слово + gero - веду, совершаю) - речевая стереотипия - бессмысленное, не­редко ритмическое повторение одних и тех же слов, реже - фраз или их обрывков.

Паралогичное мышление характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает боль­ной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: “Я заболел шизофренией, потому что в детстве мало ел манной каши” или “Я хочу спать, а потому научите меня, пожалуйста, музыке”.

Резонерство - склонность к пустым рассуждениям, ког­да, как говорят, “очень много слов и мало мыслей”. Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: “Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно”.

Разорванность мышления выражается в отсутствии свя­зи между отдельными мыслями или даже отдельными сло­вами. Речь такого больного может быть совершенно непо­нятной, лишенной всякого смысла, и поэтому ее нередко называют словесной окрошкой, словесным салатом.

Паралогичное мышление, резонерство и разорванность мышления наиболее характерны для шизофрении.

Бессвязность мышления (инкогерентносвд>, инкоге"рен-тное мышление; лат. in - частица отрицания + coheerentia - сцепление, связь) характеризуется полной хаотичностью, бессмысленностью мышления, речь состоит


из набора отдельных слов, никак между собой не связанных: “Чудо-чудо... жили-были... ах, как холодно... день, пень, лень... до свидания...”. Инкогерентность внешне может напоминать то, что носит название разорванного мышления, но главное отличие состоит в том, что разорванное мыш­ление возникает на фоне ясного сознания; инкогеренция же всегда является следствием помрачения сознания (обыч­но по типу аментивного синдрома, аменции).

Символическое мышление. Символика свойственна и нормальному мышлению тогда, когда она отражает обще­принятые идеи, взгляды, связана с той или иной реальностью (например, символика гербов, математических знаков, на­конец, рисунков в виде сердца, пронзенного стрелой).

При патологическом символизме (свойственном главным образом больным шизофренией) эта патология мышления сугубо индивидуальна и непонятна окружающим. Эта сим­волика может касаться как отдельных слов, понятий, так и всего строя мышления в целом. Больной может воспри­нимать символически и речь окружающих.

Больной при беседе с врачом, пишущим его историю болезни, отвечал довольно адекватно до тех пор, пока врач не попросил его объяснить смысл поговорки “Куй железо, пока горячо”. Больной, спокойно до того сидящий, вдруг вскочил и кинулся к окну. На вопрос, почему он так поступил, ответил: “Вы же сами сказали: "Куй железо" ... значит, "беги, пока не поздно"”.

Больные с символическим мышлением могут придавать особый смысл самым обыденным вещам (“желтый цвет обо­ев - значит, здесь живут ненадежные, склонные к изменам люди”; слова “хороший аппетит” говорят о том, что этот человек “сживет со света всех ему неугодных”.

При выраженных изменениях мышления речь больных может состоять из одних им понятных символов, в том числе и неологизмов (употребление новых, ни на что не похожих словообразований; больной при выражении удо­вольствия говорит “блюм-блям”, а при недовольстве чем-то - “пури-прури”).

Наглядным примером символического мышления могут быть рисунки, стихи и вообще любое творчество больных. Метерлинк - очень талантливый человек, к сожалению, страдавший шизофренией, вывел в своей широко известной пьесе-сказке образ Синей птицы, ставшей затем для всех людей символом недосягаемого, призрачного счастья.

7.1.2. Сверхценные идеи

Патология мышления может выражаться в таком фено­мене, как сверхценные идеи - гиперквантивален-тные идеи (от лат. hyper - над, сверх + лат, quantum - сколько + valenti - сила) - мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, опреде­ляющие все его поведение. Характеризуются большой эмо­циональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением. Например, человек, действительно пишу­щий стихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он необыкновенный, чрез­вычайно талантливый, гениальный поэт, и вести себя со­ответствующим образом. Непризнание же его окружающими он расценивает как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении уже не считается ни с какими реальными фактами.

Такие сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу других чрезвычайно переоце­ниваемых способностей: музыкальных, вокальных, писа­тельских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобретательству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, не­доброжелательного отношения, сутяжничества.

Человек, имеющий небольшой косметический недоста­ток, например слегка оттопыренные уши, считает, что это - трагедия всей его жизни, что окружающие к нему из-за этого плохо относятся, что все его неудачи связаны только с этим “уродством”. Или человека кто-то действительно обидел, и он после этого ни о чем другом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены только на это, он уже и в самых безобидных действиях видит только одно - желание ущемить его интересы, вновь задеть его. То же может касаться и сутяжничества (кверу-лянства - от лат. querulus - жалующийся) - склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция (например, газета, суд и т. д.), куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его “правоты”, сама становится объектом очередной жалобы.

Сверхценные идеи особенно характерны для психопати­ческих личностей.


7.1.3. Бредовые идеи

Наиболее качественно выраженным расстройством мыш­ления является бред.

Бредовые идеи (бред) - неправильные умозак­лючения, ошибочные суждения, ложная убежденноств, не соответствующие действительности. От обычных человече­ских заблуждений бред отличается следующим: 1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом бо­лезни; 2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей; 3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны; 4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его по­ступки. Просто заблуждающийся человек при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений. Ни­какими фактическими доказательствами бредового больного разубедить не удастся.

По клиническому содержанию (по теме бреда) все бре­довые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы: 1) бредовые идеи преследования; 2) бредовые идеи величия; 3) бредовые идеи самоуничиже­ния (депрессивный бред).

7.1.3.1. Бредовые идеи преследования

Бред отношения заключается в патологическом убеж­дении человека, что все имеет к нему отношение: окружа­ющие смеются над ним, перемигиваются по его адресу, он вызывает их насмешливое или даже брезгливое к себе от­ношение. Такие больные перестают посещать общественные места, пользоваться общественным транспортом, ходить в театр или на лекции, так как убеждены, что стоит им только появиться, как все тут же замечают их, насмешливо улыбаются, как-то подозрительно смотрят, плохо говорят о них. Разновидностью бреда отношения является бред особого смысла (особого значения). При этом самым обычным ве­щам больные придают особое значение, видят в них особый для себя смысл.

Больная, увидев на столе журнал с фотографией тигра в клетке, убежденно заявляет: “Все понятно. Специально положили эту картинку, чтоб подсказать, что скоро переправят меня в тюрьму”. Другой больной, увидев на одной из студенток желтую кофточку, со злобой стал кричать преподавателю: “Л, я знаю, вы нарочно привели ее сюда, чтоб всем

студентам стало известно о моей импотенции, вы же знаете, что желтый цвет об этом сигнализирует”.

Сенситивный (от лат. sensibilis - чувствительный) бред отношения формируется на основе таких особенностей лич­ности, как застенчивость, впечатлительность, ранимость, мнительность.

Бред отравления заключается в болезненной убежден­ности человека в том, что его хотят отравить, поэтому он отказывается от еды (“постоянно яд в пищу подсыпают”), не принимает лекарств (“под видом лечения отравить хо­тят”), не покупает расфасованных продуктов (“я же знаю, что мне дадут бутылку с отравленным молоком”),

Бред воздействия может иметь много различных вари­антов: больной убежден, что на него на расстоянии воздей­ствуют гипнозом, электричеством, атомной энергией, влияя таким образом на его мышление, поступки, вызывая у него сексуальное возбуждение.

Больной сообщает: “Существует преступная группа, которая с помощью особых аппаратов постоянно держит меня под лазерными лучами. Они воруют мои мысли, жгут мои внутренности, создают мне плохое настро­ение”.

Бред преследования в собственном смысле означает па­тологическую убежденность в том, что “преследователи” находятся в непосредственном окружении больного, ходят за ним по улице, подстерегают его под окнами дома, под видом больных проникают вслед за ним в клинику: “Я постоянно чувствую за собой слежку, за мной по пятам идут какие-то подозрительные личности в кепках, куда ни пойду, всюду они меня подстерегают, убить хотят”.

Бред материального ущерба характеризуется ложной убежденностью в том, что окружающие постоянно обворо­вывают больного, крадут его вещи и деньги, носят его одежду, получают за него его зарплату или пенсию, портят его имущество, морят его голодом: “Вот так и сплю в шапке и валенках, только сними - тут же украдут, уже очки украли, все книги растащили, даже кофейник унесли”. Бред материального ущерба наиболее типичен для психозов стар­ческого возраста.

Бред порчи, бред околдования. У больного человека по­является убежденность в том, что он стал жертвой колдов­ства, “его испортили заговором”, “дали выпить какого-то зелья и он теперь стал совсем немощным”, “от него осталась одна только тень”, его “сглазили дурные глаза”. Такой бред


не следует смешивать с суевериями, коща подобные идеи носят характер простого заблуждения и не являются след­ствием болезни.

Бред обвинения состоит в болезненном убеждении, что окружающие обвиняют человека в какие-то неблаговидных поступках, считают вором, насильником, клеветником, а он “никак не может доказать свою невиновность”, ему “все равно не верят”, а иногда даже и специально “подстраивают факты”. Так, больная по целым дням не встает с постели, поскольку убеждена, что даже при отлучках в туалет ей “подсунут в постель чужую вещь и всем уже будет доказано, что она - воровка”. Или больной без конца обращается к окружающим со словами: “Я никогда не писал анонимок, умоляю вас, поверьте мне, я никогда не был пасквилянтом, ну почему мне никто не верит!” Этот бред наиболее типичен для пресенильных психозов.

Бред ревности - больной или больная немотивированно ревнуют жену или мужа, без всякого повода убеждены в супружеской неверности, они в самых невинных вещах видят “неоспоримые доказательства” своей правоты.

Больной сообщает: “Жена каждое утро выходит на балкон, чтобы полить цветы, а на самом деле сигнализирует этим любовнику, когда меня не будет дома”. Или: “Коврик у дверей сдвинут в сторону, ясно, что без меня здесь бьи кто-то чужой, ведь и я, и жена очень аккуратны”.

Бред ревности может встречаться при различных забо­леваниях, в частности при алкоголизме.

7.1.3.2. Бредовые идеи величия

Бред изобретательства выражается в том, что больной убежден, что он сделал выдающееся открытие, изобрел вечный двигатель, открыл причину рака, нашел средство для максимального продления человеческой жизни, изобрел “эликсир вечной молодости”, “средство для усовершенство­вания человеческой породы”. Близок к этому бреду и бред реформаторства, когда больной убежден, что “открыл идею преобразования мира” и совершит “гениальную реформу”.

Бред высокого происхождения заключается в убежден­ности больного, что он сын всемирно известного писателя, кинозвезды, “последний отпрыск дома Романовых” и т. д., а “те, кто считается сейчас родителями, всего лишь воспи­татели”, “подставные лица”, “родители в условном смысле”.

Бред богатства заключается в убежденности больного,


что он “владелец несметных сокровищ”, “обладает всеми золотыми запасами на земле”, “ему ничего не стоит подарить каждому студенту по золотой шубе”, у него “дом в миллион комнат”.

Любовный, эротический (сексуальный) бред заключается в том, что больной или больная твердо убеждены в нео­быкновенно сильной любви к ним какого-то человека, воз­можно, даже и незнакомого, который “безумно любит на расстоянии”. Такие больные настойчиво добиваются встречи с “возлюбленным” или “любимой”, буквально преследуют их, все поведение окружающих и особенно “предмета люб­ви”, по их мнению, подтверждает правильность их мысли: “Он делает вид, что мы незнакомы, потому что оберегает меня от нападок своей нелюбимой жены”, “Она специально надела красное платье, чтобы показать, как сильна ее лю­бовь ко мне”, “Он специально женился, чтобы не бросить тень на мою репутацию”.

Нелепый бред величия (грандиозных размеров) - так называемый мегаломанический (от греч. megas - большой) (“все дети на земле родились от него”, “все книги, какие в мире есть, написал я, но только под разными именами”, “я один могу сразу съесть десять быков”) характерен для прогрессивного паралича.

7.1.3.3. Бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред)

Бред самоуничижения, самообвинения, виновности, греховности - весьма близкие по клиническому содер­жанию патологические идеи о своих мнимых ошибках, несуществующих грехах, несовершенных преступлениях (“в жизни не сделано ничего хорошего”, “я никуда не годный человек”, “вся моя жизнь - сплошная цепь оши­бок и преступлений”). Такие больные очень часто убеж­дены, что своими ошибками и поступками они погубили не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, что они “всем в тягость”, “объедают окружающих”, “не имеют никакого права даже на кусок черствого хлеба”. Для них характерно также ожидание наказания, убежденность в его необходимости или неизбежности (“я - чудовище, не понимаю как меня земля держит”, “нет такой кары, ко­торая бы соответствовала моим проступкам”). Подобные бредовые идеи особенно характерны для больных с пре-сенильными психозами.


Ипохондрический бред выражается в ошибочных умо­заключениях по поводу состояния собственного организма, болезненной убежденности в наличии заболевания (рак, сифилис, СПИД, “воспаление всех внутренностей”, нару­шение обмена веществ), поражения всего организма или отдельных частей тела (“кровь сгустилась, в сердце какие-то тяжи и пробки, скоро уже придет полный конец”, “весь мочевой пузырь поражен, моча даже не идет”). Иногда больные утверждают, что они уже не существуют, у них нет желудка, нет кишечника (“доктор, как я могу есть, когда у меня уже нет желудка, да и кишечник весь сгнил”, “сердце перестало работать, печень исчезла”, “почки на­сквозь прогнили”). Такая разновидность ипохондрического бреда носит название бреда отрицания или ни-гилистического бреда (от лат. nihily - ничего).

Реже такое бредовое отрицание касается не собственного организма, а внешнего мира: “все погибло”, “солнце погас­ло”, “земля провалилась”, “мир куда-то исчез” (подобный бред так и называется - бред гибели мира).

У одного и того же больного может быть либо одна бредовая идея, либо сразу несколько (например, одновре­менно существование бреда величия и преследования). Кро­ме того, один вид бредовых идей может переходить в другой (так называемая трансформация бреда).

Почему-то принято считать, что «День знаний» равно «школа», ни больше, ни меньше. Как будто аттестат о среднем образовании – это наш предел, а зона мозга, отвечающая за обучение, с момента его получения начинает стремительно сокращаться.
Да, практические наблюдения подтверждают, что с возрастом учиться становится сложнее, а запоминать имена новых знакомых не всегда получается с первого раза. Но думается, что в большинстве случаев это вопрос сноровки, смекалки, тренировки, а вовсе не необратимых возрастных изменений. Чтобы на финишной прямой августа детишечкам не было одиноко в предвкушении всего, что последует за букетами гладиолусов и белыми бантами, мы подобрали десять книг «для тренировки мозгов». Взрослых мозгов.
Посвящается желающим легко делить счета в ресторанах на число участников дружеской посиделки, не задумываясь подбирать подходящие ситуации синонимы и навсегда избавиться от повторения мучительного «где-то я его видел, а где – не знаю» и «вертится ведь на языке, спать не смогу, пока не вспомню!»
В этой собраны только самые интересные и полезные 10 книг для развития памяти и интеллекта . Приятного чтения!

2.
Чарльза Филлипса называют, ни больше, ни меньше, «гуру головоломок», и он собрал в одной книге почти сотню интеллектуальных задач для развития и тренировки интеллекта. По аналогии с тренировкой тела для живого ума, крепкой памяти и совершенного механизма вспоминания требуются регулярные занятия. И сама структура книги сформирована по примеру фитнес-тренировки: сначала простые упражнения на "разминку", затем продвинутые "тренажеры для интеллекта» и в финале - настоящий "Бег с препятствиями". А в качестве поддерживающих реплик тренера – увлекательные факты из жизни умного мозга.

3.
Книга из серии «Как что работает» объяснит читателю, почему он влюбляется или поднимается с постели рано утром, как и зачем правильно питаться, чем «подзарядить мозги», когда это требуется и как улучшить свою память. Автор обобщает и упрощает для понимания широкими массами новейшие достижения нейробиологии, психологии и науки о питании. Отличная настольная книга с советами, без заоблачных целей.

4.
А вот и наш подарок дорогим культурным читателям. Чтобы вы смогли оценить на себе действенность уникальной методики, уже завтра мы разыграем эту книгу. И у кого-то из вас в библиотеке появится уникальная 60-дневная программа выдающегося японского невролога, профессора Рюты Кавашимы, по которой уже тренируются более 2 000 000 людей по всему миру.

5.
Все же слышали, что от безграничных возможностей нашего мозга простые смертные обычно используют лишь ничтожную часть. Для тех, кто хочет большего, и придумана эта книга. Автор обещает научить запоминать огромные объемы цифр, текстов, событий, решать сверхсложные задачи, с легкостью находить выход из самой запутанной ситуации. Итак, для информации – это уже пятнадцатое издание тренинга по развитию интеллекта, памяти, креатива, интуиции - улучшенное и дополненное.

7.
Тысяча мелочей в одном собрании: практические упражнения, головоломки, игры, тесты, советы по питанию и образу жизни – взяв на вооружение хотя бы часть представленных здесь советов, вы сможете сразу же получать реальные результаты, которые традиционны для нашего сегодняшнего обзора: улучшение памяти, расширение возможностей интеллекта, быстрые операции в уме.
Всего 15 минут в день легкой гимнастики для ума и подсознания, созданной на основе систем двух мастеров работы с подсознанием Джозефа Мэрфи и Джона Кехо, дадут вам возможность получить доступ к источнику энергии поистине космического масштаба – энергии, способной изменить всю вашу жизнь!

8.
Мозг есть – а чего не пользуетесь? Умные же люди, а поступаете нелогично и опрометчиво. Нагружаете себя лишней работой, растрачиваете силы на пустяки, а на главное не остается ни времени, ни возможностей. Конфликтуете с начальством, спорите с подчиненными, проживаете день за днем, как тот Сизиф с его камнем. Но Сизиф-то был проклят богами, а вы просто не умеете пользоваться предоставленным в ваше распоряжение богатством. Мозг называется. И, оказывается, особенности его устройства иной раз прямым образом нам жить мешают. И ничего с этим поделать мы не можем. Но можем учитывать в своих поступках и работе, организации времени и планировании дел. Тем самым убережем немало нервных клеток себе и окружающим, а заодно уменьшим число конфликтов и станем счастливее.

9.
Автор книги Мэрилу Хеннер - одна из двенадцати человек в мире, обладающих Сверхъестественной Автобиографической Памятью - и этот факт научно доказан. Она помнит мельчайшие детали своей жизни, начиная с раннего детства. И не предлагаем вам следовать ее примеру, а всего лишь предоставляет набор инструментов и рекомендаций, которые позволят по-новому взглянуть на работу мозга и на то, как он создает и сохраняет воспоминания. Простые, практичные и забавные упражнения помогут усовершенствовать память, повысить эффективность работы мозга и изменить к лучшему свою жизнь.

10.
Эта книга - кульминация 25-летних исследований в области ускоренного обучения. Здесь описаны приемы, методы, технологии, которые помогут читателям выявить умственные, психологические, творческие способности и использовать их на полную мощь.

Интеллект, память и внимание - это качества, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни. Без развития умственных постепенно начинают деградировать, потому очень важно тренировать мозг с малых лет. Именно в юном возрасте мы способны поглощать наибольший объём информации, у нас стимулируется развитие памяти и интеллекта, а потому мы совершенствуемся стремительнее, чем во взрослой жизни.

Что собой представляет интеллект?

Это, скорее, общее понятие, чем конкретное. Интеллект - это глобальная когнитивная система, которая включает в себя все способы познавания окружающего мира. Но это лишь часть его определения. Умственную деятельность можно интерпретировать также как способность к адекватному поведению. Более того, тренировки интеллекта, - это способность получать и использовать на практике знания, анализировать и пытаться постигнуть как абстрактные, так и конкретные категории.

Именно благодаря умственной деятельности человек способен:

  • анализировать полученную информацию, сопоставлять её, сравнивать и выделять из неё логическую и смысловую части;
  • критически оценивать полученные данные и таким образом находить, где ложь, а где правда;
  • мыслить и рассуждать, основываясь на законах логики, и делать соответствующие выводы;
  • использовать дедукцию - обобщать, находить закономерности и выискивать нужную мысль из общей картины;
  • образное восприятие - сведение в одну категорию совершенно разных, на первый взгляд, вещей;
  • абстрактно мыслить - создавать и запоминать сложные идеи и системы;
  • концентрироваться на конкретном деле;
  • прогнозировать возможный ход событий и решать, как справляться с потенциальными проблемами.

То есть, как мы видим, интеллект - это то, что мы обычно совершенствуем, начиная с рождения.

Как тренировать умственные способности ребёнка?

Развитие интеллекта и памяти под силу любому. Ниже перечислен свод правил, соблюдая которые, можно быстрее достичь поставленной цели.

  1. Для благотворной работы мозга необходим кислород, потому ребенку обязательно нужно бывать на свежем воздухе.
  2. В самом раннем возрасте дети познают мир через игрушки. Им интересно, что будет, если погрызть, бросить или ударить мячик или погремушку. Потому не стоит мешать малышу проводить исследования - лучше помогите. Вместо уже готовых игрушек покупайте конструкторы с крупными деталями. А детям старше 3 лет, которые уже не пытаются пробовать каждый новый предмет на зуб, можно покупать "Лего", пазлы и головоломки для развития интеллекта и памяти.
  3. Читайте вместе с ребёнком, так у него будет развиваться, кроме интеллекта, ещё и воображение.
  4. С детьми, которые уже скоро пойдут в школу, можно начинать учить детские стишки и обсуждать, кем он хочет стать, когда вырастет. Кстати, заучивание поэтических произведений помогает развивать интеллект и у взрослого человека.
  5. Учите ребёнка читать быстро и улавливать при этом большую часть информации.
  6. Решайте математические задачки, постепенно повышая уровень сложности.
  7. Не запрещайте играть в компьютерные игры. Сейчас очень многие из них созданы с целью тренировки интеллекта и логики. Если переживаете за здоровье, то просто разработайте распорядок дня для ребёнка со специально выделенным временем на компьютер.

Что собой представляет память?

Память - это незаменимая способность для нормальной жизнедеятельности. Без неё мы бы не смогли не только назвать своё имя, но и говорить или мыслить. По сути, память - это часть интеллекта, которая сохраняет и воспроизводит информацию. С годами накапливается всё больше и больше данных. Состоит же память из следующих частей:

  • Запись воспоминаний. Это позволяет нам получить информацию о новых предметах, встреченных на жизненном пути, систематизировать её и сохранять. И хотя запоминание - это главная функция памяти, она далеко не единственная.
  • Хранение - наше сознание автоматически архивирует полученную информацию в своей "библиотеке". Если бы данные не сохранялись в голове, то и невозможно было бы развивать интеллект.
  • Воспроизведение информации - когда мозг распознаёт и находит нужное воспоминание в своей библиотеке. Оно может быть как произвольным, по собственному желанию, так и непроизвольным. Например, когда какой-то внешний фактор напоминает нам о событии в прошлом.
  • Забывание информации - тоже неотъемлемый процесс памяти. Всё дело в том, что чем больше мы узнаём, тем больше "книг" появляется в нашей библиотеке, и, конечно же, становится сложнее найти нужную.

Способы тренировки памяти у детей

Существует довольно много видов подобной деятельности, но они все характеризуются развитием мозга в целом. Именно потому далее будут перечислены основные способы, направленные на развитие интеллекта и памяти:

  1. Лучше всего любой из нас усваивает то, что нам интересно. Но что делать с остальной информацией? Достаточно позволить ребёнку проговаривать её вслух. Тогда информация будет записываться в подсознании на нескольких уровнях.
  2. Создание ассоциаций. Такое восприятие помогает как детям, так и взрослым. Правда, благодаря развитой работе воображения в малом возрасте легче запоминается только сама ассоциация. Но выход есть. Нужно всего лишь несколько раз проговаривать как само понятие, так и ассоциацию с ним.
  3. Игры или обучающие мультики, которые построены на запоминании, могут помочь развить эту способность у ребёнка и не дать ему заскучать.
  4. Группирование - то есть разделение информации на группы. Даже взрослому может быть сложно запомнить всё в одном потоке, потому очень важно разделять информацию на отдельные секции. Можно даже комбинировать этот метод с ассоциативным.

Понятие и назначение внимания

Проще всего описать сущность внимания как способность сознания выбирать определённый объект и концентрироваться на нём. Это стимулирует развитие памяти и интеллекта у детей. То есть мозг сосредотачивается на чём-то определённом и пренебрегает всем остальным. Это процесс, связанный и с деятельностью сознания, и с интересами и характером индивида.

У детей внимание рассеивается очень быстро, ведь оно основано на увлечении, и как только интерес пропадает, исчезает и концентрация. Потому крайне важно научить ребёнка сохранять внимание для выполнения конкретных задач.

Как научить ребёнка фокусироваться?

Первым делом нужно полностью расписать распорядок дня. Таким образом вы сможете проследить, чтобы ребёнок уделял конкретному действию определённое количество времени. При этом нужно не забывать чередовать виды деятельности, чтобы малышу не стало слишком скучно. И не забывайте доводить дела до конца, ведь только тогда у вашего чада будет вырабатываться дисциплина.

Ещё можно использовать жесты и слова, которые будут возвращать внимание ребёнка к вам и изучаемому предмету. Например, "послушай", "посмотри", "обрати внимание" и так далее.

И главное: учитывайте ведь в обучении важно использовать как первое, так и второе.

Как улучшить концентрацию в более зрелом возрасте?

Существует довольно много упражнений, стимулирующих развитие интеллекта и памяти (и внимания) у взрослых. Вам сложно концентрироваться на чём-то достаточно долго и это мешает? Так воспользуйтесь предложенными ниже способами.

  1. "Секундная стрелка против фильма". Найдите и включите для себя очень интересный фильм, он может быть как новый, так и просто ваш любимый. После этого поставьте перед собой часы, в которых есть секундная стрелка, и следите за ней в течение 2 минут. Ваша задача - не отрываться от неё на фильм на протяжении этого времени.
  2. "Обратный отсчёт". Когда идёте по улице или едете в общественном транспорте и смотрите в окно, выберите для себя некое некруглое число, например, 143, и считайте до 0. Со временем можно усложнять задачу, увеличивая число, а также отнимать не 1, а 2 или 3.
  3. "Книга - лучший друг". Возьмите какую-нибудь книгу и откройте её на любой странице. Выберите для себя абзац и посчитайте в нём слова, при этом не пользуйтесь ни пальцами, ни подручными средствами, а только глазами.

Как стать решительнее?

Многим людям сложно принимать решения быстро, нас часто одолевают сомнения. Но это поправимо. Вам необходима только практика. Заключается она в размышлении, взвешивании всех "за" и "против". То есть эта способность и развитие интеллекта и памяти напрямую связаны друг с другом. Вы хотите, чтобы и ваш ребёнок тоже мог быстро принимать решения? Для начала нужно выбрать сферу, в которой вы или ваш сын или дочь будете быстро действовать, а уже после начинать тренироваться с логическими задачками. Только тогда развитие памяти, интеллекта, внимания будет эффективным.

Развивая какую-то одну способность, мы обычно тренируем интеллект в общем, но нужно и не забывать, что ребёнку нужно совершенствоваться разнопланово. Не нужно заставлять его только читать, решать математические задачи или играть на пианино. Предоставьте ребёнку свободу выбирать любимую деятельность. Даже простое рисование, благодаря развитию воображения, способно улучшить у него и творческие навыки, и умственные способности. К тому же важно, чтобы малышу было интересно, поэтому, выполняя любые упражнения для развития памяти и интеллекта, следите за реакцией ребёнка и ищите способы его заинтриговать.

Всё вполне возможно, стоит только захотеть!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь