Техника "6 шагов проработки эмоции". Техника для быстрого освобождения от негативных эмоций Методика проработки страхов с помощью рисования

Причин, по которым я публикую эту запись, несколько.

1. Подруга организовала курс «21 день» . Суть его заключается в том, чтобы ежедневно выполнять минимум пять обязательств. Я подписалась на курс и заявила пять обязательств, одним из которых является проработка негативных эмоций. Поначалу я прорабатывала по «Дневнику Свияша». Однако быстро поняла, что мне этого мало. Не чувствую удовлетворенности от проработки. И я решила добавить несколько пунктов в проработку.

2. Вчера я посетила по «подарочному сертификату спа-процедуру в салоне Дешели . Это вызвало во мне такую реакцию, что. не проработав ее как следует, можно запихать факт, который меня зацепил, глубоко в подсознание и мучиться потом. чего мне делать совершенно не хочется!

Итак, приступим!

Что понадобится:

Блокнот (тетрадь) и ручка. Почему в заголовке я упомянула красный блокнот? А потому что зашла как-то в магазин, увидела его. Да так он мне понравился, что я взяла и купила этот красный блокнот. Что записывать туда — я еще не решила. А тут «21 день». Для этого курса я и определила своего «друга». Веду там «домашнюю бухгалтерию», записываю негативные и позитивные эмоции, произошедшие за день и делаю прочие пометки.

Немного теории.

Все ситуации, происходящие в нашей жизни — это уроки. Это либо кнут, либо пряник. Пряник — это ситуации, приносящие нам удовлетворение, кнут — ситуации, заставляющие нас прорабатывать ту или иную сферу жизни, идеализацию, значимость чего-либо и т.д. и т.п.

По сути,ситуации не бывают негативными или позитивными. Их таковыми делаем мы. В зависимости от вызванной ситуацией эмоции, в зависимости от нашей точки зрения — ситуация окрашивается либо в позитивный, либо в негативный окрас.

Например, идет дождь. Это и не хорошо, и не плохо. Сижу я, к примеру, летом дома, на улицу выходить не собираюсь — поэтому к дождю отношусь равнодушно. Для дачника — дождь летом — это радость. Для человека, который идет по улице без зонта, наверное, явление смертиподобное.

1. Первое , что нужно сделать при проработке негативной эмоции — признать, что ситуация вызвала такую реакцию . Признать и признаться необходимо, в первую очередь, самому себе. Окружающим, поверьте, по барабану проработаете вы негатив или нет. Вы можете о негативной ситуации рассказать друзьям, близким, вам посочувствуют, вас пожалеют, но ничего хорошего вам это не принесет. Завтра или послезавтра ситуация может повториться и все начнется сначала. Проработав и отработав негативную эмоцию на 100% в дальнейшем можно избежать ее повторения!

2. Второе — прописать наилучший и наихудший вариант развития ситуаций. Если вы в уме принимаете наихудший вариант — это уже 50% проработки.

3. Третье — проанализировать, какие чувства затронула ситуация, какие сферы жизни, что поставила под сомнение, какие идеализации выявила (идеализация разумности, общественного мнения, контроля над окружающим миром, отношений и т.п.).

4. Отработка ситуации, прописать в блокноте/тетради что-то вроде молитвы . Можно воспользоваться дневником Свияша и текстом проработки, либо молитвой прощения по Синельникову, либо придумать свою.

5. Сделать выводы — что показала данная ситуация? От чего следует избавиться, что развить? Выводы ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть позитивными!!!

Например , ситуация — поругались с подругой.

Наилучший вариант — выяснили/выясним отношения, станем еще лучше дружить.

Наихудший вариант — больше никогда не будем общаться с подругой.

Ситуация показала несостоятельность дружбы, недопонимание, идеализация отношений.

Выводы: если дорожу подругой, не буду обращать внимание на эти мелочи. Впредь не стоит обращать внимание на эти мелочи.

Еще одна техника:

Позиция жертва-тиран-волшебник (по Синельникову).

1. Взять на себя ответственность за ситуацию.

Вместо Меня обидели — Я обидел(а) себя с помощью другого человека.

Вместо Я заболел — Я создал(а) себе болезнь.

и т.п.

2. Ответить на вопрос: Чем и как я создал(а) себе эту ситуацию/проблему?

Учесть, что миром правит закон отражения и закон подобия. Наше настроение отражается в окружающий мир, мир зеркалит и настроение возвращается к нам с утроенной силой. Вспомните пословицу «Беда не приходит одна». Беда идет в мир, отражается от мира и возвращается к нам и с большей силой ударяет.

Немного цитат — без комментариев:

«Все, что мне не нравится в другом человеке — есть во мне».

» Все, что мне нравится в другом человеке — есть во мне».

«Все, что мы пытаемся доказать или навязать окружающим — не хватает нам самим».

«Ты не виноват в этой ситуации, а ОТВЕТСТВЕНЕН!».

«Слушай собеседника — он расскажет о тебе все».

«Каждый человек, который встречается на жизненном пути, — приносит откровение».

3. Ведение дневника

РЕЗЮМЕ . В прошлом месяце мне не хватало дневника по Свияшу… Дневник по Синельникову тоже не отражает полную картину проработки (на мой взгляд). Поэтому я объединила все знакомые мне техники, ввела что-то свое и буду вести теперь по такой схеме:

1. Признать , что ситуация вызвала негативную эмоцию. Описать ситуацию как можно подробнее с проработкой эмоционального (чувствую, испытываю эмоцию), ментального/интеллектуального (анализирую, логически объясняю) и физического уровней.

2 . Если ситуация неоконченная (то есть, возможно развитие события), прописать наихудший и наилучший варианты развития событий.

3. Выявление идеализаций . Их полный список. Подробнее про каждую читайте у Свияша в книге «Улыбнись, пока не поздно». Она где-то на просторах интернета есть еще и в аудио-формате. Итак, список:

  • Идеализация контроля окружающего мира,
  • Идеализация отношений между людьми,
  • Идеализация жизни, судьбы,
  • Идеализация семейной жизни, детей,
  • Идеализация денег и материальных благ,
  • Идеализация независимости,
  • Идеализация духовности, религиозности,
  • Идеализация работы,
  • Идеализация своих способностей,
  • Идеализация разумности, Идеализация красоты и внешнего мира,
  • Идеализация цели.

4. Проанализировать, чем создал(а) эту ситуацию.

5. Проанализировать, для чего нужна ситуация, извлечь уроки, прописать выводы, аффирмации .

6. Прописать «молитву » — по Свияшу, по Синельникову, или собственную. Цель — простить себя, простить всех участников ситуации, пообещать больше не обижаться на себя или других по этому поводу, отпустить ситуацию и, тем более, обиду.

7. Похвалить себя!

Мне удобнее работать в табличках. Поэтому для себя я создала такую:

Кому нужен пример отработки, как бы это сделала я, пишите в комментариях 😉 Будем разбираться всем миром.

Вообще — это самый лучший вариант. Когда предлагается несколько линий проработки, из которой вы выбираете верную. По крайней мере, на начальном этапе.

ВАЖНО! Главные правила для ведения любого дневника:

1. Проработку следует вести в рукописном варианте! Не в компьютере, не в телефоне и прочих гаджетах. Прописывая все своей рукой, вы еще раз прорабатываете ситуацию. Вывод откладывается в голове, запоминается.

2. Ситуацию и проработку можно прописывать чернилами любого цвета. Вывод, урок, аффирмации, выявленную на основе проработки, желательно записывать красными чернилами. Доказано, что все, что пишется красными чернилами — «записывается» автоматически на подсознание.

Если ситуация связана с человеком и вызывает обиду.

Обида — это манипуляция со стороны обидевшегося человека. Нас нельзя обидеть, если мы сами того не захотим. Поэтому, если вас обидели:

1. Признайте обиду. Признайте, что человек просто не оправдал ваших ожиданий. Они и не обязан оправдывать ваши ожидания!

Манипулируя человеком своей обидой, вы идете в разрез с высшими силами, которые наделили человека свободной волей.

2. Какие еще эмоции вызвала обида? (проработка эмоций-см. выше)

3. Простить человека

Если обида на человека сидит давно и глубоко, возьмите чистую тетрадь и пишите в каждой строчке «Я, … (ваше имя) прощаю … (имя обидчика) за… (за что именно, на что обиделись)».

Важно прописать это минимум 100-150 раз!

Поймите, прощение — это то, что вы делаете для себя, не позволяя обиде засорять вашу душу и тело (подробнее у Луизы Хей и Лиз Бурбо). Прощая, вы отдаете себе отчет, что человек (обидчик) вам ничего не должен, не должен просить прощения, не должен оправдывать ваших ожиданий и т.д.

Также в свой волшебный блокнотик записывайте то, что вам хотелось сделать, но по каким-то причинам вы не сделали в таблицу, состоящую из трех колонок:

Еще одна техника слежения за уровнем своих эмоций.

Перед вами — табличка-график:

Мир прекрасен 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 00
Мир хорош
Мир обычен
Мир враждебен
Мир страшен

Каждый день, на протяжении минимум двух недель рисуйте график каждого дня в этой табличке. Каждый час, а лучше каждые полчаса после пробуждения ставьте точку на пересечении времени и отношению к миру.

В дальнейшем я напишу, что нужно будет делать дальше и как анализировать.

Проработка проблем, мыслей и эмоций. Методика "Стирание кармы"

Карма - это весь накопленный вами опыт пребывания в материальном мире, чаще негативный - окрашенный негативными эмоциями. Вот они-то и стираются.

Теория упражнения.

Всё, что вы не приняли как есть (без попыток противостоять этому, удерживать, игнорировать, подавлять или изменять), накапливается в виде кармы, плохой или хорошей, в зависимости от испытываемых эмоций. Если вы хотите избавиться от кармы, нужно позволить ей выйти, и принять ее как есть. Иначе она останется, и цепная реакция накопления кармы будет продолжаться. В тот момент, когда вы позволяете чему-то быть как есть, это перестает вас беспокоить и оказывать на вас неблагоприятное влияние.

Предлагаем вам самый простой и эффективный способ стирания кармы.

Приятным побочным эффектом этого упражнения может оказаться избавление от сглаза, порчи, депрессии, хронической усталости, комплексов, болезней, неприятного прошлого, вредных привычек и т.д.

Это упражнение выполняется в спокойной обстановке наедине, ничто не должно отвлекать.

Понадобится лист бумаги, ручка и немного свободного времени.

1. Нужно взять листик и ручку.
2. Сверху на листе бумаги написать проблему или ситуацию, которая на данный момент беспокоит БОЛЬШЕ ВСЕГО. Очень четко и конкретно СФОРМУЛИРОВАТЬ проблему или ситуацию (например: «мне срочно нужны деньги, а с зарплатой затягивают!» или «мне уже 99, а я еще не замужем!!!»)
3. Чуть ниже написать: "Какой эта проблема кажется мне ПРЯМО СЕЙЧАС?"
4. Затем записывать ответы. Каждый ответ с новой строки.
Ответы не должны копироваться с предыдущих, обратите внимание на уточнение "прямо сейчас". Но они могут повторяться. Понимаете в чем разница? Ответы №1 и №2 могут оказаться одинаковыми, но это не повод, чтобы просто бездумно копировать их. Вы КАЖДЫЙ РАЗ задаете себе вопрос: "Какой эта проблема кажется мне ПРЯМО СЕЙЧАС?" и даете ответ, который является правильным СЕЙЧАС, а не тогда, в прошлый раз. Затем СНОВА задаете себе этот вопрос, заново, и снова пишете ответ.

Вопрос "Какой эта проблема кажется мне ПРЯМО СЕЙЧАС?" (общая проработка) можно детализировать:
"Что я думаю об этой проблеме ПРЯМО СЕЙЧАС?" (проработка мыслей)
"Что я чувствую по поводу этой проблемы прямо сейчас?" (проработка эмоций)
"Как я отношусь к этой проблеме прямо сейчас?" (проработка эмоций и позиций)

Можно чередовать эти вопросы, вместо того чтобы задавать один и тот же (основной), если так будет легче. Тогда запишите их все в столбик под сформулированной проблемой.
Словосочетание «прямо сейчас» можно заменить словом «теперь».
Здесь важна суть, а не формулировка.

И записываете ответы.
Пишете так, как пришел ответ. Например, на вопрос возник ответ: "Они все гады, козлы, придурки, вот я им сделаю!!!"
Так и пишете.
Можно сокращать, если не успеваете записывать.
К примеру, следующий ответ мог бы выглядеть так: «Ладно, они еще пожалеют». И так далее. Просто пишете все ответы, которые приходят на ум, когда задаете себе вопрос.

Обычно после нескольких минут (иногда секунд) либо становится смешно, появляется энергия в теле, либо эта ситуация просто становится АБСОЛЮТНО не важной, то есть перестает быть для вас проблемой.

Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение дает быстрые ИЗМЕНЕНИЯ и результаты! Оно для того и создано.

Во время выполнения упражнения могут "включаться" неприятные картинки и эмоции, иногда дискомфорт или несильные боли. КОТОРЫЕ БЫСТРО ПРОЙДУТ, если продолжить ЭТО упражнение С ЭТОЙ ЖЕ проблемой!

Обычное явление при выполнении упражнения - зевота. Это нормально! Может появиться также сонливость или одурманенность. Тоже частые явления. Особенно если вы затронете ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ, ТЯЖЕЛУЮ И СЕРЬЕЗНУЮ ПРОБЛЕМУ.

Упражнение дает также быстрое изменение ОТНОШЕНИЯ к проблеме.

Во время выполнения могут появляться странные мысли и необычные ощущения. В какой-то момент упражнение покажется вам очень глупым. Просто продолжайте.

Упражнение выполняется до экстраверсии* и исчезновения внимания на проблеме (другими словами, эта ситуация больше не воспринимается как ВАЖНАЯ, СЕРЬЕЗНАЯ и т.д.)
Экстраверсия* - это состояние, когда внимание вернулось в "здесь и сейчас"; вас больше не беспокоит эта "проблема"; вы чувствуете себя здесь и сейчас; «попустило», нет сонливости, одурманенности; бодрость; часто легкость и радость.

В этот момент выполнение упражнения нужно закончить. После этого сама ситуация в физическом мире может просто исчезнуть или разрешиться даже без вашего участия!

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ:
когда вы работаете с проблемой, и работа не идет гладко, чувствуется значительная сонливость или одурманенность, сильные неприятные эмоции (или всё это вместе), то после каждого записанного ответа направляйте внимание на комнату. Это очень важно! НИКОГДА не теряйте контакт с моментом «здесь и сейчас»!!! После каждого записанного ответа обведите взглядом всю комнату, отмечая вещи, которые в ней находятся (если вас "вырубает" - прикасайтесь к предметам руками!!!), осознайте их существование; и когда полегчало - найдите очередной ответ и запишите его; затем снова переключите внимание на комнату; и так далее. Постарайтесь ПОСТОЯННО поддерживать хороший контакт с комнатой, с какой бы простой проблемой вы ни работали, иначе эффективность упражнения снизится, и вы займетесь мазохизмом.

Во время выполнения упражнения следует ожидать возникновения самых различных эмоций. Так и должно быть, - дайте им выйти. Вы стираете карму, и это, естественно, не всегда будет приятно. Возможно, вам придется пройти весь диапазон негативных эмоций, таких как: апатия, горе, сочувствие, ужас, страх, беспокойство, возмущение, ненависть, ярость, враждебность, злость, раздражение, антагонизм. Они могут проявляться интенсивно или поверхностно, но будут обязательно. Затем вам просто надоест, и вы почувствуете скуку к этому упражнению и ситуации. Если продолжите еще немного, перейдете в диапазон позитивных эмоций, произойдет экстраверсия, и на этом следует закончить. Не заканчивайте ДО этого момента - вы же не хотите ходить с взбудораженной кармой!

Позвольте эмоциям и мыслям выходить свободно. Никто вас не видит, и не будет читать то, что вы пишете. Все, что вам нужно делать - просто исчерпывать плохую карму; принимать всё, что выходит, как оно есть, и продолжать до экстраверсии. Экстраверсия означает, что плохая карма по этой ситуации исчерпана. После окончания работы с конкретной проблемой, исписанный лист можно сжечь или выбросить.

По какому принципу отбирать проблемы для проработки? Работайте с тем, что вас беспокоит на данный момент больше всего.

Придет время, когда вы исчерпаете проблемы, которые хотели решить, и встанет вопрос: с чем работать дальше? Можете воспользоваться предлагаемым списком возможных тем. Он неполный, но здесь, пожалуй, основные моменты:
- ваша внешность
- ваш возраст
- ваши комплексы
- близкие люди (каждый в отдельности) и люди, имеющие/имевшие влияние на вас
- вы как личность
- ваши очень ценные и очень важные материальные вещи
- ваш характер, негативные черты характера (каждая отдельно)
- ваше тело
- ваш разум
- ваши эмоции
- ваше состояние: физическое, умственное, душевное (прорабатывается в любой момент, когда состояние неоптимальное)
- ваши болезни (две трети болезней могут быть исцелены данным упражнением)
- ваши неспособности
- ваши страхи
- боль
- ваши привычки, в т.ч. вредные
- ваша карма (расчищает карму на самой теме «карма»)
- ваше прошлое
- ваше настоящее
- деньги
- ваша работа
- ваш доход
- религии, практики, техники
- материальные объекты
- Бог

Выбираете то, что вам трудно принять таким, как оно есть сейчас в вашей жизни. Если вам что-то не нравится, вы что-то хотите видеть другим, что-то доставляет вам дискомфорт, беспокойства, вызывает негативные эмоции - проработайте это!

С помощью этого упражнения можно стереть всю плохую карму. Если у вас хватит выдержки и намерения.

Вредные привычки, если они довольно сильные, нужно рассматривать комплексно. Например, если вы курите и хотите бросить, но тяга слишком велика, разбейте тему «курения» на части:
1. Сигареты (как таковые).
2. Курение (в общем, как таковое).
3. Факт, что вы курите.
4. Ощущения от курения.
5. Влияние курения на ваше тело.
6. Влияние курения на вашу жизнь.
7. Каждый курящий человек, влияющий/влиявший на вашу жизнь.
8. Ваше решение курить.
9. Бросание курить.
10. Могут быть и другие моменты, которые известны только вам.

Следует понимать, что это упражнение просто стирает плохую карму, и вовсе не обязательно отбивает тягу к курению. Более того, если вы курите, в вашей жизни есть другие факторы, побуждающие вас это делать - проработайте их. После этого упражнения вам будет легче пересмотреть проблему курения и сделать новый осознанный выбор.

Подобным же образом обрабатываются болезни. Но если вам необходима медицинская помощь - получите ее. Упражнение не заменит назревшую необходимость медицинского вмешательства.

Хотим еще раз напомнить очень важный момент: при выполнении упражнения НЕ ТЕРЯЙТЕ КОНТАКТ С МОМЕНТОМ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»!

Из книги Л.Голубовской "Рейки"

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом - более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат «Проработка негативных эмоций с помощью рисуночных методов»

Введение………………………………………………………………………….1

1. Изотерапия …………………………………………………………………… 2

2. Рисуночные методы и техники изотерапии ……………………..…...……... 3

3. Проработка негативных эмоций с помощью рисования………………….. .5

4. Методика проработки страхов с помощью рисования…...…………………7

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом - более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Привлекательность арт-терапии для дошкольных и школьных психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Смысл деятельности школьного психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Когда ребенок занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое эмоциональное отношение к нему. А если у него существует некий внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как часто бывает, – даже не понимает, с чем этот конфликт связан)? Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться - непонятно. Всё это, как правило, сопровождается негативными эмоциями и переживаниями. И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом этот конфликт выразить, дать выход этим чувствам.Например, сказать маме, что он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как у него уже сформирована установка, что злиться нельзя, а выразить это в рисунке, выплеснув при этом свое раздражение, ему никто не запрещает. Вот и получается, что любая творческая деятельность – терапевтична по сути, то есть помогает человеку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение. В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души.

Взрослые очень хотят помочь своим детям, но часто не знают, что убеждения и нравоучения часто не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Когда на консультацию к психологу приходят взрослые, они заранее готовы обсуждать и решать свои трудности. Их не нужно дополнительно мотивировать на работу. А детей – нужно. Дети приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Чтобы работать с ребенком, нужно сначала его увлечь и заинтересовать. Кроме того, и сами родители оценивают работу психолога по двум параметрам: сначала - понравилось ли ребенку, а только потом- какой получили результат.

Большинство детей с удовольствием рисуют. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем.

1. Изотерапия .

Рисуночные методы являются основными в одном из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии – изотерапии . Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.

Изотерапия в целом - эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.

Для рисования используется широкий спектр материалов : разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась только около полувека назад.

Востребованность изотерапии объясняется тем, что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии.

С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как :

Выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.

Низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.

Проблемы с поведением.

Проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.

Хронический стресс и психосоматические заболевания.

Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.

Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.

В целом, изотерапия оказывает положительное влияние на психику детей. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.

2. Рисуночные методы и техники изотерапии.

Рисуночные методы позволяют:

  1. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  2. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное рисование может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  3. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками предусматривает упорядочивание цвета и форм.
  4. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия рисованием создают богатые возможности для экспериментирования со зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  5. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Многие исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Творчество способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех детей, которые не могут "выговориться", понять и выразить свои переживания в творчестве легче, чем рассказать о них. Рисунок нередко ускоряет и облегчает вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии ребёнок осознаёт и оценивает свои переживания. зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Среди распространенных рисуночных методик изотерапии, используемых дошкольными и школьными психологами выделим такие:

Проективный рисунок. Предметно-тематический рисунок – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем .

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Счастье».

Современные методы изотерапии включают в интересные задания:

«Волшебные пятна» - это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у детей с конкретным предметом.

«Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.

«Рисование пальцами» - помогает освободиться от неприятных эмоций.

Техники изотерапии не стремятся обучить ребенка рисованию, поэтому среди приемов можно найти такие оригинальные занятия:

Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности.

Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа. Приучает к терпению и трудолюбию.

Кляксография – на листке с одной стороны наносятся пятна, которые отпечатываются на вторую половину.

Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать более гармоничными их состояния.

Техники каракулей и раздувания краски развивают внимательность и повышает самооценку у ребенка.

3. Проработка негативных эмоций с помощью рисования.

Подробнее остановимся на методике проективного рисунка. Эта методика носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний, вызывающих негативные эмоции.

Проективный рисунок может быть предметно-тематическим – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. «Дом», «Лето», «Семья», «Кем я буду, когда вырасту», «Автопортрет», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день», «Три желания»и т.п.

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Остров счастья», «Страх» , зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств и т.д.

Рисунки, связанные с отношениями в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).

Выбор темы проективного рисунка психологом зависит от выявленных эмоциональных проблем ребенка с помощью предварительной диагностики. (Наблюдение, интервьюирование и анкетирование педагогов, родителей). Рисование позволяют погружаться в проблему настолько насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам он, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. После того, как ребенок закончил рисование, с ним проводится беседа по рисунку. В беседу включаются вопросы: нравится ли ребёнку то, что он нарисовал?; какие чувства возникают у него при рассматривании своего рисунка?; хотел ли бы он что либо изменить в рисунке? Предложить это сделать, если ответ утвердительный. На этом этапе у детей часто происходят свои личные озарения (инсайты) – моменты ясности и понимания своей проблемы, своих чувств. С помощью психолога он начинает осознавать, видеть и понимать пути решения своих проблем, а иногда проблема решается прямо на занятии в процессе создания рисунков. После занятий по изотерапии дети могут сохранять свои рисунки или делать с ними то, что подсказывает им интуиция. Даже одно занятие по изотерапии способно дать новый положительный опыт и открыть человеку что-то, о чем он не догадывался или не знал. А комплексный подход (серия занятий) способны вывести ребенка на новый уровень, избавиться от негативных переживаний, гармонизировать личность.

Таким образом, основными этапами коррекционного процесса с использование метода проективного рисования являются:

  1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

4. Методика проработки страхов с помощью рисования.

Разберем, как можно избавиться то страхов с помощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.

Принцип проработки такой негативной эмоции как страх основан на том, что повторное его переживание при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. С другой стороны, при рисовании героических сцен ребенок может отождествлять себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями. Он борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование может выступать как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки 12-13 лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Теперь хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроены человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Роль психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки, если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают очередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. После диагностики страхов желательно поиграть с ребенком в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи ребенка, похвалить, пожать руку и преложить нарисовать страхи, сказав: «Нарисуй то, чего ты боишься». О необходимости рисовать себя не говорится, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил сам объект страха. Не нужно требовать от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях подсказать свои варианты. В дальнейшем, на следующих занятиях после проработки изображенного страха ребенок может продолжить рисование других страхов и вместе с психологом происходит их последующая проработка, подобно первому рисунку.

Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность ребенка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Иногда проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

После рисования происходит обсуждение рисунка. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра рисунка психолог говорит: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» – и ближе к концу звучит как: «Боишься – не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь не боишься?». Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализировать приведенный первый раз фразу «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься ты его или нет?», то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание «…а теперь…». В какой-то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

Такое же воздействие будет и от заинтересованности психолога привлечения самим характером изображения страха: «Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее» и т.п. этим немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более, что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?».

После окончания обсуждения, за рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект ребенка поздравляют, пожав руку, можно подарить игрушку. Далее надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который, таким образом, «принял их к себе», освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отныне будут "находиться" в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джину в бутылке.

После обсуждения снова предлагается подвижная игра,которая требует выдержки и содержит некоторый риск, например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно поиграть некоторые из только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен внешней поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и вновь организуется встреча с психологом. До нее организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье. При встрече с психологом после разминки проводиться обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «хорошо», «молодец». За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и составляет 50 % при изображении страхов по типу "боюсь" и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он "обязан" быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

4. Заключение.

Подводя итоги, отметим, что арт-терапия- это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод в работе практического психолога образовательного учреждения. Говоря об использовании рисунка при проработке негативных эмоций, подчеркнем тот факт, что рисование оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. Грамотное применение рисуночных технологий изотерапии позволяет успешно помогать ребенку справляться с негативными эмоциями, разрушающими его психическое здоровье.

Литература:

  1. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми - СПб.: Речь, 2006
  3. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., Просвещение, 1986
  5. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999
  6. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000
  7. В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997

Осознавание и растворение вытесненных в подсознание болезненных переживаний из прошлого.
Проработка и растворение энергетических блоков, сформированных в прошлом.

С детства у всех нас возникали стрессовые ситуации. Когда эти ситуации возникали, мы, вследствие неразвитости ещё своей осознанности, бессознательно использовали различные виды психологической защиты, пытаясь таким образом ослабить напряжение и беспокойство, которые вызывались стрессовыми ситуациями.
Все виды психологических защит, такие как, например, вытеснение (подавление) (активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания с помощью забывания или игнорирования), рационализация и многие другие - вытесняя неприятные состояния из сознания, погружают возникающие негативные эмоции и связанные с ними мысли в неосознаваемую область психики, которую обычно называют подсознанием или бессознательным. Эти вытесненные негативные эмоции и мысли становятся таким образом неосознаваемой частью ума, и они проявляются в жизни уже взрослых людей как в виде различных неадекватных реакций в различных ситуациях, так и в виде многих физических дискомфортных состояний и заболеваний.

Тогда, в раннем возрасте, мы не могли поступать по-другому.
Во взрослом же возрасте, когда у нас появилась возможность многое понять, многое осознать, прежние модели поведения в виде использования психологических защит уже не являются адекватными. Потому что они являются выражением бегства от проблем, ведут к замораживанию их, препятствуют решению этих проблем, препятствуют возможности понять ту или иную ситуацию и поступить в ней адекватно и разумно, увеличивают количество подавленной негативной эмоциональной энергии в нас и ухудшают состояние нашего физического здоровья.

Также во взрослом возрасте у нас может возникнуть мысль о том, что хорошо бы очистить своё подсознание от накопившихся там негативных эмоций и мыслей, от накопившейся там негативной энергии, которая деструктивно влияет на нашу сегодняшнюю жизнь, и если всё оставить так, как есть, то она будет продолжать деструктивно влиять на наше будущее.

И, действительно, во взрослом возрасте у нас появляется возможность это сделать. Однако, здесь существует одна проблема. Дело в том, что многие распространённые способы, с помощью которых обычно люди пытаются прийти к осознанию подавленных эмоций и мыслей, которые были вытеснены в наше подсознание, - хотя и позволяют осознать некоторые вытесненные эмоции и мысли, но всё же они не дают возможности осознать очень многие негативные эмоции и мысли, которые были вытеснены в подсознание достаточно глубоко.
Причина, по которой были так сильно вытеснены эти мысли и эмоции - это то, что они были особенно болезненными для переживания их. И попытки во взрослом возрасте с помощью исследования и анализа осознать эти мысли и эмоции ни к чему не приводят по той причине, что неосознаваемая контролирующая часть ума блокирует доступ к осознанию этих мыслей и эмоций, сопротивляется осознанию этих мыслей и эмоций.

Для того, чтобы энергия какого-либо подавленного ментально-эмоционального переживания растворилась, необходимо два фактора.

Первый фактор заключается в том, что вытесненное в прошлом - и сейчас поднятое из подсознания и осознанное - болезненное ментально-эмоциональное переживание нам нужно именно полноценно прожить - прожить эмоционально, психически, энергетически, прожить точно также, как мы проживали это состояние тогда, когда эта ситуация происходила с нами. Процесс психологической терапии не может происходить под анестезией. Мы должны осознать явление, увидеть его и полностью пережить.

И второй фактор заключается в том, что при проживании дискомфортного ментально-эмоционального состояния нам нужно не вовлекаться в это состояние, не отождествляться с теми переживаниями, которые будут происходить.

Неотождествление - это когда что-то одно и что-то другое осознаются как различное, как что-то разное.
Неотождествление, о котором мы здесь говорим, означает, что себя как сознание мы осознаём как одно, а те явления, которые мы воспринимаем, мы осознаём как другое.
На первых порах, когда вы будете учиться неотождествлению, когда будет возникать какое-либо переживание, вы можете сначала думать так: я осознаю это переживание или не осознаю? Осознаю. А раз я его осознаю, значит я, который его осознаю, - это одно, а то, что я осознаю - это другое. Это значит, что я отличаюсь по своей природе, по своим свойствам от того, что я осознаю.
Если человек с чем-то отождествлён, то это означает, что он это воспринимает, но не полностью. Если человек отдаёт своё внимание чему-то полностью, то он осознаёт неотождествление с этим. Нужно достичь отдачи тому или иному явлению полного внимания. И тогда с этим явлением, которому отдаётся полное внимание, станет ощущаться неотождествлённость.

Во время практики со временем начинает подниматься то, что когда-то вытеснялось, подавлялось, недопрожилось. Этот материал, как правило, негативный. Потому что вытеснялось то, что раньше не нравилось проживать. И никуда от этого материала не деться. Его нужно просмотреть и дать ему делать то, что он хочет, не контролируя его. Чтобы он не лежал на дне, когда мы его, на первый взгляд, не видим, когда кажется, что всё, вроде бы, нормально. А чтобы, действительно, его бы больше не было.
И перед тем, как уйти, он проходит перед нашим восприятием. Для того, чтобы этот материал действительно ушёл, нам нужно при этом осознавать своё 5-е измерение. Когда мы воспринимаем этот материал, осознавая своё 5-е измерение, мы осознаём, что в этом измерении мы не судим и не пытаемся контролировать то, что всплывает и то, что проходит перед нашим восприятием. В этом измерении мы никак не пытаемся усиливать или ослаблять то, что всплывает. Тогда этот материал поднимается и уходит, растворяется, и мы освобождаемся от него. Тогда весь этот материал становится подобен воде, которая испаряется, потом возникает пар, и потом этот пар растворяется в воздухе, становясь частью воздуха.
Если, напротив, начать этот всплывающий из подсознания материал контролировать, подавлять, вовлекаться в него - то он никуда не денется, вы его покрутите какое-то время, испытывая в это время мучения, и потом он опять осядет в вас, осядет в вашем подсознании.

Осознавая своё 5-е измерение себя, мы можем воспринимать то, что всплывает, не осуждая, не контролируя.
Помимо прочего, внимание, которое идёт в состоянии осознавания 5-го измерения, проходит через чувство присутствия, чувство я есть. Это чувство я есть - любящее, поэтому при таком восприятии у вас будет ещё активизироваться сострадание самой себе. Это тоже очень целительно. И в этом тоже нет элемента контроля и осуждения. В наблюдателе есть чувство беспристрастности, принятия, а в чувстве присутствия есть чувство свободы и любви. И внимание, проходя через эту энергию, то есть с осознаванием этой энергии, внимание касается блока, и его исцеляет.
Используя такой метод, вы будете себя потихонечку терапевтировать.

Если вы заметили, что начинается процесс поднятия из подсознания негативных мыслей и эмоций, то не нужно этот процесс форсировать, усиливать, и одновременно с этим не нужно его сдерживать. Та сила, та интенсивность, с которой это всё проживается - определяется самой жизнью. А мы в это не вмешиваемся, мы находимся в состоянии недеяния.
Наша задача просто видеть это. Не закрывать на это глаза, на то, что с нами происходит, и, с другой стороны, не вмешиваться, не помогать. И тогда мы обнаружим, что без нашего участия очень многое начинает случаться. И тут мы получаем опыт неделателя: мы ничего не делаем, а много чего происходит.
У одних людей есть желание поскорее всё форсировать, развить, чтобы это поскорее началось, произошло и закончилось. А другие люди, наоборот, отождествлены со страхом, и они начинают это придерживать, сдерживать.
Эти два отношения будут мешать процессу.
Нужно относиться к этому процессу так, как будто это происходит с другим человеком. А вы это просто наблюдаете. Вы внимательны к нему, но и позволяете этому процессу идти своим чередом.
Нужно прожить то, что возникает. У этого процесса есть начало, кульминация, и окончание, и потом этого заряда, этого эмоционального материала уже не будет.

Когда мы полноценно эмоционально проживаем дискомфортное ментально-эмоциональное состояние, и когда мы не вовлекаемся в него, не отождествляемся с ним - это состояние путём саморегуляции трансформируется и растворяется.

Если какой-то один из этих двух факторов будет отсутствовать, то энергия всплывшего ментально-эмоционального переживания прокрутится какое-то время в нашем сознании, помучает нас, а потом опять опустится в наше подсознание.

Опишем те распространённые ошибки, которые многие люди допускают, когда пытаются очистить подсознание от подавленной в прошлом негативной ментально-эмоциональной энергии.

Первая ошибка заключается в том, что люди, когда они погружаются в прошлое, переживают, плачут, думают, что они по честному прорабатывают прошлое, - вовлекаются при этом в эти переживания. И тогда прошлое с каждым разом продолжает переживаться всё так же интенсивно, всё так же болезненно. А эти люди всё так же продолжают прокручивать и прокручивать свои болезненные прошлые ситуации. И они недоумевают - когда же им станет легче? Пока они проживают прошлое, вовлекаясь в него, легче им не станет, и подсознание их от такой «проработки» от негативной эмоциональной энергии не очищается.
Это происходит потому, что они вовлекаются в возникающее переживание, и отождествляются во время восприятия этого переживания с умом.

Вторая ошибка заключается в том, что при проработке детских переживаний или других переживаний прошлого человек выплёскивает свои эмоции наружу, обрушивая их на другого человека или других людей. При такой «проработке» человеку, который выплёскивает свои негативные эмоции, на какое-то время кажется, что ему становится легче. Но, во-первых, в таком поведении нет сердца. И облегчение, которое чувствует этот человек, связано во многом с удовлетворением «значимого образа себя». Например, он кричит на кого-то на улице, и чувствует удовлетворение от того, что он это «может», что он теперь ощущает себя «более значимым». И от этого ему временно становится легче. В действительности же это - просто накатывание колеи психопатической модели поведения. Поэтому такие «проработки» только понижают степень осознанности. А во-вторых, это «облегчение» очень кратковременное, и через какое-то время этот человек обнаружит, что его негативная эмоция, которую он «прорабатывал», всё так же с ним.

Третья ошибка заключается в том, что человек путём рассуждения и анализа теоретически вспоминает ситуацию, и путём рассуждения пытается сделать более адекватным своё отношение к той или иной ситуации в прошлом. И тем самым, человек пытается трансформировать ментально-эмоциональную реакцию, которая у него есть по отношению к этой ситуации. На каком-то уровне это хороший подход. И, конечно, если человек применяет этот подход - это лучше, чем ничего. Но этот подход имеет большое ограничение - человек им может пользоваться только в границах того, что он осознаёт, и то, применительно не ко всему. Потому что часть из того, что он осознаёт, тянется в ту сферу, которую он не осознаёт. Поэтому этот подход работает только в достаточно простых ситуациях, и на довольно поверхностном уровне. А также этот подход не достаёт до глубоких сфер подсознания, и не может применяться в этих сферах. Поэтому такой подход не может по-настоящему трансформировать и растворить то, что было вытеснено в подсознание достаточно глубоко.
Эта третья ошибка заключается в преувеличении значения и возможностей этого подхода, когда человек применяет только его, думая, что таким способом он глубоко сможет трансформировать то, что он вытеснял в своё подсознание.

Четвёртая ошибка заключается в том, что человек, применяя метод рассуждения, пытаясь понять что-то, переходит на использование психологических защит, и, по сути, начинает заниматься самообманом. Люди, совершающие эту ошибку, очень часто говорят, что они «отпустили» ту или иную болезненную ситуацию.

Дело в том, что эти люди находятся в состоянии отождествления с умом, а в этом состоянии нельзя по-настоящему отпустить ситуацию. Попытки отпустить ситуацию в таком состоянии, на самом деле, будут вести просто к вытеснению дискомфортного переживания в подсознание, то есть к подавлению этого переживания, к подавлению своего отношения к ситуации. Это будут попытки научиться не чувствовать что-то.

В состоянии отождествления с умом человек может попытаться активизировать разум, и с помощью разума попытаться понять ситуацию, не уходя в вытеснение. И тогда ситуация частично (только частично, потому часть её связана с тем, что находится в подсознании и не осознаётся) отпустится сама.

Но когда говорят: «надо отпустить ситуацию», очень часто имеют в виду не процесс понимания, а процесс как бы отбрасывания мыслей о ситуации, процесс отвлечения от мыслей о ситуации, то есть - самое настоящее подавление в себе мыслей и эмоций о ситуации. Ведь что такое подавление? Подавление означает прекращение восприятия чего-то волевым способом. Подавление осуществляется с помощью попытки игнорировать ситуацию, «не обращать внимания на ситуацию» с целью забыть её. И потом такие вытесненные мысли и эмоции становятся содержанием подсознания.

Ситуацию же нужно полностью пропустить через себя, полноценно заново эмоционально прожить, не вовлекаясь в мысли и эмоции, связанные с ней. Только тогда она по-настоящему отпустится.

Итак, для того, чтобы энергия подавленных ментально-эмоциональных переживаний растворилась, необходимо чтобы оно было полноценно эмоционально-энергетически пережито, и чтобы у нас не было вовлечения в эти состояния, чтобы у нас не было отождествления с ними.

И тут может возникнуть несколько вопросов.

Первый вопрос звучит так: как же мы можем полноценно пережить подавленное когда-то негативное эмоциональное состояние, если неосознаваемая контролирующая часть ума потому и блокирует для нас доступ к осознанию этих мыслей и эмоций, что они для нашего восприятия очень болезненные?
Иными словами, как нам получить доступ к ним, чтобы их полноценно пережить? Как снять с них блокировку, которую установил на них тонкий контролирующий слой нашего ума?

Для того, чтобы контролирующий слой нашего ума дал нам возможность осознавать вытесненные ментально-эмоциональные переживания, нам нужно показать контролирующей части нашего ума, что наше сознание готово увидеть вытесненные переживания. Мы показываем уму эту свою готовность тем, что мы обретаем способность не вовлекаться в всплывающие негативные переживания.
Чем больше в нас развита способность невовлекаться в них, тем большее количество вытесненных переживаний контролирующая часть ума поднимет из подсознания и покажет нам, в результате чего эти вытесненные переживания растворятся.

Ведь почему контролирующая часть ума скрывала от нас эти переживания?

У нашей психики есть инстинкт самосохранения, который стремится оберегать нас от восприятия того, что мы ещё не готовы видеть, воспринимать, в результате чего эти переживания нас только мучают. И их восприятие, в виду нашей неготовности адекватно воспринимать эти переживания, не приносит нам какой-либо понятной для ума пользы.
Эта информация о нашей неготовности воспринимать эти негативные переживания оценивалась контролирующей частью ума, в результате чего психика не пускала эти переживания в область нашего сознания.

Вытесненная в подсознание негативная эмоциональная энергия - с точки зрения её энергетической природы - является сжатой энергией напряжения.
И эта энергия, подобно сжатой пружине, просто по своей природе стремится высвободиться, что означает, что она стремится высвободиться из нашего подсознания и стать явной для нашего сознания.

Наше подсознание хочет очиститься, освободиться от этой энергии.
Механизм самоисцеления, самоочищения, самовосстановления заложен в любую живую систему. Любая живая система пытается себя исцелить. Когда у этой системы появляется время и избыточная энергия, избыточная сила, она начинает освобождаться от патологических состояний. При этом мы можем не усиливать чистку дополнительными методами, не форсировать её, а помогать системе выводить то, что система выводит сама с той скоростью, с какой это ей удобнее. Так, например, происходит эмоциональная чистка. Когда вы просто сидите или лежите и наблюдаете, вдруг могут начать всплывать какие-то прошлые обиды или какие-либо другие эмоции, желания, мысли. И происходят катарсисы. Это происходит само, потому что организм хочет от всего этого освободиться. Если в уме начинают при этом возникать мысли: во мне не должно этого быть и т.п., а также мысли, что не должно быть таких мыслей, не должно быть такого отношения к наблюдаемому, то здесь важно не отождествляться с этими мыслями, не давать свою силу, свою энергию этим мыслям. Не быть внутри чего-либо из происходящего, не воплощаться в это. Потому что отождествление с этими мыслями не будет давать происходить очищению и саморегуляции.
В результате такой практики в теле могут возникать различные состояния, сопровождающие очищение энергетических тел организма, энергетических каналов: жар, холод, дрожь, ощущения, что сводит какие-то части тела, ощущение интенсивного движения энергии, болевые ощущения разного характера.
Поэтому нужно заранее приготовиться к тому, что это может происходить, и нужно относиться к этому спокойно, как к необходимой, естественной и позитивной части этого процесса. Позитивной - потому, что после этого процесса мы будем чувствовать себя лучше, чем чувствовали до этого процесса.

Поэтому, как только у нас сформируется устойчивая способность не вовлекаться в то, что мы воспринимаем, наша психика тут же это поймёт, и, по мере нашей готовности, она начнёт нам поднимать из подсознания материал для проживания.

Нам ничего для этого делать не надо. Нам не нужно для этого с усилием вспоминать своё прошлое. Всё, что нужно, поднимется само, нам не нужно взламывать прошлое.

Есть методики взламывания, прошлое можно взломать, но те, кто взламывают, часто сходят с ума, потому что у этих людей ещё нет готовности это прошлое воспринимать. Жизнь специально не пускает этих людей в вытесненное прошлое, потому что жизнь лучше знает степень нашей готовности воспринимать это.

Правильный способ - это когда мы создаём готовность воспринимать не вовлекаясь, и не пытаемся ничего взламывать.
Когда вытесненное прошлое начнёт подниматься, вам будет непросто. Нужно быть к этому готовым. Нужно не бояться это пройти.

Особое внимание уделите возможному возникновению нежелания двигаться дальше в этом направлении, возникновению нежелания видеть то, что всплывает из подсознания. Это сопротивление является частью болезни. Не отождествляйтесь с этим нежеланием, действуйте из разума. В этом процессе нужно не бояться (в смысле - перебивать страх, если он возникает, действием из разума, не руководствоваться страхом, не отождествляться со страхом) идти через неудобство, через боль, через непривычное.

Процесс, в котором мы переживаем поднимающиеся негативные эмоции - это необходимый процесс. Если мы идём по пути осознанности, мы не можем его избежать. Это процесс очищения нашего подсознания. Нам нужно прожить всё то, что есть в нашем подсознании, осознавая это и не отождествляясь с этим.

Чтобы в дальнейшем предотвратить складирование в подсознание таких энергетических блоков в момент события, в момент проживания боли нужно уходить вниманием в это, спускаться на дно боли, стараться осознавать то, что проживается. В практике мы работаем со своим прошлым, с тем, что уже накопилось. Следующий момент - это не накапливать новое. Потому что, если мы будем старое стирать, но будем накапливать новое, то тогда нам нужно будет бесконечно проходить процесс работы над прошлым.
Поэтому следующее, чему нам нужно учиться - это не становиться бессознательным в жизненных ситуациях. Проживать их осознанно. Даже, если они нам не нравятся, то не делать вид, что их нет. И это следующий этап. Нужно понимать, что если мы сейчас не обратим внимания на неприятное переживание, то потом нам придётся это прорабатывать в практике. Поэтому лучше это делать в прямом режиме. И если мы это делаем, если мы осознанно воспринимаем всё, что происходит с нами в жизни, то тогда мы в прямом режиме уже не накапливаем новых эмоциональных зарядов, новых энергетических блоков.

Главное при этом не вовлекаться в эти состояния. Тогда мы не будем их накручивать, и не будем их гасить.
И ситуация тогда будет выражена такой, какая она есть на самом деле, и тогда она завершится сама в себе.
Сначала этому можно научиться в практике медитации в специально отведённое для этого время и в удобной для этого среде. А потом эту нашу способность так относиться к возникающим явлениям мы можем перенести во внешние события: потому что нет разницы, происходит событие внутри нас или вне нас. Потому что мы теперь одинаково к этому относимся.

Насколько сильно что-то переживается, настолько это и надо переживать. Если что-то болит - значит болит. Главное не вводить себе дозу наркоза: объяснений, теорий. Тогда это даёт нам переживание того, что есть и не отождествление с этим. Важно не жить под наркозом. В практике мы учимся не жить под наркозом, учимся отказываться от наркоза, учимся не принимать обезболивающие психологические таблетки.
Тогда происходит очищение нашего подсознания, и измерение разума и сердца будут гораздо объёмнее проявлены в нашей жизни.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь