Методы семейной диагностики в семейном консультировании. Методы семейной диагностики Психологическая диагностика семьи

Тема 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

Цель и задачи психологической диагностики семьи.

Методы психологического изучения семьи.

Параметры диагностики супружеских отношений и соответствующие методики.

Особенности психологической диагностики семьи с проблемным ребенком.

Особенности психологической диагностики семьи на основе индивидуального и системного подходов.

Возможность оказания психологической помощи семье зависит прежде всего от правильного выявления ее проблемы на основе психодиагностических данных.

Существуют такие психологические методы изучения семьи :

научно-исследовательские , направленные на теоретическое обобщение данных, расширяют профессиональный кругозор психолога-практика;

диагностические , с помощью которых получают конкретные данные, необходимые для работы с определенной семьей;

коррекционно-диагностические , либо психотерапевтические, направленные на определение формы и содержания коррекционной работы с семьей.

При этом психологическая диагностика семьи предполагает решение таких задач :

Выяснение того, является проблема семьи объектом воздействия психолога или других специалистов (психиатра, юриста, дефектолога и т.д.);

Выявление объекта психологической помощи (ребенок, его родители, семья в целом);

Выбор способа воздействия (индивидуальная работа с ребенком, его родителями, супружеской парой, ребенком и отцом, группой детей, родителей, семьи в целом);

Психодиагностика во время коррекционного воздействия с целью определения тактики коррекционного процесса (реакции членов семьи на психолога и друг на друга, особенности их поведения и т.п.).

Решить перечисленные задачи трудно прежде всего из-за сложность семьи как системы, на формирование и жизнедеятельность которой влияют множество внешних и внутренних факторов (см. темы 1-3), а также из-за отсутствия единого подхода к решению проблем семьи.

Среди существующих теоретических концепций 3. Кісарчук выделяет два полярных подхода к изучению семьи: индивидуальный и системный. При индивидуальном подходе семья рассматривается как стресс-фактор, с которым должен справиться член семьи, который обратился за консультацией к психологу. Задача психолога заключается в выявлении индивидуальных особенностей членов семьи, затрудняющих семейную адаптацию. Системный подход перемещает центр диагностики с индивида на групповые процессы семьи как системы, а проблемы членов семьи в этом случае считаются такими, которые отражают дисфункции семейной системы.

В рамках индивидуального подхода используют диагностические средства, направленные на исследование таких сфер семейной жизни, как супружеские отношения, отношения родителей и детей, стили воспитания и их влияние на становление личности ребенка.

Диагностика супружеских отношений направлена прежде всего на выявление факторов, снижающих удовлетворенность браком и, следовательно, нарушают его стабильность (см. тему 2).

Так, выявление уровня супружеской совместимости на основе структурно - функционального подхода (когда совместимость проявляется в способности

супруги образовывать целостную, уравновешенную семейную диаду с согласованными и непротиворечивыми семейными ролями) предполагает изучение различных характеристик супругов:

психофизиологических свойств индивидуальности членов семьи; при этом предполагается, прежде всего, определение совместимости типов высшей нервной деятельности супругов, их темпераментов с возможным использованием экспресс-методик (тесты - опросники Айзенка, Стреляу и др.);

характерологических свойств членов семьи (опросник Кеттела (16 РР), ММРІ и др.);

характеристик ценностно-мотивационной сферы супругов (методика ценностных ориентаций Рокича - Ядова, методика ТЮФ Шмелева - Болдиревої, методика “Семейные ценности". Торохтия и др.);

соотношение психологических семейных ролей (методика РОПД А. Волковой и Г. Трапезникової (см. прил. 1), методика определения функционально-ролевой согласованности С. Ковалева, методика “Социально-ролевая адекватность". Торохтия и др.).

Диагностика супружеских отношений на основе адаптивного подхода предполагает изучение характеристик межличностных отношений, внутрисемейного общения и взаимодействия, выявление тех их аспектов, которые приводят к недоразумениям и конфликтам, с целью поиска резервов адаптации супругов друг к другу.

В этом случае целесообразно применять шкалу супружеской адаптации (тест-опросник “Удовлетворенность браком" (см. прил. 2), шкалы субъективной удовлетворенности браком Г. Трапезникової и др.), технику “репертуарных решеток". Похилько В. Федотовой, метод семантического дифференциала, тест Лири, методика В МСК. Левкович и О. Зуськової , по - дачно-игровые методы (например, игру “Интрига" В. Кроника и Е. Кроник ), моделирование субъективной ситуации конфликта (“МАКС" В. Смехова и др.). При этом часто используют прием “рефлексивной имитации", когда предлагают заполнить за партнера тот или другой опросник, а затем выявляют степень понимания супругами друг друга, а также уровень реализации их ожиданий в отношении партнера.

Особое значение как объект психодиагностики семейных отношений имеет семья с ребенком , поскольку чаще всего именно в проблемах ребенка отражаются проблемы семьи в целом (см. тему 3).

Внешним проявлением проблем ребенка есть конфликты с окружающими. В этой связи 0. Бодалева и В. Столин предлагают такую схему психодиагностики ребенка без аномалий психического развития .

1. Выявление зоны конфликта в беседе с родителями и ребенком, а также с помощью тестовых методик (“незавершенных предложений", “рисунка семьи" и других проективных методик).

В этом случае важно исследовать различные аспекты жизни ребенка (ее положение в семье, отношение к родителям, братьев и сестер, других родственников, особенности воспитания в семье, применения поощрения и наказания и реагирования ребенка на них, отношение к школе (детсаду) и сверстников, педагогов и воспитателей), выявить его интересы и возможности.

При этом можно выделить такие зоны конфликта: семья (в общем, с одним или с обоими родителями, с братьями и сестрами, другими родственниками), формальные или неформальные объединения сверстников, общественные институты воспитания (школа, детсад), конфликтные отношения с отдельными педагогами или воспитателями.

2. Выяснение содержания конфликта во время беседы с ребенком, а также с помощью психодиагностических методик, направленных на выявление индивидуальных особенностей ребенка, его психического, и прежде всего эмоционального, состояния (настроение, уровень тревожности, страхи и т.п.), характера взаимодействия с окружающими.

На практике используют такие методики, как тест Люшера, шкалу самооценки уровня тревожности Спилбергера - Ханина, САН, шкала депрессии, методика изучения самооценки Будассі или Дембо - Рубинштейн, шкала уровня субъективного контроля, тест “Дом - дерево - человек", тест “Несуществующее животное", рисунок семьи и др.

3. Определение особенностей поведения ребенка в конфликте на основе непосредственного наблюдения за ней, а также на основании данных при применении теста Томаса, проективных методик (например, малюнкового теста Розенцвейга), беседы с ребенком о его проблемах. При этом необходимо учитывать возрастные особенности проблем детей. Так, отклонения в поведении дошкольников и младших школьников часто связаны с проблемами их эмоциональной сферы, вызванными переживанием чувства стыда, унижения, вины за недостаточную сформированность доверия к миру, что трансформируются в переживания различных страхов* .

Характерное для подростков стремление к расширению сферы общения, самостоятельности, самоутверждения может привести к конфликтам с окружающими из-за отсутствия достаточных коммуникативных навыков, нестабильность самооценки, неадекватность уровня притязаний, повышенную требовательность к окружающим.

Полученные таким образом данные являются основой для дальнейшей работы психолога с ребенком и семьей.

Если зоной выявленного конфликта ребенка является семья, дальнейшее направление психологической диагностики заключается в выяснении особенностей семейного воспитания ребенка.

Анализируя процесс воспитания в семье, психолог должен прежде всего выяснить стиль воспитания. Если обнаружен стиль не способствует развитию личности ребенка, необходимо выявить причины неадекватного отношения родителей к ребенку.

Для изучения особенностей семейного воспитания используют опросники “Анализ семейной тревоги", “Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)" Е. Ейдеміллера , тест-опросник отношения родителей

О. Варги, цветной тест отношений А. Еткінда, тест Лири и др.

Так, с помощью опросника АСВ выявляют особенности нарушения процесса воспитания в семье по следующим признакам (см. прил. 3) :

уровень протекции (степень занятости родителей воспитанием ребенка), для характеристики которого используют две шкалы - гіперпротекція (Г+) и гіпопротекція (Г-);

степень удовлетворения потребностей ребенка , что предполагает возможность двух отклонений - потакание потребностям (шкала П+) и их игнорирование (П-);

количество и качество требований к ребенку в семье , которые проявляются, во-первых, в виде обязанностей ребенка (соответствующие отклонения зафиксированы в шкалах чрезмерности требований-обязанностей В+ и недостаточности требований-обязанностей В-), во-вторых, в запретах, устанавливающих неприемлемые образцы поведения ребенка, которые определяют степень ее самостоятельности (шкалы избыточности требований 3+ и недостаточности требований 3-), в-третьих, в санкциях, наказаниях за нарушения ребенком требований (шкалы чрезмерности санкций, жестокого обращения С+ и минимальности санкций, ориентации на поощрение С-);

неустойчивость стиля воспитания , то есть резкая смена стиля, приемов воспитания (шкала Н).

Анализ сочетаний перечисленных признаков воспитания (см. прил. 3) дает возможность выявить стили воспитания, которые неблагоприятно сказываются на развитии личности ребенка (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Диагностика стилей негармоничного семейного воспитания

(по Е. Ейдеміллером )

Примечание . Выраженность признака: +--- избыточный; недостаточная; ± - возможны как чрезмерность, так и недостаточность или слабо выраженное отражение.

С помощью опросника АСВ выявляют психологические причины отклонений в семейном воспитании, вызванные прежде всего личностными проблемами родителей, решаемые за счет ребенка:

чаще всего наблюдается тогда, когда супружеские отношения по определенным причинам (несоответствие характеров, развод, смерть) нарушаются и от ребенка требуется удовлетворять хотя бы часть потребностей (в привязанности и частично, как правило, на неусвідомлюваному уровне - эротических потребностей);

стимулирование проявлений качеств у подростка (шкала ПДЯ), что приводит к развитию психического инфантилизма ребенка;

воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН), когда родители (как правило, с психастенічними чертами личности) потакают ребенку, уступая ей практически во всем, воспроизводя стиль взаимоотношений в прабатьківській семьи;

фобия утраты ребенка (шкала ФУ) - преувеличение “хрупкости", болезненности ребенка;

недоразвитость родительских чувств (шкала НБП), обусловливающие эмоциональное отторжение, жестокое обращение с ребенком;

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (шкала ПНЯ), что сопровождается характерным стремлением в любом поступке ребенка выявить “истинную" (плохую) причину - те качества, с которыми родители неосознанно не могут примириться в себе;

вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК), характерным проявлением которого является выражение недовольства воспитательными методами другого (с позиции “кто прав?");

сдвиг в установках родителей к ребенку в зависимости от его пола (шкалы предпочтения мужских качеств ПЧЯ и предпочтения женских качеств ПЖЯ), когда наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка другого пола.

Исследователь Е. Эйдемиллер отмечает необходимость не только установить причины неадекватного отношения родителей к ребенку, но и место этой причине в совокупности отношений в семье. В этом случае, по его мнению, целесообразно использовать проективные методики “Семейная генограма" и “Семейная социограмма", направленные на выявление особенностей характера взаимоотношений членов семьи. Результаты проективного теста “Семейная социограмма", который выполняют все члены семьи, психолог анализирует по следующим критериям :

количеством членов семьи, попавших в плоскость круга ; при этом возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, будет “забыт", а кто-то из посторонних людей (иногда животных) может быть изображен как член семьи;

размером кружков , что свидетельствует о значимости членов семьи для подопытного (чем больше кружок, тем выше уровень значимости);

размещением кружков относительно друг друга в плоскости тестового поля круга; при этом наиболее значимых членов семьи подопытный изображает в центре или верхней части поля;

расстоянием между кружками , что определяет психологическое расстояние между членами семьи, причем сечение кружков или их размещения друг в друге свидетельствует о недифференцированность “Я" у членов семьи, наличие симбиотических связей.

Метод “семейная генограма" предполагает графическое изображение представлений членов семьи о характере этих взаимоотношений с помощью условных знаков, которыми обозначается степень привязанности, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга .

Рассмотрим методику применения теста “Семейная социограмма".

Испытуемому предлагается нарисовать круг и в нем себя и членов своей семьи в форме кружков, подписывая их так, чтобы было понятно, кто из членов семьи где находится.

Учета особенностей структуры семьи и ее функционирования как целостного организма положены в основу системного подхода к психологической диагностике семьи.

Существуют разнообразные схемы анализа семейной системы, что фактически является результатом интеграции нескольких подходов (структурного, функционального и др.), в которых рассматриваются различные аспекты жизнедеятельности семьи.

Так, методика изучения психологического здоровья семьи (см. тему 2) состоит из совокупности отдельных методик, диагностирующих определенные закономерности функционирования семьи :

“сходство семейных ценностей", что отражает степень близости жизненных позиций каждого члена семьи в основных сферах ее жизнедеятельности;

“функционально-ролевая согласованность", что основывается на основе развития социально-психологических механизмов внутрішньосімейної интеграции;

“социально-ролевая адекватность", что раскрывает особенности восприятия членами семьи своих социальных ролей и их отношение к этих ролей;

“адаптивность в микросоциальных отношениях", построенная с учетом необходимости равновесия в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах взаимоотношений в семье;

“эмоциональная удовлетворенность", что основывается на сравнении ожиданий и реальных достижений членов семьи;

“устремленность на семейное долголетие", выявляет особенности развития и реализации потребностей личности в семье.

Обобщенный показатель психологического здоровья семьи определяется как совокупность показателей по каждой методике и может быть интегральной характеристикой общих тенденций благополучия семьи.

Наиболее полно системный подход представлен в интегральной модели 0.Чернікова , что предлагает анализировать семью как систему с точки зрения ее структуры, стадий развития семейной истории, коммуникаций и проблемного поведения членов семьи.

Согласно этой модели, структуру конкретной семьи изучают по таким ее параметрам, которые остаются относительно неизменными в течение определенного периода и которые можно сравнить с соответствующими стадиями жизненного цикла :

сплоченностью - определяется как степень близости членов семьи и указывает на их чувства сочетание в одно целое;

иерархии - выявляются доминирующие члены семьи и степень их влияния друг на друга;

внешними и внутренними пределами - описываются взаимоотношения семьи с социумом и различными подсистемами семейной группы (подсистемами родителей, детей, индивидуальными и др.).

Анализ этих параметров позволяет выявить дисфункциональные элементы семейной системы.

Согласно структурной теории дисфункцию в семье создают слишком жесткие границы (когда происходит мало связей между семьей и окружением, то образуется застой в системе) или очень размытые границы (когда у членов семьи слишком много связей с окружением и слишком мало между собой).

Дисфункциональные семьи, как правило, имеют размытые границы между поколениями, что приводит к междупоколенных коалиций , когда, например, сплоченность в подсистемах “родители - дети" гораздо выше, чем в родительской подсистеме (тогда как в семейной группе, что оптимально функционирует, четко наблюдается противоположная картина).

В дисфункциональных семьях часто наблюдается "реверсия иерархии" , когда, например, влияние ребенка сильнее, чем влияние родителей, или члены семьи, образовав міжпоколінну коалицию, считают других членов семьи ниже по статусу.

Дисфункциональными являются также несбалансированные семейные структуры по степени близости или гибкости, стабилизируются на основе дисфункций одного из ее членов, например ребенка, которому отводится роль жертвенного козла (см. тему 3).

Выявить характер структурных проблем семьи (жесткость или размытость границ, реверсію иерархии, міжпоколінні коалиции, несбалансированности семейной структуры) намного легче, если знать типичные задачи и проблемы семьи на разных стадиях ее жизненного цикла (еще одного подхода к изучению семьи на основе системного подхода) .

Историческое развитие семьи анализируют прежде всего с целью выявления влияния на семью параметров прародительской семейной системы. Кроме методики “Семейная генограма" в анализе семейной истории целесообразно использовать такие графические методы, как “Линия времени", “Карта семьи" и др. , с помощью которых можно выявить наиболее значимые для функционирования семьи события, изменения в ее структуре, возможны совпадения событий в исследуемой и прародительских семьях, неявно обусловливают перенос особенностей взаимоотношений членов семьи на последующие поколения.

Анализируя коммуникации в семье , изучают :

Правила взаимодействия в семье (явные и неявные);

Степень открытости общения, наличие замаскированной информации, запрещенных для обсуждения тем;

Возможность открытого проявления чувств;

Преобладание прямой или косвенной коммуникации;

Симметричность или дополнительность взаимоотношений (когда поведение членов семьи в отношении друг друга похожа противоположная: один приказывает, другой подчиняется).

При этом определенные действия одного члена семьи могут спровоцировать определенное поведение другого, которая, в свою очередь, подкрепляет поведение первого, образовать завороженный круг, вызывая симптоматическое поведение (например, энурез у ребенка).

По мнению отдельных исследователей, которые работают на основе системного подхода к семье, симптоматическая поведение (определенное нарушение в семье) играет роль скрытой коммуникации между людьми, что наблюдается тогда, когда существующие отношения в семье исключают возможность открытого обсуждения семейных проблем .

Особенности коммуникаций в семье целесообразно изучать с помощью интервью. Для выявления последовательности событий, связанных с симптоматической поведением, задают безоцінні вопросы типа “Как это случилось?", “К чему это привело?", что предполагают ответы описательного характера. С помощью интервью можно также выявить особенности взаимоотношений в семье на основе анализа ответов на вопросы, выясняют незгідність между членами семьи (с использованием категорий “больше - меньше", “лучше - хуже", “чаще - реже", “ближе - дальше" и др.), например: “Кто лучше всех относится к отцу?" Причем для преодоления сопротивления членов семьи целесообразно использовать прием “если бы": “Если бы отец остался дома, кто бы радовался больше всего?" .

В отличие от индивидуального системный подход к анализу коммуникации семьи, ее структуры, истории семьи, типичных проблем жизненного цикла семьи позволяет учесть групповые процессы в семье, получить всестороннее представление о семье и ее жизнедеятельность.

_______________________________

* Проявления и способы диагностики страхов подробно описано в .

Контрольные вопросы и задания

1. Цели и задачи психологической диагностики семьи.

2. Подходы к психологической диагностике семьи.

3. Какими методами и методиками можно определить уровень супружеской совместимости?

4. Методики, с помощью которых можно определить особенности взаимоотношений в семье.

5. Выполните психодиагностическое исследование степени удовлетворенности браком по опроснику В. Століна и проанализируйте его результаты (см. прил. 2).

6. Проявите согласованность семейных ценностей и ролевых установок в вашей (или другой) супружеской паре по методике А. Волковой и Г. Трапезникової (см. прил. 1).

7. Методики психодиагностики стилей семейного воспитания.

8. Исследуйте особенности процесса воспитания в семье по методике АСВ (см. прил. 3). Если обнаружите отклонения в воспитании детей, укажите их тип и возможные причины нарушения процесса воспитания. Ответ обоснуйте.

9. Сравните особенности психологической диагностики семьи на основе индивидуального и системного подходов.

10. Целесообразные методы психодиагностики семьи как системы.

1. Волкова А. Н, Трапезникова Г. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопр. психологии. - 1985. - №5. - С. 110 - 116.

2. Захаров А. Ы. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопр. психологии. - 1981. - №3. - С. 58-68.

3. Кабанов М. М., Личко А. Е, Смирнов В. Н. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - П.: Медицина, 1983.

4. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. - Дубна: Когито-Центр, 1998.

5. Левкович В. П., Зуськова О. Е. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психол. журн. - 1985. - Т. 6. - № 3. - С. 127-137.

6. Обозов Н. Н., Обозовой А. Н. Диагностика супружеских затрудненный // Психол. журн. - 1982. - № 3. - С. 147-151.

7. Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

8. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. Н. Крылова. - СПб.: Питер, 2000.

10. Психологическая помощь семье: Пособие. / За ред. 3. Г. Кісарчук. - К.: Изд-во Ин-та социологии НАН Украины, 1998. - С. 32-52.

11. Ридардсон Г. В. Силы семейных уз. - СПб.: Академия, 1994.

12. Романова Т. Л. Опросник "Психологические затруднения" // Психол. журн. - 1992. - №2. - С. 141-145.

13. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту: Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.

14. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989.

15. Семья глазами психолога: Сб. методик / Сост. С. Ф. Спичак. - М.: Воронеж, 1995.

16. Смехов А. В. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопр. психологии. - 1985. - № 1. - С. 83-92.

17. Торохтий В. С. Общая характеристика методики оценки психологического здоровья семьи // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитацион. работы. - 1996. - № 4. - С. 20-30; 1997. - № 9. - С. 28-41; 1998. - №3. - С. 30-49.

18. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики // Темат. прил. к журн. "Семейная психология и семейная терапия". - М., 1997.

19. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.; СПб.: Фолиум, 1996.

Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Шакурова М.В. утверждает: «учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи» . Автором рассматривается мониторинг как систематизированная форма диагностики семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений .

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.

2. Классификация психодиагностических методик диагностики семьи.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик, из них наиболее полная классификация представлена В.Столиным.

Во-первых, различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью.
Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики.
Первые, так или иначе, опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема.

По этому основанию обычно выделяют:

1) объективные тесты;

2) стандартизированные самоотчеты:

а) тесты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие контент-анализ;
в) шкальные техники и методики классификации;
г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью);
5) психофизиологические, аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию поведенческих показателей .

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

· актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

· их история, особенно в критических точках онтогенеза.

· межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.

· объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей,

2. предназначенные только для родителей,

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок .

Данную расстановку методик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы:

Рис.1 Типология методик, используемых для диагностики детско-родительских отношений.

Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых методик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку, могут включать в себя:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов, эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4-5 лет и до 11-12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) - проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть - фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста - стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7. Опросник эмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительских отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник «Подростки о родителях», показывает установки и стили родительского воспитания так, как их видят дети подросткового и старшего школьного возраста.

5. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, выступают следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

6. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений. Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

III. Методики, предлагаемые независимо и детям и родителям.

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.

IV. Методики, предлагаемые диаде ребенок-родитель.

1. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

1. Цветовой тест отношений Эткинда.

2. Методика «Модель личностной сферы».

VI - VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.

1. Родительское сочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовыми темами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводится на основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания и других формальных показателей.

В диагностике дестко-родительских отношений могут применяться и другие методики, не описанные выше. Например, модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако, применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка, специалист обязательно должен учитывать возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.

В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу педагога, либо психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.

Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проверил:

Бородина Викторина Николаевна

Канд. психологических наук, доцент

Каф. Психологии личности и спец. психологии

НОВОСИБИРСК 2015

СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Семейная диагностика - это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию. Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

семейный диагностика психология супружеский

Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период

Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла.

Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:

· первая - позволяет исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей;

· вторая - направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.

Методы диагностики супружеских отношений

Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию - помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким. Общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей - психотерапевтической.

Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка.

Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.

· Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская)включает в себя 48 вопросов, измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

· Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Предложены следующие критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Использование «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» во время консультации или сеанса семейной психотерапии наглядно представить взаимоотношения членов семьи, а затем обсудить, что получилось

· Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: "Полностью согласен", "В общем, это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Методика «РОП» позволяет определить субъективную ценность, а также ролевые ожидания и притязания супругов относительно реализации следующих семейных функций:

Интимно-сексуальная функция;

Функция личностной идентификации с супругом;

Хозяйственно-бытовая функция;

Родительско-воспитателъная;

Социальная активность;

Эмоционально-терапевтическая функция;

Внешняя привлекательность партнера

· Шкала семейного окружения (ШСО)

Шкала семейного окружения (ШСО) предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. В ее основе лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES), предложенная R. H. Moos в 1974 г. Основное внимание ШСО уделяет измерению и описанию: А) отношений между членами семьи (показатели отношений), Б) направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста), В) основной организационной структуре семьи (показатели, управляющие семейной системой).

· Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская).

Определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.

· Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).

Позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное - неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей.

Духовное взаимодействие партнеров, их духовная совместимость, проявляется на социокультурном уровне супружеских отношений. Это общность ценностных ориентации, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, а также общность взглядов на проведение семейного досуга. Известно, что сходство интересов, потребностей, ценностей и т.д. является одним из факторов супружеской совместимости и стабильности брака.

· Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман)

Опросник дает возможность исследовать взгляды респондентов по десяти наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам жизни.

Рассматриваются как чисто «семейные» вопросы, так и позиция респондента относительно общих проблем (например, представление о людях вообще или альтернатива между чувством долга и стремлением к удовольствиям).

· Самоактуализационный тест (CAT) (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гоз-ман, Е.М.Дубовская) разработан на основе опросника личностных ориентации (РОУ) Шострома и используется индивидуально и в группах в исследовательских целях, а также в отдельных случаях коррекционной работы; позволяет определить ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, самоуважение и самопринятие.

Методы изучения нравственно -психологич еских основ супружеских отношений.

Большое число разводов свидетельствует о том, что неблагополучие семьи остается одной их актуальных общественных проблем. Условно среди них выделяют конфликтные, кризисные, проблемные (В.А. Сысенко), а также невротические (Э.Г. Эйдемиллер). В каждой из таких семей имеются постоянные сферы, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. В таких случаях говорят об отрицательном психологическом климате семьи, в основе которого лежат нравственно-психологические факторы супружеских отношений.

Практический психолог, приступая к изучению нравственно-психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворенность браком, его стабильность.

· Шкал а Берджеса

Методика содержит 2 подшкалы. Первая из них позволяет оценить и выявить наиболее значимые для субъекта особенности супружеских отношений (чувства, понимание друг друга, превалирующие ценности). Вторая шкала предполагает оценивание каждым из партнеров личностных недостатков друг друга. Совокупность баллов по обеим подшкалам позволяет определить уровень приспособленности супругов к сложившимся семейно - брачным отношениям.

Крайне неприспособлен;

Несомненно неприспособлен;

Неприспособлен;

Неопределенно;

Более или менее приспособлен;

Приспособлен;

Несомненно приспособлен;

Хорошо приспособлен.

Русскоязычной адаптации опросника не существует

· Шка ла субъективной удовлетворенности браком (Т.М.Трапезниковой)

Методика содержит 5 пунктов, каждый из которых оценивается по 10 балльной шкале:

Прочность брака;

Субъективное ощущение счастья;

Исполнение ожиданий социальных групп;

Полное развитие личности супругов в браке;

Достижение семейной интеграции.

· Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман).

Дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Методика позволяет выявить особенности реагирования супругов в 8 сферах конфликтных ситуаций:

Проблемы отношений с родственниками и друзьями;

Вопросы, связанные с воспитанием детей;

Проявление стремления к автономии;

Нарушение ролевых ожиданий;

Рассогласование норм поведения;

Проявления доминирования;

Проявления ревности;

Расхождения в отношении к деньгам.

· Висбаденский опросник семейных отношений (WIPPF).

Методика разработана в целях определения способностей или механизмов реагирования на конфликты в семейных взаимоотношениях. Методика содержит 27 шкал, отражающих особенности поведения в фрустрируюших ситуациях семейной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. -- СПб.: Речь, 2004. -- 244 с.

2. Артамонова Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 110 - 116.

4. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, №3

5. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. -752 с

6. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие, Ярославль 2003

7. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов.- СПб.: Речь, 2006, 352с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие семьи и брака. Сексуальные, духовные, материальные потребности супругов. Особенности семейных отношений в России. Методики исследования особенностей распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие семейных отношений. Сферы семейных отношений и типы семейных взаимоотношений. Роль семейных отношений в развитии и воспитании ребенка. Негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, возникновение конфликтов.

    реферат , добавлен 24.03.2012

    Выявление роли ожиданий и притязаний в развитии брачно-семейных отношений. Главные и второстепенные мотивы вступления в брак. Ролевая структура семьи и факторы, оказывающие на нее неблагоприятное воздействие. Методика исследования А.Н. Волковой.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2011

    Феноменология и концептуализация семьи, Функции, структура и динамика. Диагностика семейных отношений и факторы стабильности брака. Причины, обуславливающие семейные нарушения, Методы психотерапии и коррекции семейных отношений, совместимость супругов.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Гендерные особенности социально-психологического статуса после развода. Причины заключения повторного брака. Становление и развитие семейных отношений в повторном браке. Эмпирическое изучение особенностей отношений в повторном браке, анализ результатов.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2010

    Изучение аспектов семейной жизни как межличностных отношений. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Программа психологического сопровождения молодых пар. Психодиагностика и практические рекомендации семьям.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2014

    Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие семейных отношений. Типы семейных отношений. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2006

    Период добрачного ухаживания как сложный в психолого-педагогическом плане из всех этапов супружеской жизни, его специфика и основные этапы, главные цели и задачи. Выбора спутника жизни, его факторы и критерии, роль в благоприятных семейных отношений.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Понятие семьи как системы. Основы развития взаимоотношений в семье. Современные формы семьи. Особенности брачно-семейных отношений. Опыт исследования внутрисемейных отношений в отечественной и зарубежной психологии. Нарушение процесса коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2011

    Анализ проблем любви в психологии. Периоды формирования супружеской пары. Влияние добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, на прочность брака. Классификация семейных конфликтов. Определение степени удовлетворенности браком.

Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие Посысоев Николай Николаевич

2. Методы диагностики семейных отношений

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

? Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

? На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

? Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Метод является орудием психологической помощи семье. При его использовании большое значение имеет временной аспект, процедура применения и опыт консультанта в интерпретации результатов.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

? проективный тест « Скульптура семьи »;

? метод генограммы;

? метод « Семейное пространство »;

? проективный тест « Рисунок семьи ».

Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех – четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее – показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной, вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики – получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

По мере поступления информации в процессе беседы с семьей она фиксируется специальными символами. Каждый консультант может использовать удобную для него символику, однако общепринятыми обозначениями являются следующие символы:

Скульптура семьи

Суть данной техники, предложенной В. Сатир, состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению к друг другу, и те чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ метода «скульптура семьи» является его способность преодолеть чрезмерную «завербализованность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура семьи» – довольно хорошее диагностическое средство.

Другим преимуществом «скульптуры семьи» является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент. Невозможно изолировать любую систему внутрисемейного взаимодействия без учета последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личный опыт, осмыслить его, а затем проинтерпретировать. Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью для ее полноценного функционирования.

Процедура

Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Консультант предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербально. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптора, как сам скульптор его видит. «Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с «материалом», зная, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи создает свою реальную «семейную скульптуру», отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно попросить создать скульптуру «идеальной» семьи.

Консультант имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре «идеальной» семьи для того, чтобы проследить динамику консультативного процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны для понимания происходящего в семье, а их легче выявить с помощью «семейной скульптуры», чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики «Семейная скульптура». Некоторые психологи, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи предлагается последовательно произносить эти фразы, при этом достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Консультант может также задавать вопросы. Например, такие:

1. (каждому члену семьи ) Как вы себя чувствуете на этом месте среди ваших родственников?

2. (всей семье ) Удивила ли вас данная скульптура?

3. (каждому члену семьи ) Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье ) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье ) Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?

6. (скульптору раньше всех других вопросов ) Придумайте название вашему произведению.

Можно организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и консультантом проделанной работы. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель и другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он так же помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.

Из книги Экстремальные ситуации автора

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР В мировой психологической практике для диагностики ПТСР разработан и используется громадный комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. Основным клинико-психологическим методом выступает

Из книги Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход автора Пылаева Наталия

Методы следящей диагностики В этой части представлен опыт работы нейропсихолога в Центре лечебной педагогики в группе детей с выраженной задержкой психомоторного и речевого развития, которые прослеживались с пятилетнего возраста в течение 4 лет. Сначала нейропсихолог

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Реконструкция семейных отношений Принято выделять следующие этапы реконструкции: присоединение психотерапевта к существующему в данной семье распределению ролей, формулирование итоговой цели, собственно реконструкцию семейных отношений. Присоединение заключается в

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

2. Динамика семейных отношений при наркомании Анализ результатов наших исследований и клинической практики, а также публикаций по проблемам наркомании и алкоголизма однозначно убеждает в том, что сколько-нибудь эффективная профилактика наркомании невозможна вне

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

2. Проективные методы диагностики и терапии Проективные методы диагностикиНевербальные семантические шкалыВсякое искусство несет в себе символическую функцию. Искусство представляет собою проекцию внутреннего бытия человека вовне, удовлетворение его «внутренней

автора Макграт Хелен

22. Сохранение прочных семейных отношений Такие факторы, как общность интересов и ценностей, взаимная симпатия, совместимость характеров, уважение друг к другу, юмор, сексуальная удовлетворенность, проведенное вместе время, финансовая стабильность, умение дарить друг

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Девять принципов укрепления семейных отношений 1. Адреналин мешает решению проблем.2. Ограничьтесь текущим моментом и не копайтесь в мусорном ведре.3. Идеальных людей не бывает.4. Если человек не такой, как вы, это не значит, что он плохой или опасный.5. Поддерживайте

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Методики изучения семейных отношений Тест-опросник удовлетворенности браком Авторы В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. БутенкоТест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности/неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу,

Из книги Любовь и другие человеческие отношения автора Петрушин Сергей

ПОДСИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Методы диагностики ПТСР Согласно клинической типологии и классификации посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), в эту группу расстройств отнесены затяжные патологические состояния у военнослужащих, ветеранов войны, бывших депортированных и

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Структура семейных отношений При описании структуры семейных отношений используются следующие понятия:1) сплоченность;2) иерархия;3) граница.Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи (Боуэн М., 2008; Stierlin Н., 1992).

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Процедуры и методы диагностики привязанности Существуют различные диагностические возможности для измерения поведения привязанности, а также репрезентаций привязанности (Brisch,

автора

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Литература

Основная

    Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

    Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

    Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002.

    Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003.

Дополнительная

    Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.

  1. Андреева т.В. Психология современной семьи. – сПб., 2005.

  2. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений //Вопросы психологии. 1985. №5.

    Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.

    Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М., 1995.

Социально-психологическое исследование семьи по программе а.Н. Волковой и т.М. Трапезниковой

Анализ семейной структуры по следующим направлениям:

- Социально-психологические и демографические характеристики семьи.

В качестве методик исследования на данном этапе используйте – интервью и метод анализа документов. Охарактеризуйте следующие параметры: стаж брака; возраст супругов и разница в возрасте; образование супругов и род занятий; количество и возраст детей; семейный бюджет (размер и способы распределения); жилищные условия.

- Анализ добрачных отношений .

В качестве основной методики исследования на данном этапе используйте метод ретроспективного отчета при этом учитывайте следующие моменты: продолжительность знакомства супругов до заключения брака; ситуация знакомства (на работе, учебе, на вечеринке и т. д.); эмоциональный характер первого впечатления друг о друге; продолжительность обдумывания брачного предложения; инициатор брака.

    Анализ микроокружения семьи.

В качестве основной методики исследования микроокружения используйте беседу – интервью. Под микроокружением в данном случае понимается тот круг лиц, с которыми наиболее тесно взаимодействуют члены семьи (близкие родственники, друзья, коллеги по работе и т. д.)

    Учет стадии развития семьи.

На каждой стадии жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы и конфликты. Их характер необходимо учитывать при проведении семейной диагностики.

    Оценка уровня благополучия супружеских взаимоотношений.

Для оценки уровня благополучия супружеских отношений можете использовать целый ряд психологических методик. К наиболее известным методикам относятся следующие: методика «Дифференциальная оценка отношений А.Н. Волковой; шкала субъективной удовлетворенности браком Т.М. Трапезниковой; тест – опросник удовлетворенности браком В.В. Столина и Т.Л. Романовой и др.

    Оценка отдельных феноменов супружеских взаимоотношений может проводится при помощи использования следующих методик: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) А.Н. Волковой; тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, проективный рисунок семьи и др.

    Оценка родительско-детских отношений.

Для оценки особенностей детско-родительских отношений можете использовать следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина; методика PARY, разработанная В.С. Шефер и Р. К. Беллом; методика Рене – Жиля и др.

2. Напишите краткое сочинение по теме: «Особенности функционирования моей семьи», опирайтесь на «Модель Мак - Мастерса», разработанную Эпштейном, Бишопом. И Левином.

Предложенная психологами модель наблюдения направлена на изучение шести аспектов функционирования семьи. Охарактеризуйте каждый из аспектов этой модели.

    Способность семьи к решению проблем.

Способность семьи решать проблемы проявляется в следующих умениях: умение осознать проблему и владение информацией о ней у всех участников; умение рассматривать альтернативные пути решения проблемы и принять одно-единственное решение; умение осуществить решение; умение убедиться в успешности своих действий и способность оценить результат.

- Коммуникации в семье характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи. Например, предложение одного из супругов «Пойдем, погуляем!» коммуникационно открыто, а выражение «Как насчет того, чтобы подышать свежим воздухом?» - более замаскированный вариант, так как допускает многообразные толкования.

2. Прямой или косвенной является коммуникация. Если «послание» высказывается именно тому лицу, к которому относится, а не передается ему косвенно, то мы имеем дело с прямой коммуникацией и наоборот.

- Семейные роли. Ролевая структура семьи включает функции, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения, правила «приписывания» ролей членами семьи, установление ответственности за различные внутрисемейные события.

- Аффективная отзывчивость объединяет группу эмоциональных отношений.

- Аффективная вовлеченность это характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней (недостаточная эмоциональная вовлеченность в семью, «нарциссическая вовлеченность, сверхвовлеченность, симбиотическая связь и др).

    Контроль над поведением способ, посредством которого семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.).

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь