Подготовка руки к письму. Чем заменить рамки-вкладыши Монтессори? Монтессори у вас дома: создание развивающего пространства и дидактических материалов своими руками Доска по методике монтессори

В домашних условиях несложно сделать материалы Монтессори своими руками без значительных материальных... Обеспечив ребёнка часто меняющимися пособиями...

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Тематический материал:

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

Ароматное саше

Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

Рельефные буквы и цифры

Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.

Тактильные дощечки

Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

Сенсорные коврики

Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

Крышки

Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.

Аналоги классических Монтессори-игрушек

Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

Рамки-вкладыши

Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!

С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше - меньше».

Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.

Цветные ёжики

Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.

Шнуровки

Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.

Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

Скользящие мягкие шарики

Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.

Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.

Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

Дети в возрасте около года находятся в периоде освоения причинно-следственных связей и в тоже время стремятся работать с мелкими предметами, развивая мелкую моторику. «Копилка» послужит обеим целям.

Её просто сделать дома. Возьмите небольшую аккуратную коробку, например, из-под обуви. Учтите, что она не должна быть ярких или пёстрых цветов. Прорежьте отверстие в крышке и предложите малышу проталкивать в него шарики. После – открывать коробку и искать их. Как только ребёнок перестанет пробовать предметы на вкус, сделайте отверстие меньше, а шарики замените на более мелкие предметы. Часто родители используют для подобной игры банки. Важно, чтобы крышку малыш мог открыть самостоятельно, чтобы завершить работу.

  1. Раскладывание по отверстиям.

Интересно и раскладывание предметов по отверстиям. Для него подойдёт любая коробка с отверстиями, например, от конфет или форма для льда. Раскладывать можно одинаковые шарики или орехи. Следите, чтобы предметов и отверстий было одинаковое количество.

  1. Коробки, которые можно открывать и закрывать.

Этот классическое пособие Монтессори, которое легко сделать дома. Потребуются 3–4 коробки разного размера из разных материалов, которые открываются по-разному. Внутрь можно положить небольшие игрушки, чтобы ребёнку было интересно искать их. Сперва покажите, как открывается каждая из них, а потом предложите поработать самостоятельно. После предложите закрыть ящички и убрать на место.

  1. Сенсорные мешочки или ткани.

Сенсорные мешочки Монтессори просто сделать своими руками дома. Сшейте 4–5 пар одинаковых мешочков: 2 одинаковых мешочка с гречкой, 2 с пшеницей, 2 с манкой, 2 с горохом и 2 с рисом. Годовалому малышу предлагайте пока только ощупывать мешочки, получая новый сенсорный опыт. Когда ребёнок подрастёт, он будет искать пары с закрытыми глазами, так что такое пособие послужит долго.

Похожий материал – различные на ощупь ткани (также парные), порезанные на одинаковые квадраты. Работают с ними как и с мешочками: ощупывают лоскутки, обращая внимание на структуру.

  1. Сенсорные книжки.

Сейчас продаётся множество сенсорных книжек. Их можно сшить и самим, как из ткани, так и наклеив разную ткань и другие материалы на листы картона. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

Другое подобное сенсорной книжке пособие, которое значительно проще сделать в домашних условиях, – доска с тканями. Приклейте на картон или доску квадраты разной ткани, вату, губку.

  1. Материалы для первых упражнений в практической жизни.

Основой методики Монтессори для детей раннего возраста являются упражнения практической жизни. В этих занятиях дети перенимают опыт у взрослого и учатся самостоятельному обращению с вещами, развивают моторику рук. Предлагайте помогать вам в повседневных делах, постепенно включая новые упражнения по мере взросления ребёнка: вытереть тряпочкой стол, сложить белье в стиральную машинку, смешать ингредиенты для салата или пирога, почистить банан, полить цветы.

  1. Сосуды для переливания.

Упражнения с водой развивают моторику и имеют терапевтический успокаивающий эффект. Предлагайте такие занятия с самого раннего возраста. Их можно организовывать прямо в ванной во время купания: положите в таз несколько сосудов и покажите как можно переливать из одного в другой. Также научите малыша, как играть с леечкой и с водяной мельницей и как выжимать губку.

  1. Ситечко для вылавливания из воды.

Это занятие часто надолго увлекает даже совсем маленьких детей, которым бывает трудно сконцентрироваться на какой-либо деятельности долгое время.

Дайте малышу таз с водой и разные мелочи: сначала это могут быть шарики от пин-понга, их проще поймать, после можно использовать что угодно: мелкие игрушки, камни, ракушки, шишки. Пусть сначала вылавливает рукой. Когда ребёнок поймёт, в чём заключается работа, дайте ему ситечко или половник, с помощью которых он будет складывать игрушки в коробку.

  1. Речевые корзинки.

Это небольшие корзинки, в которых собраны игрушки по одной теме: животные, фрукты, транспорт.

С фигурками проводится трёхступенчатый урок, вводятся их названия.

Сначала вы сами называете 2–3 предмета из корзинки, затем предлагаете показать один из них, потом спрашиваете, как называется тот или иной предмет. Если ребёнок ещё не умеет разговаривать, остановитесь на второй ступени.

  1. Штампы для рисования из картошки .

Около года дети с удовольствием осознают, что могут оставлять след на бумаге или другой поверхности. Именно в этом возрасте мы учим малышей обращать внимание на этот след. Предлагайте рисовать пальчиковыми красками, а также сделайте штампы из картофеля. Просто разрежьте картошку пополам, макайте половинку в краску, оставляя таким образом след, или вырежьте на половинке картошки различные формы, чтобы разнообразить работу.

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Монтессори своими руками безусловно есть смысл делать! Такие пособия, возможно, получатся не такие идеальные, как покупные, но они будут сделаны своими руками, что предаст им уникальность.

Плюс ко всему они будут намного дешевле, чем покупные. Сегодня мы изготавливаем рамки-вкладыши!

Геометрия для детей становится более доступной для понимания, если у них есть возможность поиграть с материалом, ощутить его кончиками своих пальцев. Посетив сайт творческих учителей математики, вы узнаете много различных способов познакомить ребенка с азами этой науки. А мы предлагаем попробовать включить в обучение дошкольника дома занятия с рамками- вкладышами, автором которых является Мария Монтессори.

В оригинале рамки представляют собой тонкие цветные деревянные дощечки с отверстиями определенной формы посередине. В эти отверстия вставляются вкладыши другого цвета. Для удобства, на вкладышах есть маленькие «ручки», за которые малыши их держат.

Вы можете приобрести фабричные рамки в магазине.


Фабричные рамки-вкладыши

А можете изготовить их самостоятельно из толстого картона.

Для этого вырежьте квадраты с длиной сторон примерно 10 см.
В центре каждого квадрата прорежьте отверстие определенной геометрической формы:

  • треугольник и т.д.

Используя квадрат как трафарет, заготовьте картонные вкладыши нужных форм. На одну сторону каждой вставки приклейте крупную бусину или пуговицу, чтобы ребенку было удобно их брать. Пособие готово, можно заниматься. Для начала предложите маленькому ученику сопоставить вкладыши с нужными рамками.


Можно придумать игру: например, каждый квадратик – это домик, а вставка – ставни в окошке. Надо на ночь закрыть все окна, чтобы в дом не залезли воры. По ходу занятия проговаривайте названия геометрических форм.


Также можно использовать получившиеся рамки как трафарет для рисования.


Получившиеся геометрические фигуры предложите превратить в знакомые всем предметы. Так развивается не только фантазия, но и умение мыслить абстрактно.

По мере развития ребенка, усложняйте занятия с рамками. Например, можно ставить перед малышом конкретные задачи: построить «дом» из трех этажей, в каждом из которых по три «окна» определенной формы (указываете, какой именно). Добавив рамки с похожими по форме, но отличными по размеру фигурами, вы усложните процесс сопоставления их со вкладышами. Также с помощью рамок можно совершенствовать счет, предлагая составить цепочку в определенной последовательности: 1- круглое отверстие, 2- ромб, и т. д.

На сегодняшний день раннее развитие детей популярно как никогда. Современные родители начинают думать, как обучать своё чадо, едва оно успело появиться на свет. Немного найдётся людей, которые не слышали о методике Монтессори. В чём состоит её суть, как организовать процесс обучения у себя дома и сделать необходимые материалы своими руками?

Особенности методики Монтессори: что нужно знать любящим родителям

Список учебных учреждений регулярно пополняется новыми развивающими центрами для малышей, посещать которые не столько необходимо, сколько модно. Многие специалисты по раннему развитию отдают предпочтение именно методике Монтессори. Ключевая её особенность состоит в индивидуальном подходе к ребёнку.

Основателем методики является итальянский врач и педагог Мария Монтессори, которая долгое время работала в детской психиатрической клинике. Её наблюдения за нездоровыми детьми легли в основу теории раннего развития. Но технология адаптирована и для здоровых малышей. Преимущество метода состоит в том, что процесс обучения трансформируется в интересную игру. При этом крохе не нужно сидеть или стоять по стойке смирно и слушать нравоучения или созерцать обмен опытом родителей. Согласно методике Монтессори ребёнок самостоятельно знакомится с окружающей средой, выбирая для игры те занятия, которые ему по душе .

Ключевым периодом в формировании личности Мария Монтессори считает возраст от рождения до 6 лет. Именно в эти годы, по мнению автора методики, происходит становление интеллекта и психики. Главная задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить своему чаду все условия для гармонического развития. Для этого вовсе не обязательно посещать специализированные центры, тратить большие деньги на покупку методической и учебной базы или иметь педагогическое образование. Чтобы заниматься с ребёнком и в игровой форме знакомить его с явлениями действительности, все материалы можно создать своими руками.

Мобили Монтессори для малышей

Как только малыш появился на свет, родители спешат одарить его игрушками. При этом выбор взрослых чаще всего падает на яркие цвета. А правильно ли это?

Согласно системе Монтессори, первыми игрушками для детей должны быть мобили. Они используются для того, чтобы ребёнку было на чём концентрировать своё внимание. В итоге у крохи появляется увлекательное занятие - наблюдать за движущимися фигурами, а у мамы есть возможность заняться домашними делами или собой. В детских магазинах полно музыкальных вращающихся зверюшек, но все они далеки от того, что на самом деле нужно малышу.

Первым видом развивающей деятельности у ребёнка будет проявление интереса к окружающим его предметам и умение наблюдать.

Мобиль Мунари

Это самая первая игрушка новорождённого, к которой он проявит интерес с 2–3 недель. В ней используются белые и чёрные геометрические фигуры. Сразу после рождения ребёнок ещё не чётко видит предметы и не различает цвета. Мобиль Мунари поможет ему концентрировать взгляд и развивать зрение на основе контрастов.

Такую игрушку легко сделать своими руками. Для этого вам понадобятся:

  • прозрачный шар, лучше всего стеклянный, чтобы он отражал цвет (можно пластиковую заготовку для изготовления ёлочных игрушек);
  • белый и чёрный лист бумаги;
  • три деревянные палочки диаметром примерно 5 мм;
  • чёрная и белая краска;
  • прочная нить.

Обратите внимание, что для первого мобиля используется только чёрный и белый цвет. Все детали очень лёгкие, поэтому в воздухе колеблются при малейшем дуновении, не создавая никакого шума. В этом их основное отличие от стандартных детских вращающихся игрушек, которые предлагают летающих зайцев, котов, собак и прочих зверей.

Размер мобиля может быть разным, главное при его изготовлении соблюдать все пропорции по отношению к диаметру выбранного вами шара. В основе расчёта лежит следующая формула:

  • В=А (диаметр шара)+1/3 радиуса А.

Соотношение форм и размеров играет важную роль в развитии ребёнка по системе Монтессори.

Если ваш ребёнок спит в обычной кроватке, то проблем с креплением вращающейся игрушки не возникнет. Если же вы используете Монтессори-кровать, то в классическом варианте Монтессори-среды мобиль нужно прикрепить к потолку. При этом от малыша он должен находиться на расстоянии 20–30 см. Как вариант, его можно зафиксировать на стене с помощью подвески для обычного мобиля, предварительно сняв с него лишние элементы.

Прежде чем повесить мобиль, представьте себя в роли малыша. Прилягте на его место и попробуйте понаблюдать за игрушкой. Если вам удобно смотреть на неё, значит оставляйте всё в таком положении. Если же вы ощущаете дискомфорт, переместите устройство.

Мобиль должен быть сдвинут слегка в сторону, а не висеть прямо над лицом ребёнка.

Если вы заметите, что кроха утратил интерес к игрушке, поменяйте её на новую. В среднем замена мобиля должна осуществляться раз в 2–3 недели.

Мобиль Мунари своими руками - видео

Мобиль из октаэдров

Он подходит для развития малышей от 6 недель. К этому времени ребёнок уже научился концентрировать внимание и различать контрасты. Пришло время знакомиться с новыми формами и цветами.

Сделать такой мобиль очень просто, для этого понадобятся:

  • 3 листа матовой или голографической бумаги: красный, жёлтый, синий;
  • планка длиной 25 см;
  • клей, ножницы, катушка ниток.

Последовательность изготовления.

  1. Распечатанную схему переведите на необходимую бумагу.
  2. Сложите по линиям, хорошо проглаживая каждый сгиб.
  3. Вложите в октаэдр нить, закрепив её изнутри (можно прикрепить конец клейкой лентой к внутренней стороне).
  4. Склейте октаэдр.

Октаэдры должны быть разных размеров. При этом самый маленький делайте из жёлтой бумаги, поскольку этот цвет детьми различается легче всего. А вот синий считается самым сложным для восприятия, поэтому такая деталь должна быть самой большой. Красный, соответственно, будет среднего размера.

К планке фигуры нужно крепить на разной высоте. Чтобы разнообразить познавательную деятельность своего крохи, через время замените мобиль на другой из таких же октаэдров, но изготовленный из бумаги другой текстуры.

Мобиль Гобби

С двухмесячного возраста ребёнок на зрительном уровне учится различать не только цвета, но и оттенки. Мобиль Гобби состоит из 5 шаров одной цветовой гаммы, но разных тонов. Для изготовления такой игрушки вам понадобятся:

  • 5 небольших шаров (например, для настольного тенниса, поскольку они лёгкие и будут хорошо двигаться);
  • палочка, к которой будут крепиться шары;
  • краска для покрытия палочки (можно акриловую). Обратите внимание, что она должна быть того цвета, каким будет самый тёмный шар;
  • нитки мулине для обмотки шаров.

Для изготовления мобиля сначала обмотайте шары и покрасьте палочку. Затем прикрепите к ней элементы на разной высоте так, чтобы тёмные были ниже и ближе к ребёнку, светлые - выше.

Как видите, сделать мобиль Гобби собственными руками весьма легко. Вы можете подготовить такой же вариант, но из другой цветовой гаммы и периодически чередовать игрушки.

Мобиль Танцующие человечки

В 3–4 месяца ребёнок уже проявляет активный интерес к окружающей среде, поэтому наблюдать за обычными движущимися фигурками ему недостаточно. Занять его в этот период поможет мобиль из танцующих человечков, для изготовления которого понадобятся:

  • листы голографической бумаги разных цветов;
  • три палочки (25, 30 и 35 см), которые можно покрасить в одинаковый цвет;
  • нитки и бусины.

Последовательность изготовления:

  • вырежьте четыре танцующих фигурки из голографической бумаги, сделайте их двусторонними;
  • вклейте нитку по центру между деталями человечков, оставив свободный конец снизу и сверху;
  • подвесьте две танцующие фигурки к концам палочки длиной 25 см и две другие - к концам палочки длиной 30 см;
  • привяжите каждую из этих палочек за середину к концам планки длиной 35 см;
  • приведите все фигуры в равновесие.

Особенность такой игрушки состоит в том, что все «части тела» человечков подвижные. Это создаёт впечатление, что они действительно танцуют. В отличие от предыдущих мобилей, этот вешается на небольшом расстоянии от ребёнка. Когда он будет шевелить ручками, человечки начнут двигаться, что позволит малышу чувствовать пространство и подготовит его к будущему передвижению.

Монтессори среда дома: особенности и принципы её создания

Особенность обучения по методике Монтессори состоит в зонировании пространства. Это даёт ребёнку право выбора занятия, которое ему по душе. Нет навязывания и давления со стороны, есть только собственное решение юной личности.

Важно, чтобы среда была не только интересной и разнообразной, но и безопасной. В комнате недопустимо наличие опасных предметов для ребёнка. Розетки должны быть надёжно спрятаны, а ручки и выключатели располагаются соответствовать возрасту малыша. При оформлении детской комнаты по методике Монтессори используются однотонные пастельные тона, яркие акценты делаются с помощью картин.

Мебель в комнате должна быть низкой и соответствовать возрасту ребёнка. Желательно, чтобы это были деревянные неокрашенные конструкции. Для хранения игрушек и развивающего материала желательно использовать невысокие шкафы открытого типа. Это обеспечит малышу самостоятельный доступ к интересующему его материалу и даст ему право выбора. В идеале для создания Монтессори-среды требуется целая комната, но при желании ей можно обустроить и в части помещения.

Зоны в Монтессори-среде

  1. Зона сна. Спальное место используйте исключительно для отдыха. Не приучайте ребёнка играть или есть там, где он спит.
  2. Двигательная зона. Здесь можно разместить мини-шведскую стенку, коврики для хождения, пуфы-барьеры и прочее. Проявлять активную деятельность в этой зоне дети начинают с 1 года.
  3. Зона причинно-следственных связей. Здесь малыш развивает своё мышление и учится самостоятельно делать выводы.
  4. Зона практической жизни. Здесь кроха учится самостоятельно справляться с бытовыми проблемами, мыть посуду, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и получает другие полезные навыки.
  5. Зона сенсорного развития. В ней у детей формируется представление о свойствах окружающих их предметов. Дидактическим материалом для этой части комнаты будут сенсорные мешочки, рамки вкладыши и прочее.
  6. Зона речевого развития. Здесь используются самостоятельно изготовленные карточки с буквами, изображениями животных, фруктов и т. д. Главное, в ходе занятий проговаривать то, что ребёнок видит на учебно-развивающем материале.
  7. Зона творчества. Оборудуйте для малыша рабочее место - поставьте стол и стул, рядом полки с материалами для творчества. Это могут быть краски, карандаши, мелки и т. д.

С 3-летнего возраста в Монтессори-среде появляются новые уголки пространства:

  • зона изучения математики;
  • зона космоса.

Для их оформления используются географические карты, плакаты с цифрами, таблицами.

Соблюдая все правила создания Монтессори-среды, вы получите непросто правильно оформленное пространство для развития малыша, но сможете создать для него целый мир.

Обустройство детской кровати по Монтессори

Все родители ответственно подходят к организации спального места для ребёнка. До его появления или сразу после рождения они посещают магазины в поиске идеальной кроватки для новорождённого. Стоп! А нужна ли она вам? Если вы следите за тенденциями в образовании и заинтересованы в раннем развитии своего чада, то стандартная кровать с решётками вам точно не понадобится.

Согласно методике Монтессори, спальное место должно быть низким. Это позволит ребёнку самостоятельно передвигаться по комнате и не придётся ожидать в кроватке, пока родители не вынут его из-за решёток. Проснувшись, малыш сможет направиться на исследование «местности». В идеале, возле напольной кровати должно быть зеркало. Оно позволит крохе наблюдать за своими движениями и изучать себя.

В качестве кровати подойдёт обычный полуторный или двуспальный матрас, в зависимости от пространства вашей комнаты. Для деток постарше спальное место можно оформить бортиками, а для малышей подложить полотенце или одеяло. Высота матраса в среднем составляет 10 см .

Столик для стирки и мытья посуды своими руками

Дети во всём наследуют взрослых. Несмотря на множество игрушек, самым интересным занятием для них будет делать то, что мама. Для этого по Методике Монтессори обустраивается зона практической жизни. Одним из элементов в ней будет уголок для стирки и мытья посуды. В покупном варианте это будет низкий стол с двумя отверстиями, куда вставляются тазики. Стоимость такого предмета довольно высокая, поэтому его можно сделать самим. Для этого:

  • возьмите готовый деревянный каркас (стол, основа тумбочки) или подключите папу и дедушек и смастерите его самостоятельно;
  • с помощью электроинструмента проделайте в нём 2 отверстия под тазики (их купите заранее, чтобы не прогадать с размером);
  • вставьте тазики в стол и наполните их водой.

Мамы деток постарше практикуют другой вариант - ставят на обычный стол миски с водой. Но это не весьма удобно, так как ёмкость может перевернуться, и вместо того, чтобы ребёнок мыл игрушечную посудку, вы вместе с ним будете мыть пол.

Мамы мальчиков часто не понимают, зачем их сыну нужен такой столик. На самом деле детей нужно приучать к самостоятельности независимо от пола.

Настенные модули Монтессори

Развитие детской моторики очень важно, от этого в будущем зависит мышление и становление речи. Интересными для детей будут настенные модели.

Модуль с зубчатыми колёсами

Он состоит из колёсиков, которые располагаются по принципу зубчатой передачи, т. е. вращение всех деталей происходит через прикосновение зубьев каждой шестерёнки.

Чтобы сделать такой модуль самостоятельно, нужно:

  • распечатать образцы зубчатых колёс и перенести их на дерево;
  • вырезать зубья и зафиксировать их на доске так, чтобы механизм вращения был последовательным.

Этот модуль даст возможность ребёнку не только увлекательно проводить время, но и научит устанавливать причинно-следственные связи.

Модуль для прогона шаров

Он предназначен для развития наблюдательности, зрительно-моторной координации и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.

Для изготовления модуля вам понадобятся деревянные планки. Сразу подберите шары, чтобы проделать в них дырочки соответствующих размеров.

  1. Возьмите две планки и поставьте их вертикально.
  2. Крепите к ним остальные так, чтобы они были расположены по наклонной. Отверстие каждой последующей планки должно быть с противоположной стороны от предыдущей. Ограничений по размерам нет, поэтому вы можете выбрать планки и шары разных размеров, главное, чтобы ребёнку удобно было с ними играть.
  3. Повесьте игрушку на стену и покажите ребёнку, как запускать шары в отверстия.

Занятия по Монтессори: 5 идей - видео

Бизиборд

Он представляет собой развивающую доску, на которой размещены замочки, застёжки, задвижки, розетки, выключатели, колёсики, молнии, крутящийся цифровой блок от старого телефона и прочие детали. Чёткой схемы выполнения бизиборда не существует, всё зависит от вашей фантазии.

Развивающая доска Бизиборд своими руками - видео

Изготовление развивающей доски

Главное, что нужно для изготовления такого модуля - это наличие доски, шуруповёрта и развивающих предметов. Старайтесь поместить на бизиборд то, что действительно интересно ребёнку. Чтобы доска была ярче, разрисуйте её, наклейте весёлые картины или наклейки. Вдохновение можно получить, если смотреть в интернете примеры сделанных своими руками работ.

Как только малыш начинает самостоятельно передвигаться, он проявляет интерес к розеткам, задвижкам и прочим опасным предметам. Дайте ему возможность познакомиться с ними - разместите их на развивающей доске.

Бизикуб-бизибокс своими руками - видео

Игровые панели и обучающие материалы

Помимо больших по размеру модулей, система развития Монтессори предлагает маленькие игрушки, которыми можно не только играть с ребёнком, но и учить его.

Шнуровка: как её сделать самостоятельно

Очень часто дети не умеют самостоятельно завязывать шнурки. Учить этому нужно в игровой форме, для чего и существует игровая панель в виде шнуровки.

Для её изготовления вам понадобится шнурок и материал для основы (картон, пластик, фетр, линолеум и т. д.). В качестве украшения можно использовать цветную бумагу, клей, краски, бусины.

Нарисуйте основу башмачка на материале и вырежьте его. Затем проделайте в нём отверстия для шнуровки. Если это бумага, то дырочки можно сделать с помощью шила, в плотных материалах на помощь придёт шуруповёрт.

Вышивание

Когда ребёнок освоит шнуровку, усложните ему задачу - дайте набор для вышивки. Его можно поискать в детских магазинах или сделать самостоятельно. Такое занятие хорошо развивает мелкую моторику и логику.

  1. Возьмите тонкую палочку, проделайте в ней дырочку по аналогии с ушком настоящей иглы.
  2. Сделайте в заготовках из фетра, картона, линолеума или другого материала дырочки, и покажите ребёнку, как можно делать разные стежки.
  3. Со временем переходите к соединению деталей. Для этого вырежьте пуговицы, шишки, яблоки, морковь и т. д. и покажите ребёнку, как можно пришивать их к ежу, ёлочке, зайчику.

Изготовление конструктивных треугольников Монтессори - видео

Игровая панель мышь в сыре

Такая игра больше подходит для детей с 5-летнего возраста, когда у них хорошо развито воображение, и они могут переносить задаваемые им образы на разные предметы.

Задача игры состоит в следующем: «мышь» с шариком должна пройти по всему «куску сыра» снизу вверх, не упав во время пути вниз. При этом к ней привязаны верёвочки, которые и приводят её в движение. Ребёнок тянет за них, поднимая подвижный элемент модуля.

Данная игра развивает самоконтроль, умение управлять двумя руками, а также чередовать левую с правой. Такая панель - это отличный стимул для достижения целей.

Для самостоятельного изготовления такой игры вам понадобится деревянная панель. Вырежьте в ней круги разных размеров по аналогии с настоящим сыром. Посредине внизу расположите мышь (это должно быть кольцо с шариком). В виде буквы «М» по всей панели проведите верёвку, предварительно закрепив её, как показано на фото.

Золотой банк

Это материал рассчитан на занятия математикой. Он подходит для детей с 5 лет. В игровой форме дети осваивают математические операции: сложение, вычитание, деление и умножение. В процессе пополнения «банка» они на наглядном примере изучают переход через десятки, сотни и даже тысячи.

Магазинный набор Золотой банк Монтессори стоит довольно дорого. Он состоит из таких элементов:

  • 100 бусин-единиц золотистого цвета в коробочке;
  • 45 стержней-десятков в коробочке;
  • 10 пластин-сотен из бусин;
  • 1 куб из бусин;
  • 45 пластин из дерева;
  • 9 кубов из дерева;
  • 3 деревянных подноса;
  • 3 коробочки с маленькими карточками от 1 до 3000;
  • 1 коробочка с маленькими карточками от 1 до 9000;
  • 1 коробка с большими карточками от 1 до 1000;
  • 1 коробка с большими карточками от 1 до 9000.

Тратить значительную сумму, чтобы научить ребёнка считать, вовсе не обязательно. По аналогии вы можете такой набор сделать самостоятельно. Для этого вам понадобятся бусины, проволока, клей, картон и фломастеры. Кубы из дерева замените на самодельные кубы из картона. Бусины в наборе должны соответствовать системе: единицы-десятки-сотни.

Элементы золотого банка - фотогалерея

Бусины и карточки с цифрами помогут ребёнку освоить математику Единичные бусины необходимы для счёта от 1 до9 Собираем сотни из бусин, делая пластины Стержни из бусин познакомят ребёнка с десятками

Геометрический сортер для ребёнка своими руками - видео

Идея развивающей игрушки из пластиковых бутылок: инструкция по изготовлению и фото

Из пластиковых бутылок можно изготовить интересную многофункциональную игрушку, которая совместит в себе сортер и приспособление для развития мелкой моторики.

  1. Возьмите пластиковые бутылки с крышками разного размера и отрежьте от них горлышки.
  2. На одной из бутылок нарисуйте кружочки разного диаметра, соответствующие подготовленным горлышкам, и вырежьте их.
  3. Вставьте в отверстия горлышки с крышками и приклейте.
  4. Покажите малышу как играть сортером.
  5. Для развития мелкой моторики предложите ребёнку закручивать крышечки.
  6. Достаньте все элементы из бутылки, чтобы кроха мог продолжить игру.

Развивающая коробочка для малышей - видео

Методика Монтессори интересна и эффективна. В детских магазинах есть много принадлежностей для организации пространства и развития по данной технологии, но их стоимость высока. Альтернативой покупке развивающих игр будет самостоятельное изготовление материалов. Особых навыков здесь не требуется, достаточно соблюдать инструкции и делать всё от души.

В методике развития ребенка Марии Монтессори много внимания уделяется обучению малыша самостоятельности. Самостоятельности в отрывании и закрывании замков, дверей, застегивании пуговиц, шнуровке обуви и так далее. В центрах, работающих по методике Монтессори, есть разнообразные пособия по отработке этих навыков. Такие пособия можно приобрести в магазинах, а можно сделать самостоятельно. В этом нет ничего сложного, у нас с мужем получилось.

Для начала немного о досках Монтессори. Чаще всего пособия представляют собой доски, висящие на стенах, к которым прикреплены различные предметы: крючки, щеколды, счеты, приспособления для шнуровки, фонарики, выключатели и тому подобная бытовая мелочевка. Замечали, с каким удовольствием малыш нажимает на выключатель в ванной или на кнопку стиральной машины? Дайте ему «легальную» возможность нажимать на кнопки, открывать замки без вашего присмотра.

Отработка таких бытовых навыков, как шнуровка или отстегивание пуговиц, развивает мелкую моторику ребенка, а значит стимулирует его умственное развитие.

Доски можно делать разного размера и назначения. Делая пособие, ориентируйтесь на возраст ребенка. К примеру, доску, которую мы с мужем делали на годовщину дочке, мы уже хотим переделать. Валюша наигралась и почти не подходит к доске.

Мы хотим добавить некоторые новые элементы, чтобы у нее снова появился интерес. Например, я заметила, что дочка с удовольствием застегивает-отстегивает липучки на обуви, значит, нужно добавить «липучести» на доске. Еще в планах сделать так, чтобы игра с выключателем была не пустой, а при нажатии на него загоралась лампочка. Значит, мужу придется поработать с электрикой и спрятать провода.

Как сделать такую доску?

1. Для начала определитесь с местом, где эта доска будет висеть. В игровом уголке? Или, может быть, вы выделите место на кухне, чтобы ребенок был под присмотром, а у вас освободилось время для спокойной готовки обеда? Или место найдется только на стене в коридоре? У нас дома доска висит в комнате рядом с игрушками дочки.

2. Купите в строительном магазине доску, при необходимости обработайте ее, чтобы избежать заноз. Мы поступили иначе - нашли на даче столешницу старого стола и отпилили половину. Столешница была в непонятных разводах, поэтому мы обклеили ее специальной бумагой.
3. Не обязательно тратить много денег в строительном магазине. Для начала поройтесь в шкафах, у вас обязательно найдутся отрезы тканей (для создания игрушек из текстиля, ковриков для осязания), пуговицы, крупные замки-молнии, старые щеколды, крючки, выключатели. Для своей доски мы купили только бумагу для обклеивания, фонарик-выключатель (такие обычно продаются для стенных шкафов и кладовок), рамку для фотографии. Все остальное - поскребли по сусекам.

4. Творите! Мы провели несколько вечеров с мужем, тасуя на доске элементы. По прошествии времени стало понятно, что некоторые элементы (у нас это счеты, которые занимают довольно много места) не заинтересовали ребенка. Но чем хороши такие доски - при желании вы можете изменять их, добавлять или убирать элементы.

5. Обратите внимание на безопасность крепления элементов. Например, мы не знали, как лучше обезопасить ребенка от порезов об магнитную доску (доска вырезана из задней крышки системного блока старого компьютера). Острые края в итоге спрятали в рамку для фотографий, купленную в ИКЕА. На магнитную доску ребенок вешает магнитики, как обычные, так и тематические (например, подборка магнитов «овощи-фрукты»).

6. Надежно прикрепите доску к стене.

А теперь о главном «косяке»: Валюша почти не играла с доской. Как-то очень быстро остыла к ней, несмотря на все мои усилия использовать доску в играх. Видимо нам действительно нужно многое изменить в доске, потому что я и сама не слишком довольна первоначальным результатом: слишком пестрая, мало элементов, много неиспользуемого пространства.

Но время, которое мы потратили с мужем на изготовление доски, я вспоминаю с любовью. Мы хотим и к следующему дню рождения ребенка приготовить ей подарок, сделанный своими руками. Надеюсь, в нашем доме поселится новая традиция.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь