Программа занятия-тренинга в сенсорной комнате для детей среднего школьного возраста «Серебристый туман. Методика работы в сенсорной комнате Занятия психолога в сенсорной комнате

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад № 17 «Ладушки»

Конспект занятия в сенсорной комнате

для детей среднего дошкольного возраста

Подготовил:

педагог-психолог

первой квалификационной категории

Охременко А.А.

г. Нижневартовск, 2018 г.

Программное содержание:

  • Закрепить приемы саморегуляции, снятия психомышечного напряжения, эмоционального напряжения.
  • Закрепить навыки межличностного взаимодействия со сверстниками.
  • Продолжать развивать психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, визуальное, тактильно восприятие.
  • Воспитывать дружеские отношения в коллективе

Методы и приемы:

  • Упражнения.
  • Моделирование игровой ситуации.
  • Психомышечная тренировка.
  • Релаксация с использованием музыки.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

Социально-коммуникативное развитие:

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • развитие воображения.

Речевое развитие:

  • обогащение пассивного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Физическое развитие:

  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование:

  • Ноутбук, колонки.
  • Волшебный мешочек с фигурами
  • Конверты

Ход психолого-педагогической деятельности

Приветствие с помощью мячика с каждым ребенком.

Приветствие ладошками и пальчиками с каждым ребенком.

Ребята нашу комнату заколдовал злой волшебник, но у нас есть возможность ее расколдовать. Нам даны задания и если мы с ними справимся, то постепенно комната будет пополняться волшебством. Ребятки поможем нашей комнате вернуть волшебство?

Задание 1.

Есть у меня волшебный мешочек, с волшебными фигурами, ваша задача выбрать себе фигурку, а вторую точно такую же найти в мешочке.

Только если все справятся, волшебство начнет возвращаться обратно в нашу комнату.

Загорается цветок

Ребята наш цветок снова стал волшебным, посмотрите, а кто сидит на лепестках нашего цветка? Давайте мы с вами попробуем поймать бабочку

(Бабочка )

Я в руку взял большой сачок

И долго поджидал

Но вот прыжок,

Но вот скачок

Я бабочку поймал

Я ей на крылышки подул

Немножко погрустил

Потом взглянул

Потом вздохнул

А после - отпустил

Задание № 2

Теперь наш путь лежит через волшебную дорожку (тактильная дорожка).

Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Что чувствуют наши ножки? (ответы детей).

Загорается дорожка

И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем.

Задание № 3

Следующее задание - «Отгадай загадку»

С тучки, как из решета,
Кап-кап-капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка?
(Дождик)

Мы отгадали загадку и расколдовали наш волшебный дождик (психолог включает панно «Дождик»).

Психолог. Обратите внимание, какие красивые светящиеся волокна, они мягкие, длинные. Какие они еще ребята? Ответы детей (светящиеся, разноцветные, красивые, приятные, нежные…).

А теперь поиграем.

Игра

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (бег на месте.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой.)

Задание № 4

Задание: Для того, чтобы расколдовать наш волшебный фонтан, нам нужно выполнить следующее задание.

Массаж спины «Дождь»

Дети встают друг за другом и выполняют следующие движения:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам

(хлопки ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек,

Нынче праздник у лягушек

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

(поглаживание спины ладошками)

Ловит рыбу нам на ужин

(закидывают удочку)

Психолог: Ребята, злой волшебник заколдовал даже наше волшебное дерево.

Задание № 3 (отыскать цветочки).

Психолог: Ребята, посмотрите, здесь не хватает цветочков. Давайте найдем, где их спрятал волшебник? (дети ищут цветочки по всей сенсорной комнате и возвращают на). По очереди каждый ребенок находит звездочку в песочнице, раскапывая песок. Молодцы! Мы нашли все звездочки и расколдовали их. (психолог включает панно «Космос»)

Задание № 4

Ребят, чтобы продолжить наш путь, вам надо переплыть наш необычный бассейн, а почему он необычный? В нем можно промокнуть? (по очереди дети переплывают бассейн)

Задание № 5

Игра "Хлопни - топни"

Цель: развитие способности к переключению внимания.

1 серия. Психолог называет ряд слов. Когда назовет слово обозначающее животное, дети должны хлопнуть в ладоши.

Предлагаемые слова: стол, вилка, карандаш, коза, дорога, чашка, береза, кот, малина, кровать, жираф, река, слон, воробей, тетрадь, петух.

2 серия. Дети должны топать ногами, когда услышат слово, обозначающее посуду.

Предлагаемые слова: диван, кофта, тарелка, дуб, стена, автобус, ложка, шкаф, кастрюля, молоко, суп, книга, котлета, стакан.

3 серия. Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слово обозначающее животное и топать ногами, когда услышат слово, обозначающее посуду.

Предлагаемые слова: стул, корова, шапка, рябина, вилка, дрова, лошадь, елка, сковорода, кровать, белка, сосна.

Загорается верхнее панно

Психолог: Молодцы, ребята! Мы так много выполнили заданий, расколдовали нашу волшебную комнату. Надо отдохнуть. Ложимся на отдых.

Релаксация под музыку

Психомышечное расслабление «Цветные краски»

Вот сейчас закроем глазки

И окажемся мы в сказке.

В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.

Прощание с каждым ребенком с помощью мячика.

Испокон веков самой огромной ценностью для любого человека было собственное здоровье, здоровье его близких. Не зря в народе говорили: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял». Здоровье ребенка - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, состояние гармонического единства физических, интеллектуальных характеристик, адаптационных и компенсаторных реакций в процессе развития.

Ежегодный мониторинг, осуществляемый в нашем регионе медицинскими специалистами, показывает, что количество полностью здоровых детей, обучающихся в школе, стремительно снижается, растет процент учащихся, имеющих нарушения зрения, осанки, плоскостопие, проблемы желудочно-кишечного тракта и так далее. Такая же тенденция наблюдается и в дошкольных учреждениях.

Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе детского сада наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Таким дошкольникам трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций. Встречаются воспитанники с проявлениями вербальной и невербальной агрессии, «тревожные» дети, имеющие проблемы вступления в контакт со сверстниками и взрослыми.

Сталкиваясь с детской агрессией, гиперактивностью, трудностями в общении, родители и педагоги часто теряются, не зная, как правильно себя вести, как помочь ребенку.

А ведь таких детей с каждым годом все больше и больше. Причины ухудшения состояния здоровья самые разнообразные. Вот только некоторые из них:

  • Климатические условия Крайнего Севера: недостаток кислорода, длительная зима, сопровождаемая низкой температурой воздуха, короткий световой день в зимний период, короткое и зачастую холодное лето, излишек света в летний период (белые ночи), резкие перепады атмосферного давления и температуры воздуха (иногда на 15-20 градусов в сутки), недостаток ярких природных красок, большое содержание железа в воде и многое другое.
  • Социальные условия. Интенсификация труда ведет к частым стрессам, длительным физическим или интеллектуальным нагрузкам. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда, в страхе потерять работу, мамы вынуждены оставлять даже полугодовалых малышей на бабушек и нянь, что также негативно влияет на соматическое и эмоциональное здоровье ребенка.
  • Технологизация жизни. Некоторым беременным женщинам, в силу своей профессии, приходится работать за
    компьютером, а известно, что даже минимальное облучение вредит здоровью плода. Сюда же относится и частое, бесконтрольное пользование сотовым телефоном.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% оно зависит от наследственных факторов, на 20% - от действия окружающей среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста.

Учитывая это, в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Так, четыре года назад в нашем образовательном учреждении начала функционировать сенсорная комната.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • нормализации нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  1. релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
  2. активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные
    мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки.

Как для релаксации, так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.

Релаксация (от лат. relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны: в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение, и наоборот.

Польза от систематических сеансов релаксации признана современной медициной. Доказано, что регулярная релаксация меняет химию организма: во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие
настроение. Эффекту релаксации способствуют специально подобранная спокойная музыка и разнообразные световые
эффекты. Звездная сеть, прикрепленная к потолку, позволяет создать эффект ночного неба, на котором с разной
периодичностью появляются маленькие звездочки. С помощью цветодинамического прожектора на потолке или стене проецируется световое пятно с плавными переливами приятных и успокаивающих цветов, завораживающее своей красотой не только детей, но и взрослых, создающее ощущение волшебства. Направленный луч света на зеркальный шар, расположенный на потолке, создает эффект медленно плывущих солнечных зайчиков, что приковывает внимание детей, позволяя лучше расслабиться.

Кроме мягкой среды сенсорная комната оснащена звуковой средой. В нее входит висящая система «Мелодичный звон», которая используется для звукотерапии: приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации.

Основным приемом в моей работе с детьми является тренировка дыхания.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха - несколько минут. Работа дыхательной системы имеет уникальную особенность подчиняться воле человека. Изменяя осознанно тип, глубину, ритм, частоту и уровень дыхания, можно воздействовать практически на весь организм.

Существует три основных типа дыхания. Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл:

  1. верхнее дыхание (ключичное);
  2. среднее дыхание (реберное, или грудное);
  3. нижнее дыхание (брюшное, или диафрагмальное).

Верхнее дыхание. Дыхание этого типа, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи. При этом используется только верхняя часть легких, следовательно, в легкие входит лишь наименьшая часть воздуха из возможного объема. Именно это дыхание преобладает при стрессе, в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения.

Среднее дыхание. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются и грудь, соответственно, расширяется. Этот тип дыхания исключительно неэффективен,
поскольку в работу включается слишком много мышц, отчего наступает быстрая утомляемость, кроме того, не все отделы легких заполняются воздухом.

Нижнее, или диафрагмальное дыхание. При диафрагмальном дыхании легкие имеют больше свободы действия,
воздуха они могут поглотить больше. Диафрагмальное дыхание осуществляется в основном за счет движения диафрагмы и является, как показывают многие исследования, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Именно его мы отрабатываем на каждом занятии.

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. В разные эпохи отношение к этим упражнениям изменялось, но интерес к ним никогда не угасал. Специалисты разных стран относят дыхательные упражнения к числу действенных факторов оздоровления и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям. Известно, что дыхание является одним из самых известных методов борьбы со стрессом. Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может понижать активность коры головного мозга. Избыточная стимуляция, возникающая при использовании этого типа дыхания, тормозит приток сенсорной информации в кору и стабилизирует состояние психики. Снижение активности коры головного мозга приводит к снижению уровня мышечной активности.

Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят:

  • сухой душ,
  • сенсорная тропа для ног,
  • массажные мячи,
  • валики.

С помощью данного оборудования дети получают легкий массаж ног, рук, спины.

Известно, что массаж - это один из древнейших способов исцеления, влияющий на все без исключения системы организма человека. Массаж в переводе с различных языков означает «прикосновение». Для детей он является неотъемлемой частью успешного физического и нервно-психического развития. Детские врачи считают, что массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка, ведь он способствует снижению уровня гормонов, вызывающих стресс, укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка.

Массаж для детей приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Даже при легком поглаживании огромное количество импульсов направляется в центры и кору головного мозга. Массируя ладони малыша, мы стимулируем центры речи.

Поэтому упражнения с различными массажерами включены во все занятия в сенсорной комнате:

  • хождение по сенсорной тропе в разном темпе,
  • разнообразные игры в сухом бассейне,
  • упражнения в сухом душе,
  • гимнастика для рук,
  • легкий массаж спины мячиками, валиками.

Занятияв сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент терапии и повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья.

В нашем детском саду проводятся подгрупповые психопрофилактические занятия с детьми 5-7 лет. Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей.

Конспект занятия в сенсорной комнате ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ

Задачи занятия в детском саду:

  • Знакомство детей с сенсорной комнатой;
  • развитие познавательной сферы;
  • развитие тактильной чувствительности;
  • обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • развитие компонентов эмоционально-волевой сферы;
  • развитие навыков общения;
  • обучение навыкам релаксации.

Материалы и оборудование для занятия в детском саду:

  • Сенсорная тропа,
  • система «Мелодичный звон»,
  • сухой бассейн,
  • массажные мячики (по количеству участников),
  • модули,
  • маты,
  • пузырьковая колонна,
  • звездная сеть,
  • зеркальный шар,
  • цвето-динамический прожектор,
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия в детском саду:

Воспитатель предлагает детям снять обувь и построиться перед сенсорной тропинкой. Звучит спокойная музыка.

Психолог: — Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в волшебную комнату. Для того чтобы в нее попасть, нужно пройти по тропинке. Медленно переступаем с одного элемента на другой. Постарайтесь почувствовать, что находится у вас под ногами. Прислушайтесь к своим ощущениям. (Дети выполняют.)

— Итак, мы с вами добрались до невидимой двери в волшебную комнату. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек (перед детьми висит система «Мелодичный звон»). К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?

Дети: — Надо на него подуть.

Психолог: — Правильно! Молодцы! Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой… Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. (Дети выполняют.)

— Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот. Молодцы! Наша дверь открылась. Проходите, ребята, дальше по тропинке. Посмотрите, мы с вами оказались перед необычным бассейном (сухой бассей), на дне которого для вас спрятаны «секретики». По очереди ныряем в него и ищем по одному предмету. (Дети достают массажные мячики.)

— Молодцы, какие вы ловкие ребята. Присаживайтесь. Давайте посмотрим, что же за секретики вы нашли?

Дети: — Это разноцветные мячики.

Психолог: — А для чего они нужны?

Дети: — Для массажа.

Психолог: — Верно. Слегка надавливая, прокатываем их между ладошками. (Дети выполняют.) А теперь я предлагаю
встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас.
Прокатываем мяч по всей спинке. (Дети выполняют.) Приятно делать массаж? Замечательно, давайте сложим мячики
в корзинку. (Дети выполняют.)

— Посмотрите, перед нами необычная полянка, а на ней происходит какое-то волшебство. Давайте присядем и внимательно рассмотрим волшебную колонну. Последите глазками, как воздушные пузырьки поднимаются снизу вверх. Обратите внимание, как вода меняет цвет. (Дети все вместе наблюдают за пузырьками.)

— А теперь я предлагаю отправиться в мир фантазий. Для этого нужно лечь на спину, закрыть глаза и внимательно слушать мой голос.

Звучит релаксационная мелодия, включается цветодинамический прожектор.

— Глазки закрываются,
Отдых начинается…
Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.

Вдох и тихий-тихий выдох -
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох -
Тело словно в облаках.

Наши ручки так устали,
Нам лепили, рисовали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Наши ножки так устали,
Целый день они скакали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Вдох и тихий-тихий выдох -
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох -
Тело словно в облаках…

Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И друг другу улыбнитесь!

— Пошевелите руками, ногами, откройте глаза и медленно встаньте. (Дети выполняют.) Как вы себя чувствуете? Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Психолог: — А теперь нам пора возвращаться в группу. Проходим по нашей тропинке, пять раз наступая на каждый элемент, дуем три раза на звоночек, закрывая дверь в волшебную комнату. До новых встреч!

Литература

  1. ВОЛНА. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие / Сост. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. - СПб., 2003.
  2. Рогов Е. И. Эмоции и воля. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2009.
  5. Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. - СПб.: Альма, 2007.
  6. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб., 2008.

Сатыбалдиева Узыпа Айсовна,

Психолог областной психолого-медико-педагогической консультации, г.Уральск, ЗКО

Цели занятия:

— развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане;

— развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

— активизировать произвольное внимание;

— формировать умение расслабляться;

— формировать навыки саморегуляции.

Задачи:

— создание эмоционального комфорта у ребенка;

— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

— развитие кожно-тактильной чувствительности;

— развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование:

— сенсорная тропа;

— световой стол с песком;

— сухой бассейн с шариками;

— пузырьковая колонна;

— панно «Звездное небо»;

— фибероптические волокна;

— релаксационная музыка.

— светящая палочка, разноцветные листья

Ход занятия.

1. Вводная часть. Психологический настрой.

— Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть в нашей сенсорной комнате. На сегодняшнем занятии она превратится в волшебную, мы будем путешествовать по ней и выполнять упражнения с волшебными предметами. И сейчас вы убедитесь в этом.

Нам нужно хорошо себя вести в ней, а то волшебство может исчезнуть.

Приветствие.

— Давайте поприветствуем друг друга. Давайте начнем наше занятие с улыбки!

Разминка.

— Прежде, чем отправиться в наше путешествие по волшебной комнате нам нужно подготовиться, размяться. Чтобы наши глазки хорошо видели, ушки хорошо слушали, ручки работали, а ноги не устали в пути. Сейчас мы с вами выполним такое упражнение. « Я буду говорить слова, а вы будете кивать и повторять движения за мной.»

Упражнение « Вы готовы».

— Вы готовы глазки? –кивок головой (поглаживание век)

— Вы готовы ушки? – кивок головой (поглаживание ушей)

— Вы готовы ручки? – кивок головой (поглаживание кистей)

— Вы готовы ножки? – кивок головой (поглаживание ног)

— Вы готовы? кивок головой (развести руки в стороны) – (обнять себя руками)

Основная часть.

Сенсорная тропа (полезна для развития тактильного восприятия, координации движений) Музыка. Просто мелодия ручейка

Психолог

— Пройдите по дорожке и представьте себе, что вы прыгаете, через ручеек, с одного камешка на другой. Музыка ручейка. А чтобы не сбиться с пути, нужно идти друг за другом.

А теперь мы должны перепрыгнуть с кочки на кочку с закрытыми глазами и не сбиться с пути. Молодцы!

Вы очень хорошо справились с этим заданием. Что чувствуют ваши ноги? Какая кочка понравилась вашим ножкам больше всего? А какая кочка вызывала неприятное ощущение? (покажите)

Психолог: «Что сейчас чувствуют ваши ножки?» (Твердо, колко, мягко, тепло, прохладно, щекотно.)

Упражнение в сухом бассейне. (релаксация, расслабление). Музыка Шопена.

Психолог.

Давайте возьмем по одному шарику, покатаем. Какой он (белый, твердый) Я возьму волшебную палочку и превращу его в волшебный шарик, посмотрите какой он прозрачный и добрый, я поделюсь своей добротой и его передам тебе, а ты передашь другому. А сейчас мы подуем на наш бассейн и оживим его и посмотрим, каким он станет, может он станет волшебным. (включаю его) Он загорелся от нашего тепла. Ну а теперь с помощью палочки я превращу вас в золотых рыбок. Дети прыгают в бассейн.

— Рыбка, рыбка я хочу тебя поймать! Ой какие пузыри! Еще поплаваем! Прячемся от них в воде (мыльные пузыри)

— А кто больше шариков возьмет в охапку! Давайте посчитаем. Молодцы.А теперь мы переходим к следующему интересному предмету.

Зеркальный уголок с пузырьковой колонной. (самочуствие, настроение, коррекция и развитие концентрации и распределения внимания, развитие воображения)

Оборудование: зеркальный уголок с пузырьковой колонной.

Психолог подводит детей к пузырьковой колонне, обращает их внимание на состояние воды в ней, предлагает потрогать колонну, какая она (прохладная, прозрачная) и включает ее, обращает их внимание на появляющиеся пузырьки, легкую вибрацию.

— Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Можно сесть на пуфик, обняв ее, можно обнять колонну стоя.

— Ой, рыбки. Сколько их, какого цвета? Пальчики побежали по ним.

Ребята, а вы знаете, что вся вода, находящаяся на нашей планете, имеет свои звуки: она может быть громкой и тихой, она может шуметь и мягко звучать. Давайте вы сами послушаете нашу воду. Психолог включает детям музыку Чайковского со звуками природы, настраивая звуки океана, фонтана, дождя.

Песочная арт-терапия. Музыка лиричная

Рисунок «подводного царства».

— Так как сегодня у нас все связано с водой, мы будем рисовать с вами «подводное царство». Для этого насыпаем песок на стол. Движениями всей кисти делаем волны. Затем рисуем кораллы, водоросли с листочками, камешки большие и маленькие. И потом рыбку. (сопровождается инструкцией и показом.

Волшебный водопад (успокаивающий эффект, активизация познавательного опыта, концентрация внимания)

Наше путешествие продолжается. Устали! Посмотрите ребята, давайте остановимся у волшебного водопада и послушаем шум водопада. (Музыка дождя) А теперь давайте потрогаем волокна водопада. Какие они? – мягкие, длинные. Давайте соберем волокна в руке. Волокна мягкие, они гнутся, их можно наматывать на палец. Можно заплести косички, завязать узелки. А теперь давайте встанем, под этими волшебными нитями и послушаем шум водопада. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, по спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

А теперь, давайте попробуем заплести косички из волшебных нитей нашего водопада.

Панно «Звездное небо». (релаксация)

— Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее, кто на ковре. Кто на кресле. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды?

Вечером, ночью. Понаблюдаем за звездами (переключаю, хлопаете, если что-то изменилось). Давайте сейчас представим чудесную осеннюю ночь. На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Музыка Моцарта.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Наши ручки отдыхают

Ножки тоже отдыхают,

Глазки тоже отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Тихо-тихо падают осенние листья. Почувствуйте, как листочки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду. Вообразите, что вы легкие, нежные листочки дерева. Ваше тело тоже легкое- легкое, нежное. Вам хорошо и приятно.

Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

Упражнение (разминочное)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Настроение я надеюсь у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Включаем зеркальный шар на несколько секунд.

— Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений? (покажите)

— Понравилось занятие или нет? (кивните)

— Понравилось ли вам наше путешествие?

— Покажите с каким волшебным предметом вам понравилось работать больше всего?

— Молодцы ребята! Вы сегодня справились с заданиями. Мне сегодня было приятно с вами работать. На память о нашем путешествии вы можете взять любой понравившийся листочек.

Основные цели и задачи при проведении занятия:

развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Саморегуляция и самоконтроль;

Умение управлять своим телом, дыханием;

Умение передавать свои ощущения в речи;

Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

Уверенность в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вознесеновская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

Занятие

в сенсорной комнате

«В волшебном лесу»

Составила

Жданова С.А. – педагог–психолог

2013-2014 учебный год

Занятие

в сенсорной комнате

«В волшебном лесу»

Цель :

Обучение приемам снятия физического и эмоционального напряжения,тревожности;

Преодоление у детей неуверенности, нерешительности, скованности, пассивности;

Формирование положительного образа «я», чувства уверенности в себе;

Материалы к занятию: кресла-пуфики, настенное панно «водопад»панель «осенний лист», пузырьковая колонна с рыбками), лампа рассеивающего света «жар-птица», лампа «костёр», фонтан, "Звёздное небо", зеркальные шары, аудиозапись звуков ночного леса.

Приветствие. Кому очень нравится свое имя, тот будет заниматься под своим именем. А кто хочет, на время занятия может придумать себе другое игровое имя. Давайте заново познакомимся и запомним наши игровые имена (по правилу снежного кома). Имена можно выбирать лесные. Поприветствуйте друг друга и скажите комплимент.

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Ежик»

По лесу бегает серый колючий ежик. Пыхтит и фыркает. Покажите короткое дыхание через нос (до 20 раз). Дети выполняют упражнение без движения. На месте. Как действует на человека такой способ дыхания?

Активизирует

Упражнение «Медвежата»

Детям предлагается представить себя медведем, удобно улечься в своей берлоге. «Медведь в берлоге сладко спит и шумно на весь лес сопит».

Это упражнение действует успокаивающе .

Телесная гимнастика

Упражнение «Елка – воображала»

В этом лесу много маленьких елочек. Про одну из них я вам расскажу. Она была такая воображала. Она думала, что лучше всех, красивее всех, пушистее и зеленее всех других елочек. Как только проходит мимо нее путник, она и правда становится пушистее. Давайте поиграем. Встаньте, ноги вместе, это ствол. Руки в стороны, это веточки. Пальцы растопырили, это иголочки. И держите все это в напряжении. Как трудно быть самой пушистой! Остановился путешественник, удивился, полюбовался и пошел дальше. Расслабьте ноги, руки и пальчики. Отдохните. Вон еще кто-то идет (турист, рыбак, охотник). Расскажите о своих ощущениях в напряжении и покое. (весёлая музыка)

Упражнение «Слушай звуки»

Сколько в лесу разных звуков! Но охотник легко их различает. Давайте и мы попробуем. Сначала водящий, а потом желающие дети задают звуки, которые другие дети должны узнать их с закрытыми глазами (шорох, треск, плеск воды, писк, топот, стук ладони по разным поверхностям, шум ветра, цокот и др.). Похвалить за то, что были внимательными и сообразительными. Отправляемся по следу зверя.

№ 12 (взять конверт)

ПАНТОМИМА

Описание. Ведущий объясняет участникам тренинга, что пантомима – вид сценического искусства, в котором главное – это пластика, жесты, мимика. Далее каждому ребёнку предлагается взять карточку с заданием, целью которого является изображение какого-либо действия, подумать над его выполнением, затем представить свою работу зрителям, т.е. другим участникам занятия. Остальные участники должны попытаться угадать, что изображает участник.
- Ты едешь на лыжах
- Ты лопатой расчищаешь дорожку от снега
- Ты играешь в снежки
- Ты наряжаешь игрушками новогоднюю ёлочку
- Ты поймал снежинку и любуешься ею

Упражнение «Собери хворост для костра». Свободное передвижение по комнате.

Вы видели чтобы взрослые охотники бегали по лесу, сталкивались и ссорились?

Этюд «Замерзли»

Растираем ладони до теплоты, дотронься горячими ладонями до ладоней партнера и твои ладошки станут вдвое горячей.

Упражнение «Греем руки» (лампа «Костёр)

Наш костер греет жарко. Смотрите, как играют его языки пламени, как они плавно пританцовывают под какую-то замечательную музыку. Ты согрелся у костра, посмотри на ночное звёздное небо и загадай самое заветное желание….

А теперь подойдём к нашему костру и погреемся возле него, пообщаемся, расскажем о своих мечтах в новогоднюю ночь. (Звёздный шар, цветной)

«Заяц - хваста»

В этом лесу живет заяц - хваста. Послушайте, как он дразнит волка.

Я стукну волка в нос.

Ему по уху дам.

Я срежу волку хвост.

Пусть волк боится сам.

Как выглядит заяц - хваста? Кто нам покажет как выглядит заяц? (Голова откинута, плечи развернуты, ноги расставлены, одна рука на бедре). Как вы думаете, нравится ли волку такая дразнилка? Как он выглядит? Кто покажет волка? (Волк хмурится, сжимает кулаки, стучит зубами, крадется к зайцу). Давайте поиграем. Половина детей зайцы, половина волки. Потом поменяемся. Как вы чувствовали себя в роли волка? В роли зайца?

Молодцы! Присядем!

«У страха глаза велики»

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.

Представь, что мы с тобой находимся в лесу и спокойно отдыхаем… Но что это?! Хрустнула ветка, еще одна! Кто это?! Нам стало страшно:

Мы сжались в комочек и застали;

Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли;

Рот приоткрыли;

Боимся пошевелиться и вздохнуть;

Голову втянули в плечи, глаза закрыли.

Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу» Один глаз открыли, - а это котенок! Давай возьмем его в руки, погладим. Смотри какой он ласковый, и совсем не страшный!

Упражнение «Щегол»

Щегол щеголяет своим оперением, а также своим замечательным пением.

Что значит «щеголяет»? Воображает, хвастается, будто он лучше всех.

Вот и вы походите по комнате, будто вы лучше всех, самые красивые, самые умные. Поднимите голову, расправьте плечи, ходите неторопливо и рассматривайте всех вокруг, сохраняя это чувство. Как вы себя чувствовали в роли щегла? Вам понравилось быть щеглом?

Игра «Кто украл мои орешки?»

Белочка очень сердита – кто-то украл ее орешки из дупла. Показать, как сердита белка. Она спрашивает, а вы отвечайте мимикой и жестами.

Кто украл мои орешки? Убежал куда вор в спешке?

Сам он ростом был какой? Страшный иль хорош собой?

Толстый он или худой?

Видно, не найти воришку, побегу сбивать я шишки.

Роль белки выполняют разные дети. Почему белка не нашла воришку?

А в нашем волшебном лесу есть прекрасное озеро, оно никогда не замерзает, всегда весёлое, яркое.

« Рыбки в озере» У нас в лесу есть волшебное озеро, красивый фонтан. Посмотрите и полюбуйтесь! смотрим на рыбок, тихо-тихо, чтобы не спугнуть их, слышно как журчит вода, как поднимаются пузырьки…….

…..По вечерам сюда прилетает Жар-птица. Она улетела, а красота осталась. Посмотрите. На стене непонятно откуда возникают лучи, как перышки павлина, поднимаются по стене на потолок, медленно плывут, увеличиваются в размере и неизвестно куда пропадают.

А сейчас ещё одно волшебство!

Медитативная сказка для расслабления"Гномик" (ковёр «Звёздное небо»)

Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Их много-много. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человечка есть своя звезда. Она есть и у тебя.(Закройте глазки и представьте…….) Звучит тихая музыка.

На ней живет маленький Гномик. Это твой Гномик. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки. Белая бородка, а на голове колпачок. Синий, розовый, желтый... Сколько звезд на небе, столько и цветов. На конце колпачка - крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком и пряжка переливается таинственным лунным светом. А на ногах - башмачки с золотыми бантами.

Ты ложишься спать. Головка касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка, по которой к тебе спешит твой Гномик.

Слышишь? Топ-топ-топ... Это Гномик спешит к тебе по звездной лесенке. И башмачки его несут тебе сон, превращая твою подушку в белое мягкое облако. Оно нежно качает тебя на лучах твоей звезды.Маленькие ручки Гномика нежно гладят твою головку, глазки, веки. Он любит тебя, всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо-тихо. Только тебе. Ведь это - твой Гномик. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго Солнца. Какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам. Какие сказочные песни поют его друзья - птицы. С какой любовью и заботой он смотрит за тобой весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе со звезды, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи... И говорить, говорить с тобой...А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет тебе говорить: "Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя". ... Глазки открываем -мы снова в школе.

7. Завершение занятия. Рефлексия

Дети заканчивают фразу «Когда я был в лесу…».

Рефлексия

Какие упражнения ты захочешь повторить, чтобы снять усталость?

Каким играм ты научишь своих сверстников?


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Организация работы

Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

    профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок

    создание положительного эмоционального состояния

    формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела

    облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло

    формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии

    развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей)

    развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей)

Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.

Метод работы: релаксация.

Методики работы:

    цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света)

    звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки)

    ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека)

Структура занятия:

    Ритуал приветствия

    Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление

    Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация)

    Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты)

    Выходящая диагностика (наблюдение, беседа)

    Обобщение

    Ритуал прощания

Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

    Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты)

    Доброжелательность, открытость

Примеры используемого оборудования:

    Пузырьковая колонна

    Мягкое основание для колонны

    Комплект зеркал для колонны

    Набор СD для релаксации

    Фонтан водный (настольный)

    Пучок фиброоптических волокон

    Источник света к фибероптическому волокну

    Мягкие маты на пол и стены (ковры)

    песок и песочница для пескотерапии

    Напольный коврик «Тропа здоровья»

Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, формировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояният расслабления.

1. Упражнение «Мелодия настроения».

Цель: определить настроение ребенка на начало занятия.

Техника проведения: детям предлагается лист с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. На столе раскладываются «ноты» в первом ряду – мажорные (желтые), во втором – минорные (серые). Желтые обозначают хорошее настроение, серые – плохое. Ребенку предлагается определить свое настроение, приклеивая на нотном стане ноту, выбранного цвета на любой его линейке.

Инструкция: для того, чтобы мы начали работать, я хочу узнать, какое у тебя на данный момент настроение. Перед тобой лежит лист бумаги с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. Обрати, внимание, на столе также разложены «ноты»: в первом ряду – мажорные (желтые), во втором – минорные (серые). Желтые ноты – обозначают хорошее настроение, серые – плохое. Я предлагаю тебе обозначить свое настроение, приклеив на нотном стане на любой его линейке ноту того цвета, которая соответствует твоему настроению на данный момент,

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Испытывал ли затруднения при выборе цветов?

Можем ли продолжать работу?

2. «Что звучало»

Цель: Научить детей различать на слух инструменты, похожие по звучанию.

3. «Найди, где звенит»

Цель: Научить по звуку определять направление в пространстве.

4. «На Северный полюс»

Цель : формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

Дети удобно располагаются в креслах-пуфиках и закрывают глаза.

Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет на Северный полюс или к берегам бездонного океана, где смогут полюбоваться северным сиянием морскими пейзажами. Включается проектор «Релакс» и «Морская волна», дети открывают глазки и любуются переливами цветов; идет обсуждение.

5. Релаксирующее упражнение «Серебристый туман»

Цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Время:20 минут.

Техника проведения:воспитанникам предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Задача детей состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку.

Инструкция:предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.

Текст для релаксации.

1 фаза. Расслабление.

Устраивайся удобно...
Чувствуй себя совершенно непринужденно...
Сама поза вызывает расслабление мышц...
Ты лежишь на мягком, зеленом лугу...
Наверху ярко светит солнце...
Вокруг тебя растут цветы...
Теплый ветерок нежно овевает твое тело...
Ветерок покачивает траву и стебли цветов вокруг тебя...
Вдохни аромат цветов...
Посторонние звуки постепенно приглушаются... отдаляются...
Звуки несутся издалека... мимо сознания...
Уходят все тревоги, заботы дня... здесь только отдых... и покой...
Отсутствие напряжения приятно...
Расслабляются мышцы рук...
Руки полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы ног...
Ноги полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы туловища...
Расслабляются мышцы живота...
Расслабляются мышцы спины...
Расслабляются мышцы груди...
Приятное тепло во всем теле...
Расслабляются мышцы лица... зубы разжаты...
Язык расслаблен...
Расслаблены губы...
Лоб разглаживается...
Разглаживаются все складки лба...
Полная безмятежность...
Тихо... уютно... удобно... спокойно...
Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом...
Тепло растворяет все ощущения... уносит их...
Тепло проникает в каждую клеточку тела...
Тело растворяется в окружающем пространстве...
Границы тела исчезают...
Тебя окутывает туман...
Приятный, теплый, серебристый туман...
Все тело растворяется в тумане...
Мозг... успокаивается...
Мысли... замедляются...
Медленнее... медленнее... медленнее...
Ты дышишь легко... и ровно...
Дыхание спокойное... ритмичное...
Ты полностью расслабленна... и спокойна...
Мягкое, приятное тепло во всем теле...
Глаза можно закрыть...
Сосредоточься на ощущении тепла и покоя...
Перенеси свое внимание на грудь...
На ней сидит прекрасная бабочка...
Рассмотри бабочку...
Всмотрись в игру красок... и тончайшие узоры на ее крыльях...
Бабочка готова взлететь...
Но бабочка остается на месте...
На каждом вдохе и выдохе... тебе кажется, что она вот-вот взлетит...
И ты готова отправиться в полет вместе с ней...
Следи за движением крыльев бабочки...
Бабочка наконец взлетает...
Ты летишь за бабочкой...
Легкий, приятный полет...
Ласковый, теплый ветерок овевает твое тело...
Впитай в себя все звуки и образы...
Насладись полетом...
Бабочка привела тебя в удивительное место... свободное от всех забот и волнений...
Здесь ты в полной безопасности...
Тебя окружает мощное энергетическое поле золотистого света...
Свет защищает тебя от всех негативных внешних воздействий...
Ощути энергию этого света...
Свет свободно течет через твое тело...
Наполняет тебя своей энергией...
Это твой мир...
Мир, в котором тебе подвластно все...
Ты хозяин и архитектор этого мира...
Сделайте его таким, как ты желаешь...

2 фаза. Самостоятельная работа.

Пора возвращаться...
Серебристый туман окутывает тебя...
Ты находишься в облаке мягкого, прохладного тумана...
Приятный, прохладный туман подхватывает тебя...
Ты плавно плывешь к началу путешествия...
Путешествие заканчивается...
Легкий, прохладный ветерок рассеивает туман...
Приятный белый солнечный свет полностью рассеял туман...
Ты возвратилась на луг...

3 фаза. Активация.

Ты чувствуешь бодрость, хорошее настроение...
Твои мысли наполняются энергией...
Дыхание становится более глубоким...
Вдох длинный... глубокий...
Выдох короткий, энергичный...
Длинный... глубокий вдох...
Короткий, энергичный выдох...
Скованность рук проходит...
Скованность ног проходит...
Пошевели пальцами рук... сложи руки в замок...
Потянулась... хорошо, с удовольствием потянулась...
Глубоко вздохнула... так, чтобы холодок пробежал по спине...
Вдохнула... выдохнула...
Еще потянулась разок...
Активнее!
А теперь улыбнись.
Улыбайся, улыбайся!
Сеанс окончен.

Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?

Удалось ли расслабиться?

Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?

6. «Мысленная картина»

(Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, Панно «Звездное небо», тактильной панели любого вида)

Цель: создание хорошего настроения; тренировка зрительной памяти.

Детей просят посмотреть на одно из вышеперечисленных изделий, закрыть глазки и попытаться удержать увиденное в памяти. Обсуждение: удалось ли удержать в памяти увиденное с закрытыми глазами?

«Писатели звездных историй»

(Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, Панно «Звездное небо»

Цель игры: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.

Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив Панно «Звездное небо», и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальнейшем развитии событий элементов, изображенных на панно или представив себя «внутри» картины, при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями? Дети могут подходить и ощупывать панно, выбирая звезду, что способствует стимуляции зрительных и тактильных анализаторов.

7. «Коса»

(Это упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон)

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

8. «Золотая рыбка»

(Для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками)

Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

9. «Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.

Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.

Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.

К Фибероптическим модулям относятся:

Подвесные модули: «Грозовая туча»

Напольные модули: «Волшебный фонтан», «Пучок фибероптических» волокон.

10. Упражнение «Жгутики»

Цели:

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные т.п.). Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте сделаем из волокон жгутики».

Педагог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается жгутик.

Жгутики можно переплетать из двух и более волокон.

11. «Заплетем косу»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнутся. Давайте сплетем из них косичку».

По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.

11. «Сжимаем в кулачке»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке».

Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.

11. «Наматывание»

Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».

Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.

Педагог постоянно комментирует свои действия.

12. «Узелки»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, завязывая узелки и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся. Давайте завяжем из них узелки».

По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон

13. «Рисунок на песке»

А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке - они станут художниками

Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу.

Я рисую небосвод,

вот и солнышка черед,

облака... совсем не тучи,

а внизу дубок могучий!

я рисую - мне не лень

за окном хороший день...

Психолог: Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: облака

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду.(рисуют дождь)

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,(рисуют гриб)

Дождик с радугой-дугой,(рисуют радугу)

Психолог: Молодцы! Чего не хватает на картине?(Солнышко)

14."Отпечаток" - показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация (3 минуты).

Посмотри на песок! Давай положим наши руки на поверхность, при этом стараемся сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток руки.(если ребенок нажимает сильнее или слабее, предожить изменить силу нажима. Во время выполнения задания берем стакан с карандашами).Посмотри, на что похож отпечаток, если сейчас его дорисовать?

-Птица, цветок, солнышко и т.д

Возьми в руки карандаш и дорисуйте свои ладошки и назовите, что получилось.

Сказочная птица, красивый цветок, яркое солнышко.

Релаксационные упражнения для мимики лица

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2. Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (лень, хочется подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаем – запах; выдыхаем страстно) – расслабление.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться.

8. Оскалить зубы – расслабить щеки и рот.

9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) – расслабление.

4. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица: «Солнечный зайчик», «Пчелка», «Бабочка», «Качели», «Улыбка», «Дудочка», «Озорные щечки», «Рот на замочке», «Злюка успокоилась».

Релаксация мышц рук

Упражнение 1. Примерно пять минут спокойно лежите в исходной позиции. Затем согните левую руку в запястье так, чтобы ладонь встала вертикально, удерживайте ее в таком положении несколько минут; предплечье остается неподвижным. Следите за ощущением напряженности в мышцах предплечья. Расслабьте руку, позволив кисти под собственной тяжестью опуститься на покрывало. Теперь ваша рука не может не быть расслабленной - после подобного напряжения мышц расслабленность является физиологической потребностью. В течение нескольких минут следите за ощущением расслабленности в кисти и предплечье. Повторите данное упражнение еще раз. Затем проведите полчаса в состоянии покоя. Самое главное - научиться распознавать ощущения напряженности и расслабленности.

Упражнение 2. На следующий день повторите предыдущее упражнение. После второй релаксации руки согните ее в запястье в направлении от себя (то есть иначе, нежели прежде), пальцами вниз.

Упражнение 3. Сегодня вы отдыхаете. Занимайтесь только расслаблением, при этом следите за ощущениями в левой руке (она расслаблена или время от времени вы чувствуете в ней напряженность?).

Упражнение 4.

К первому и второму упражнениям присовокупим опыт с флексором локтевого сустава. Левую руку согните в локте под углом 30 градусов, то есть приподнимите ее от покрывала. Повторите эту операцию трижды в течение примерно 2-х минут с последующими релаксациями на протяжении нескольких минут. Остаток часа расслабляйтесь.

Упражнение 5.

Повторите все предшествующие упражнения. Затем будем тренировать трицепс. Вы добьетесь напряжения в этой мышце, если, положив под предплечье стопку книг, будете волевым усилием давить на них лежащей рукой. Трижды чередуйте напряжение и расслабление (для релаксации отведите руку от корпуса, за книги, используемые вами как вспомогательное средство). Остаток часа расслабляйтесь.

Упражнение 6.

Час повторения. Займитесь известными вам четырьмя упражнениями для левой руки.

Упражнение 7.

Данное упражнение покажет вам, насколько успешно вы овладели всеми предыдущими. Ваша задача - лежать спокойно, вытянув руки вдоль тела. Добиваться напряжения вы будете, не двигая левой рукой, исключительно концентрацией на ней своего внимания. Примерно полминуты сосредоточивайтесь на напряжении, затем переведите его в расслабление. Повторите это несколько раз. Остаток часа опять же расслабляйтесь.

В дальнейшем то же самое проделайте с правой рукой (то есть всего семь упражнений).

Релаксация мышц ног

Можно начать с повторения упражнений для рук, но делать это вовсе не обязательно. Если вы уже научились распознавать напряжение и расслабление в каждой группе мышц и способны управлять этими процессами, то можете сразу приступать к релаксации. Итак, расслабьтесь всем телом, тренировать будете только ноги (сначала левую, потом правую).

Упражнение 1.

Согните ногу в колене - напряжены мышцы в верхней части ноги и под коленом. Тренируемся в трехкратном чередовании напряжения и расслабления.

Упражнение 2.

А теперь наоборот, выгибаем конечность носком к себе. Напряжение и расслабление икры.

Упражнение 3.

Напряжение и расслабление в верхней части бедра - тренируемая нога свисает с кровати (дивана и т. д.), тем самым вы достигаете напряжения. Затем верните ногу в исходную позицию и сосредоточьтесь на расслаблении.

Упражнение 4.

Напряжение в нижней части бедра - достигается сгибанием ноги в колене.

Упражнение 5.

Напряжение в области тазобедренного сустава и живота - приподнимите ногу таким образом, чтобы был согнут только тазобедренный сустав.

Упражнение 6.

Напряжение ягодичных мышц - положив под колено несколько книг, усиленно надавливайте на них.

Данные шесть упражнений разрядите одним или двумя занятиями на повторение, либо предусмотрите одно занятие, посвященное исключительно релаксации.

Релаксация мышц туловища

Упражнение 1.

Мышцы живота - выполняем следующим образом: либо сознательно втягиваем живот в себя, либо медленно поднимаемся из положения лежа в положение сидя.

Упражнение 2.

Мышцы, расположенные вдоль позвоночника - напряжение достигается посредством прогибания и выгибания в пояснице (в положении лежа на спине).

Упражнение 3.

Мышцы дыхательной системы. До начала упражнения рекомендуется осуществить примерно получасовую общую релаксацию. Затем проведите серию глубоких вдохов и выдохов. При этом вы постоянно будете ощущать напряжение, возникающее в грудной клетке при вдохе (возможно, что на первых порах вы будете отмечать лишь напряжение под грудиной; благодаря тренировкам вы легко научитесь распознавать его и в других частях грудной клетки). Когда вам станет ясна общая картина напряжения в процессе глубокого дыхания, вы сможете определить его и при нормальном дыхании. Цель данного упражнения - не контроль дыхания (как в ряде других релаксационных методик), скорее наоборот - речь идет о том, чтобы избавить этот процесс от произвольного влияния волевых факторов, с тем, чтобы он функционировал абсолютно спонтанно.

Упражнение 4.

Релаксация мышц плеч. Подразумевает приобретение нескольких навыков. Скрестив вытянутые вперед руки, вы зафиксируете напряжение в передней части грудной клетки; посредством вращения плеч назад - напряжение между лопатками, поднятием их - напряжение по бокам шеи и в верхней части самих плеч.

Напряжение в левой стороне шеи достигается наклоном головы влево, в правой - вправо. Фиксация его в передней и задней сторонах имеет место при наклонах головы вперед и назад. Данное упреждение на релаксацию плеч можно делать в один прием, но можно и поэтапно. Упражнения на релаксацию туловища в целом следует проводить примерно неделю (если вы посчитаете нужным закрепить некоторые навыки, в таком случае предусмотрите занятия, посвященные исключительно расслаблению).

Релаксация мышц глаз

Упражнение 1.

Напряжение в области лба - достигается сдвиганием кожи на лбу в морщины.

Упражнение 2.

Напряжение мышц век - сдвигаем брови, глаза плотно закрыты.

Упражнение 3.

Напряжение глазодвигательных мышц - при этом мы ощущаем напряжение в глазном яблоке. При закрытых глазах смотрим вправо, влево, вверх, вниз. Тренируемся до тех пор, пока не будем способны четко распознать напряжение, а тем самым и избавиться от него (то есть расслабить данные мышцы).

Упражнение 4.

Напряжение глазодвигательных мышц - овладев предыдущим упражнением, откройте глаза и следите за тем, что происходит, когда вы переводите взгляд с потолка на пол и наоборот. Прочувствуйте напряжение и расслабление.

Релаксация лицевых мышц

Упражнение 1.

Стиснув зубы, проследите во всех деталях за сопутствующим этому напряжением. Расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение 2.

Откройте рот. Какие мышцы напряглись при этом? Вы должны ощутить напряжение перед ушными раковинами, но только более глубоко.

Упражнение 3.

Обнажите зубы, следите за напряжением в щеках. Расслабьтесь.

Упражнение 4.

Округлите рот, как бы говоря "ох!", прочувствуйте напряжение, затем расслабьте губы.

Упражнение 5.

Отодвинув язык назад, следите за напряжением, расслабьтесь.

Релаксационные настрои

«На полянке».

Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело... (пауза – поглаживание детей). Лучики гладят... (имя), ласкают... (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно... А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули

«Снежники».

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие –это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки... (пауза – поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает... (имя ребенка) Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.

«Воздушные шарики».

Все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик... (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик... ласкает шарик... Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой.Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Лентяи».

Сегодня мои обучающиеся много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы–лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (пауза–поглаживание детей). Отдыхают ручки у... отдыхают ножки у... Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение.

Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

«Полет птицы».

Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите, что вы - птица. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья – ваши руки, легки и неподвижны. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. Наслаждайтесь прикосновением легкого, нежного ветерка... (пауза - поглаживание детей). Ветерок ласкает... поглаживает... А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы и на земле.

Потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день.

«Радуга».

Теплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте, в лесу. Вы лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Вы смотрите в небо и видите большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с вами. Радуга светится необычным теплым светом. Почувствуйте, как этот свет согревает вас. Ваши ручки становятся теплыми, ножки становятся теплыми. Вы все наполняетесь светом и теплом волшебной радуги... (пауза–поглаживание детей). Тебе... (имя) тепло, и тебе... (имя) тепло. С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась – она прощается с вами. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь волшебной радуге,

«Облака».

Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза –поглаживание детей). Оно поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

«Ручей».

Фонограмма: журчание воды, шум леса.

Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка... (пауза–поглаживание детей). Ручеек погладил... (имя) и... (имя) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться.

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.

«Отдых на море».

Вы лежите на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Небо голубое, теплое солнце. Мягкие волны подкатываются к вашим ногам, ласково гладят их, гладят ваше тело... (пауза–поглаживание детей). Гласят... (имя). Вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете,как тело становится легким-легким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы полны сил и энергии,

«Порхание бабочки»

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите: на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза – поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

«Тихое озеро».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Вам легко дышится. Вы ощущаете всем телом солнечное тепло, оно согревает вас... (пауза – поглаживание детей). Солнечные лучики гладят... и еще гладят...Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая частичка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... Но вот мы снова в детском саду... Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

«Водопад».

Вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Вы стоите под этим водопадом и чувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее... Белый свет течет по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными... (пауза –поглаживание детей). А нежный свет течет дальше по груди у... по животу у... Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь.

А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь