Что должен делать уметь ребенок в год? Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам Что должен уметь делать малыш в год.

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Содержание:

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади ( и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.


Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

Последнее изменение 24.04.2017

Девять месяцев в мамином животике подошли к концу. Роды позади, кроха лежит на маминой груди в нежных объятьях, слушая ее умиротворяющее сердцебиение. Милое создание природы, таящее неимоверную силу! Сколько тебе предстоит попробовать и продемонстрировать в новом мире. Добро пожаловать, малыш! Статья о самых значимых успехах малютки в каждый месяц его жизни до 1 года.

Очень подробно развитие ребенка расписано в книге профессора А.М.Казьмина .

Развитие от 0 до 1 месяца. Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сплю и ем!

Минуты тишины и огромного счастья от знакомства с мамой перебивает чувство голода. В родзале проявляются первые умения: поиск груди, сосание и глотание материнского молока. Врождённые рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный и др.) помогают ребёнку адаптироваться в новой среде.

К месяцу силы младенца прибывают, он учится поднимать голову, лёжа на животе. Взгляд становится более осознанным. Дитё реагирует на голос матери, громкие звуки и яркие цвета. Большую часть суток кроха проводит во сне.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Моя первая улыбка!

Лёжа на животе, малыш держит голову поднятой в течение некоторого времени. Ножки и ручки расслабляются и находятся в более активном состоянии. Ребёнок знакомится с пальчиками, пробует их на вкус. Его могут беспокоить кишечные колики.

Можно наблюдать осознанную улыбку малютки. Он лучше видит и следит за интересующим предметом на расстоянии 40 см. Подражая взрослому, показывает язык, тем самым демонстрируя общение с ним.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Крепыш растёт!

Крошка стал сильнее, перекатывается с живота на бок, порой со спины на живот и наоборот. Начинает знакомиться с ножками, тянет их в рот. Кишечные колики позади и не беспокоят в этом периоде.

Грудничок требует больше внимания. Начинает хныкать, капризничать, гулить. Получив желаемое, дарит улыбку или заливисто смеётся.

К игрушкам проявляется больший интерес, он их двигает кулачками и может даже ухватить. Реагирует на звуки погремушек, при этом поворачивая голову.

Что умеет малыш в 4 месяца

Хочу и беру!

Вундеркиндику удается захватить заинтересовавшую его погремушку одной рукой. Когда она больше не нужна, малыш бросает её. Лежа на спине, уверенно приподнимает плечи в попытке сесть. Часто в этом возрасте дети становятся на четвереньки, тем самым готовясь освоить ползание.

В речи прослеживаются слоги и впервые можно услышать слово «мама».

Умение ребенка в 5 месяцев

Зубатая улыбка

Гипертонус мышц к этому периоду проходит. Чадо осваивает ползанье. При поддержке стоит на выпрямленных ногах или сидит. Позже ребёнок одолеет все эти процессы самостоятельно. Отличает «своих» от «чужих». Умеет держать в руках мелкие предметы.

Речь становится разнообразнее, похожей на лепет. Начинают лезть зубы. Еда с общего стола привлекает внимание киндера.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Я сижу!

Шестимесячный пупс сидит самостоятельно. Он крутится на животе, подтягивает ножки, ползает по-пластунски. Держась за опору, отлично стоит. Родные легче могут понимать его желания.

Виднеется первый зуб и зубатик готов к введению прикорма. Любит присутствовать при общей семейной трапезе. Появляется любимая игрушка. Начинает подражать звукам взрослых: может покашлять как дедушка или засмеяться как братик.

7 месяцев ребенку — что должен уметь

Вот мой носик!

По просьбе родителей показывает знакомые предметы, указывает на свои части тела. Любит играть в пальчиковые игры. Держит предметы в обеих руках, стучит ими друг о друга, перекладывает из руки в руку, бросает. Ползает увереннее и быстрее.

Листает страницы книг, рассматривает картинки. Подражает звукам животных. Пьет из кружки, ест с ложки. Понимает слово «Нет», но пока не прислушивается.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

Я стою!

Восьмимесячный крепыш самостоятельно сидит, ползает быстро и далеко, стоит. Словарный запас расширяется за счет новых слов и словоподражаний. Привязан к маме как никогда и тяжело переносит разлуку. По просьбе близких подаёт или находит знакомые вещи. Детеныш замечает отражение в зеркале и любит с ним поиграть. Берёт мелкие детали, захватив их указательным и большим пальцем, напоминая работу пинцетом.

9 месяцев умение малыша

Покажи, я повторю!

Карапуз в совершенстве овладел ползанием, перелазит через возвышенности. Держась за опору, ходит в бок, садится из положения лёжа и наоборот. Повторяет многие движения взрослых: хлопает в ладоши, берёт телефонную трубку, услышав «Алло!».

В речи больше слогов и звуков. Имитируя разговор родных, связывает звуки в целые предложения и украшает их соответствующей интонацией. На лице уже легко считывается настроение. Что-то удалось – обворожительная улыбка, потерпел неудачу – глаза полны слёз и ротик в грустном изгибе.

10 месяцев — что должны уметь делать мальчики и девочки

Первые шаги

Делает без опоры первые шаги. Расстояния увеличиваются, походка становится увереннее. Умеет самостоятельно надеть что-то из своего гардероба, почистить зубы, расчесаться.

Показывает характер, пререкается, если что-то не нравится. Энтузиазм растет вместе с деткой. Посидеть в кастрюле или одеть её на голову – неудивительные забавы непоседы. Проявляет любовь к музыке, пританцовывая или подпевая в такт.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Где мой носик не бывал?

Многие дети начинают ходить без поддержки, взбираются по лестнице с помощью родителей. Одевают кукол, кормят их и укладывают спать. Машинкой могут перевезти кубики из одного угла комнаты в другой. В речи больше слов, их недостаток компенсируется жестами. Общение с членами семьи становится понятнее и доступнее.

Любознательность крошки заставляет залезть туда, куда не стоило бы. Мебель в доме имеет особый вид без ручек и углов.

Ребенок 1 год развитие — что должен уметь

Самостоятельный человечек

Ребенок уверенно сидит, стоит, ходит, подползает под препятствие, с успехом выбирается из него, наклоняется за необходимой вещью. Малышу удаётся достичь понимания с родными, несмотря на малый словарный запас.

Принимает активное участие в играх с детьми. Машет рукой на прощание или в знак приветствия, посылает воздушный поцелуй.

Пролетели 12 месяцев вне маминого животика. Человечек стал самостоятельным: сидит, ходит, говорит, одевается, кушает, пьёт, играет. Пусть всё это под присмотром взрослого и не идеально, но крошка освоил эти умения и заслуживает самых высоких похвал.

(Visited 1 785 times, 1 visits today)

Множество статей описывает что делает ребенок в год, в месяц, два или три и что должен уметь, пробуем разобраться что из этого правда, а что просто доступно только для уникальных детей. Рассмотрим возможности среднестатистического ребенка и его способности.

  • Откликается на свое имя;
  • Понимает слово «нельзя»;
  • Прочно стает на ножки без посторонней помощи;
  • Способен переносить нетяжелые предметы, игрушки. Может перекладывать их из одной руки в другую, чтобы еще что-то взять;
  • В год ходит и бегает с помощью родителей;
  • Произносит до 10 слов, иногда двусложных, подкрепляет их жестами;
  • Понимает, о чем его просят;
  • Начинает обобщать слова – слово «ляля» это не только его кукла, но и картинка или другой маленький ребенок;
  • Начинает учиться пользоваться ложкой с вашей помощью;
  • Самостоятельно пытается пить из чашки;
  • Повторяет многие действия за родителями.


Добавляются новые умения:

  • Появляется способность ходить задом;
  • Первые попытки играть в мяч. Хотя ловить его пока сложно, но пинать в нужном направлении первые попытки могут наблюдаться;
  • Понимает такое понятие как тянуть и толкать, чем пользуется для игр;
  • Ребенок все охотнее смотрит что делают родители и повторяет за ними в попытках оказать помощь;
  • Активно открывает все дверцы, в год и месяц выкидывает и достает оттуда все, всячески противясь возвращению вещей на место обратно;
  • Залезать на небольшую высоту;
  • Выражать свои эмоции плачем и смехом;
  • Проявлять любопытство;
  • Почти все дети уже способны ходить сами;
  • Требует общения с сверстниками, когда их видит.


  • Начинает активно ходить. Обратите внимание, что мальчики обычно это делают позже, чем девочки, так как изначально более ленивы. Это особенность психоэмоционального развития;
  • Повышается словарный запас, который он понимает;
  • Может просить помощи, указывая на необходимые действия, например, доставь высоко лежащую игрушку;
  • Пытается имитировать звуки животных;
  • При одевании пытается помогать, вытягивая ножки и ручки;
  • Начинает целовать и обнимать людей;
  • Первые попытки играть с кубиками;
  • Пытается разговаривать с приметами, с которыми играет. Чаще всего на своем языке.


  • Способен сам пройти до 20 шагов не присаживаясь;
  • Залезает на низкие кресла и диваны, многие уже способны слезть самостоятельно;
  • Держит чашу чаще всего двумя руками и пьет, ставить пока сам не умеет, отдает взрослым
  • Сам снимает обувь, если она не завязана и не застегнута;
  • Тележка на веревочке или с ручкой уже вызывает желание играть с ней, толкать ее или тянуть за собой;
  • Различает геометрические фигуры и способен вкладывать их друг в друга;
  • В 3 месяца способен сам играть без внимания взрослого;
  • Копирует действия взрослых, разговаривая по мобильному телефону или подметая пол;
  • В затруднительных для него моментах способен вопросительно смотреть на взрослого, ожидая подсказки;
  • Качает головой при отказе или кивает, когда согласен;
  • В год и три месяца начинает выполнять сложные команды, по типу найти ли принести что-то
  • Узнает взрослых по фотографиям.


Что делает ребенок в год видео

Все перечисленное выше – это среднестатистические умения ребенка. Какой именно у вас малыш в год, месяц или два зависит только от вас и окружающей его обстановки, например, наличие детей такого же возраста помогает быстро перенять многие способности. Многие недоступные умения очень быстро появляются, как только малыш попадет в ясли. Запомните, что развитие малыша зависит не от вашего желание, а от его собственного графика развития.

А что ваш малыш умел делать в годик или сколько-то месяцев? Поделитесь на форуме.

Первый месяц жизни — очень важный для малыша. Для родителей это наиболее ответственный момент, обязующий быть внимательными и предусмотрительными. Для обеспечения безопасной жизни своего чада, родители обязаны знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц и какие процессы происходят в его организме. В первые 4 недели, кроха полностью зависит от мамы, так как абсолютно не приспособлен к окружающей среде.

Ребенку 1 месяц — что он умеет

Физическое развитие:

  1. Адаптация систем органов. Внутриутробное развитие находилось на полном попечении материнского организма. Родившись, ребенок должен пройти период акклиматизации в первый месяц жизни и использовать свои собственные системы и органы по назначению. С первой минуты, детский организм испытывает колоссальные нагрузки, одновременно запуская все существующие системы.
  2. В течение недели спадает вес. Активное включение в работу всего организма требует больших затрат энергии. Потеря веса естественное явление. В скором времени новорожденный наберет его.
  3. Сон. В 1 месяц жизни грудничок преимущественно спит. Бодрствование занимает короткие промежутки времени, в которые ребенок ест, меняется памперс и проходит купание крохи. Сон имеет 3 стадии: глубокий, крепкий, с равномерным дыханием; неглубокий – учащенное дыхание, подергивание конечностей, движение глазных яблок; дрема – глаза полузакрыты, наступает при кормлении или перед тем, как ребенок уснет.
  4. За месяц набирает 600 — 1000 г. Набор веса в первый месяц жизни и последующие 6 месяцев очень важен. В норме, ежемесячно ребенок должен набирать до 1 кг. Такие параметры указывают на полноценное усвоение молока, правильную функциональность пищеварительной системы, содержание в молоке всех необходимых элементов и его калорийность. Вес обеспечивает должное развитие физических способностей крохи. Таблица норм набора веса .
  5. Срыгивание воздуха. Когда ребенок сосет грудь, вместе с молоком, в желудок поступает воздух. Новорожденный испытывает потребность срыгнуть его. Вместе с воздухом, зачастую отрыгивается часть молока. Мама должна помочь: сесть на кресло (стул), откинувшись немного назад и положить ребенка, в вертикальном положении, телом на свою грудь, а головой на плечо и дождаться отрыжки, поглаживая по спинке. Сразу после кормления, крайне не желательно укладывать ребенка на спину. Отрыжка может быть произвольной и в таком случае, существует опасность захлебнуться.
  6. Колики . Новорожденный испытывает трудности с кишечником первые 4 месяца жизни. Газы, образующиеся в нем, выходят плохо и доставляют ребенку болевые ощущения. У мальчиков, ситуация отягчается формированием половых органов, которое также способствуют болям и дискомфорту. Нужно помогать крохе и выводить скопления: гладить по животу по часовой стрелке, использовать выводную трубку , выкладывать на животик, давать укропную воду или плантекс. Давление на животик проталкивает газ по кишечнику, а препараты, содержащие укроп, нейтрализуют образования.
  7. Стучит ручками и ножками. Тонус мышц в конечностях высокий и провоцирует конвульсивные подергивания.
  8. Приподнимает голову лежа на животе. Рефлекторно, новорожденный пытается приподнять голову. К концу месяца, некоторые дети в состоянии приподнять голову и удерживать ее в течение 5 — 10 секунд.
  9. Отталкивается пяточками. Если подставить ладошку, грудничок, к концу первого месяца жизни, может оттолкнуться ножками от поверхности, упираясь пяточками. Это не осознанное действие.
  10. Черты лица. Послеродовая припухлость спадает, и начинают проявляться черты лица, к концу первого месяца.

В 1 месяц новорожденный практически все время спит. Это считается нормой!

Речевое развитие и зрение малышей

Речь. Несмотря на «юный возраст», ребенок в состоянии общаться:

  • улыбается. К концу месяца, большинство детей способны на улыбку, когда испытывают радость или удовольствие (мама «сюсюкает» или улыбается);
  • гулит. Ребенок начинает издавать звуки, пытаясь подражать тому, что он слышит. Неразборчивое гуление и агуканье начинают проявляться к концу месяца и становятся средством общения с мамой;
  • настроение. Ребенок способен проявить свое эмоциональное состояние улыбкой, плачем или криком.

Слух. К концу месяца, новорожденный отличает мамин голос, реагирует на резкие звуки миганием, вздрагиванием, иногда может попытаться повернуть голову или испугаться, заплакав.

Зрение. Первые 2 недели, грудничок не различает цветов и плохо видит. Взгляд не сосредотачивается на предмете. В конце 2 недели, ребенок начинает фокусироваться на том, что видит прямо перед собой. Комфортное для крохи расстоянии – 40-50 см. Под конец месяца, новорожденный различает контрастные цвета и четкие предметы (квадрат, круг, треугольник), находящиеся в полуметре от него.

Как составить примерный режим дня для ребенка 1 месяца — my-kiddy.ru/razvitie/po-mesyacam/rezhim-dnya-rebenka-v-1-mesyac.html

Рефлексы грудничка в месяц

Рефлексы помогают адаптироваться ребенку к жизни во внешнем мире и временно заменяют работу нервной системы и головного мозга.

  1. Хватательный. Если коснуться ладони, ребенок сожмет кулачек, хватая предмет;
  2. Сосательный. Если провести по губам соской или пальцем, ребенок вытянет губки, попытается ухватить и пососать. Основан на инстинкте питания;
  3. Поисковый. Если коснуться щеки, ребенок повернет голову в сторону раздражителя. Также основан на инстинкте питания;
  4. Плавательный. Движения напоминают плавательные, когда грудничок лежит на животе;
  5. Бабинского. Если погладить стопу, разогнется пальчик стопы;
  6. Бабкина. Нажав пальцем на ладошку новорожденного, он откроет ротик и «кивнет» головой по направлению вперед;
  7. Мора. Если положить ребенка на стол и резко ударить ладонями по поверхности с обеих сторон от головы ребенка (расстояние около 20 см), малыш разведет руки в стороны и разожмет пальчики, а потом вернется в изначальную позу. Ребенок будто хватает маленький предмет;
  8. Ходьбы. Если держать ребенка за подмышки так, чтобы ножки касались поверхности, движения ножек будут напоминать шаги.

О чем должны знать родители

Так выглядит хватательный рефлекс

Пупочная ранка . Внутриутробную жизнь ребенка обеспечивает пуповина, соединяющая маму с крохой и выполняющая все функции организма – транспортировку кислорода и углекислого газа, питание, выводную. При рождении, ее обрезают и у человека появляется пупок. Как любая ранка, она требует ухода. С учетом слабости организма и его не устойчивости к физическим раздражителям и повреждениям, такая ранка представляет серьезную опасность.

За ней нужен специальный уход:

  • До тех пор, пока корочка полностью не отпадет, грудничок должен купаться исключительно в кипяченой воде.

В воду нужно добавлять раствор марганцовки или отвары трав. Марганцовку обязательно растворяют в отдельной посуде. Кристаллик может нанести химический ожог нежной коже младенца. Практичнее всего, развести крепкий раствор в банке и добавлять маленькими порциями в ванночку перед купанием. Цвет воды должен быть слегка розоватый.

Марганец сушит кожу, поэтому, хорошим вариантом будет чередовать марганцевые и травяные ванны. Подберите 3-4 вида трав с антисептическим, обеззараживающим эффектом и заваривайте в 3 литровой банке за день до купания. Процедите через марлю, чтобы травинки не попали на ребенка и вылейте в ванночку, а затем разбавьте водой. Лучше всего использовать чабрец, ромашку, календулу и зверобой. Все они антисептики с ранозаживляющим эффектом. Кроме пользы по заживлению пупка, травяные ванны благоприятно скажутся на общем состоянии кожи младенца. Их применение полезно даже после полного зарастания пупочной ранки.

  • После купания, ватными палочками аккуратно вымывается зона пупка. Отложения в завитках могут спровоцировать воспаление.
  • Пупочную ранку необходимо ежедневно мазать зеленкой.
  • Для скорейшего заживления, нужно чаще оставлять пупок на воздухе. Это подсушит кожу.
  • Памперс застегивать ниже уровня пупка. Ребенок крутится и может ободрать корочку.

Следите за кожным раздражением вашего чада

Кожа. Очень нежная и чувствительная. Низкая физическая активность и лежачий образ жизни приводят к образованию потниц — покраснения со скоплением белого вещества. Искать их нужно! Чаще всего образуются в складках кожи – под мышками, под шеей, за ушками, под коленками, с внутренней стороны локтя, на сгибе бедра. Чем раньше потница будет замечена, тем быстрее ее можно вывести. Для профилактики рекомендуется принимать травяные ванны. В случаях необходимости, место образования можно протирать раствором трав или антисептиком, прописанным педиатром. Также, педиатр должен порекомендовать специальную мазь для новорожденных, которую следует применять при подобных кожных сыпях.

Родничок . Для прохождения по родовым путем, голова ребенка сжимается. Происходит это благодаря тому, что кости черепа не монолитны. После рождения, происходит процесс срастания. Родничок – место стыковки частей. Он постепенно затягивается. Нужно знать, что под кожей, в месте его расположения, первые месяцы жизни отсутствует твердая костная перегородка. Опасность представляет возможность удара по этой зоне, а также переохлаждение. Нужно быть внимательными и аккуратными.

Температура тела новорожденного выше показателя взрослого человека. Норму составляют 37,0 – 37,1 градусов.

Ребенок не будет плакать без причины. Если новорожденный кричит, его что-то беспокоит. Задача родителей в кратчайшие сроки определить причину и устранить ее. Сыпь на коже, плохой аппетит, отсутствие рефлексов, плохой стул либо низкое мочеиспускание — являются причиной для опасения и требуют посещения педиатра.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь