Как объяснить ребенку, что воровать плохо. Ребенок берет чужие вещи

У ребенка появились вещи, которых вы ему не покупали и которых у него заведомо не может быть. И сразу приходит понимание, откуда он их взял, - без спроса, потихоньку, то есть украл. Пережив шоковое состояние, дождавшись, когда вернется дар речи, родители чаще всего сразу же обрушивают шквал праведного гнева на провинившегося отпрыска. Обычно дальше следуют выяснения, обвинения, упреки, ругань. Стресс зашкаливает у всех участников этого действа. И в результате беспросветность, отсутствие выхода из создавшейся ситуации.

Такого быть не должно. Родители - взрослые люди, любящие своего ребенка, а потому, придя в себя после шока от осознания происшедшего и возможных последствий, обязаны тщательно продумать свои слова, действия и варианты разрешения данной ситуации. Выход должен быть обязательно найден.

Когда ребенок берет чужие вещи, чаще всего, он прекрасно понимает, что это плохой, предосудительный поступок. Более того, уголовно наказуемый. Но очень хотелось иметь то, что взял потихоньку, и в утешение себе ребенок придумал всякие объяснения своего неблаговидного поступка: у того, у кого взял, этого много, поэтому он и не заметит пропажи, или вещь уже не нужна владельцу, или попользуюсь и верну. Договорившись таким образом со своей совестью, оправдав свой проступок, он делает подобные проступки возможными и в будущем. Поэтому оставлять без внимания такую провинность нельзя.

Причиной кражи может быть желание быть «своим» в компании, иметь вещь, которая есть почти у всех одноклассников или знакомых и которая является критерием деления на «своих» и «чужих». А у него ее нет, и потому он чувствует себя некомфортно, ущемленно.

Крики, обвинения, угрозы здесь не помогут. Ребенок просто придет к выводу, что плохо спрятал вещь от родителей, в следующий раз будет умнее, хитрее и осторожнее. Разве этого добиваются взволнованные заботливые мамы и папы?

Ребенок должен понять, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то иметь. На что он возразит: вы мне это не покупаете, а у всех моих знакомых такое есть. Тем самым он хочет донести до вас мысль, что без этой вещи его либо не принимают в желаемое общество, либо смотрят на него с сожалением, сочувствием, он чувствует себя одиноко и ущербно.

Предстоит долгая нелегкая беседа о добре и зле, хочу и могу иметь. Если очень хочется что-то иметь, а родители не могут по каким-то причинам это купить, значит нужно искать доступные способы заработать деньги. Объясните ребенку, что можно найти выход из такого положения, только нужно приложить усилия. Но без труда, как известно, не выловишь и рыбку из пруда. Зато желаемое будет приобретено честным путем и прятать, скрывать это не придется.

Главная работа школьника - учиться как можно лучше. Пусть потрудится на этой ниве. Договоритесь, что за оценки выше уже имеющихся будете давать ему определенную сумму. За победные места в олимпиадах, спортивных соревнованиях - тоже.

Используйте желание ребенка иметь то, что ему хочется, в воспитании стремления достичь значимых результатов не только в учебе, но и на курсах, кружках, в музыкальной и художественной школах. Тогда посещение этих дополнительных занятий превратится из наказания в мотивированное стремление освоить как можно качественнее и быстрее знания и умения, которые там преподают, и использовать их для своего блага.

Например, учится на компьютерных курсах? Пусть даст объявление, что отремонтирует компьютер, научит азам работы на нем, создаст программу, веб-сайт и т.д.

Ходит в музыкальную школу? Так не тяни кота за хвост, не учись на тройки и двойки, а освой тонкости игры на выбранном инструменте. Тогда в качестве подарка за призовые места на конкурсах, концертах можно попросить желанную вещь. Или можно играть на улице. А почему бы и нет? Ребенок же не крадет деньги у прохожих, они сами ему их дают, то есть он их зарабатывает. В то же время чадо и музыкой занимается, шлифует свое мастерство.

То же касается и художественной школы. Можно же продавать свои картины, например, на ярмарках, через интернет и т.д. Но для этого нужно прилежно учиться, осваивать секреты мастерства, может быть, даже и дополнительно, помимо художественной школы.

И тогда ребенок приходит к пониманию, что родители заставляли его заниматься и в школе, и на курсах, в кружках не из вредности, не с целью его загрузить как можно больше. Нет, они хотели дать ему больше возможностей разносторонне проявить себя, свои творческие способности, стать самостоятельным и самодостаточным человеком, иметь возможность заработать.

Обсудив возможности честно купить в будущем нравящийся предмет, решите, как поступить в нынешней тяжелой ситуации. Вещь нужно вернуть. Однозначно. Это не подлежит обсуждению. Однако как?

Некоторые склоняются к тому, что ребенок должен прийти к тому, у кого позаимствовал без разрешения вещь, вернуть ее и попросить прощение.

Однако всегда ли стоит подвергать неокрепшую психику ребенка такому шоковому испытанию? И каковы возможные последствия такого «донкихотства»? Это взрослые могут понять такой поступок, оценить его и простить провинившегося. Дети же бывают очень жестоки. У них либо все черное, либо белое. Взял без спроса - всегда будут думать, что ребенок способен в любой удобный момент повторить свой «подвиг». А если все-таки он честно ведет себя и больше не замечен в подобном проступке? Дети вам скажут, что ему просто пока еще не подвернулась вещь, которую ему бы захотелось присвоить. К тому расскажут всем своим знакомым, и они тоже будут коситься на него.

Все зависит от ситуации. Домашним можно и признаться. Они хорошо знают ребенка и добродушно искренне простят и забудут о содеянном. А вот посторонним… Скорее всего, просто положить также незаметно, как и взял, на место.

Тот факт, что почти со всеми детьми случается такой казус - приносят домой, хоть однажды, чужие вещи - говорит о том, что нужно начинать изучать как можно раньше предмет обществознание. И сдавать обязательный ОГЭ и ЕГЭ по этому предмету, а не по математике, которая для многих выпускников даже к экзаменам остается непонятной и чужой. Более того, многие так и не столкнутся больше с ней после школы, а жить в обществе им приходится, и нужно четко понимать, что можно, а что нельзя.

Термин «воровство», как доказали психологи, не может быть применен к дошкольникам. Их психика не осознает разницу между «своим» и «чужим», и это еще раз объясняет, почему дети воруют игрушки в гостях и приносят их домой. А вот что делать родителям, если ворует ребенок старшего возраста, психологи советуют: попытаться выяснить причину и поговорить с ребенком.

Что делать, если ребенок стал воровать чужие вещи?

Причин, по которым сын или дочь может принести чужой телефон, игрушку, книгу и т.д. домой, может быть несколько:

  • желание владеть чем-то, что ему не покупают;
  • возможность привлечь к себе внимание со стороны родителей.

В первом случае отучить ребенка воровать можно, как объяснив ему, что чужое брать нельзя, так и пригрозив наказанием. Особенно это характерно тогда, когда вещь, которую взял ребенок, сломалась. В этом случае школьнику необходимо объяснить, что деньги за испорченное нужно вернуть, если у него есть накопления, или отработать. Другое дело, если ребенку не хватает внимания, тогда только беседа и совместное времяпровождение помогут решить эту проблему.

Что делать, если ребенок начал воровать деньги?

Как правило, дети начинают в подростковом возрасте. Причин, которые подталкивают их к этому, может быть много:

  • отсутствие при условии, что остальным детям, например, при походе в кино, такие средства выдаются;
  • вымогательство со стороны старших детей;
  • потребность в самоутверждении, при покупке за них, дорогой вещи;
  • отсутствие контроля, особенно при хорошем достатке в семье.

Советы психолога по поводу того, что ребенок ворует деньги у родителей, сводятся к тому, что сначала надо выяснить причину, а после постараться найти вместе с ребенком решение, чтобы этого больше не повторилось. Если это вымогательство, то нужно идти в полицию. Если дело в отсутствии контроля, потому что деньги «валяются» везде и им нет счета, то имеет смысл положить их в определенное место, куда не будет доступа и т.д. Однако проблема сильно осложняется, когда школьник не признает свою вину. Что делать, если ребенок ворует и врет, – доказать факт воровства. И только тогда можно говорить о преступлении, детских колониях, о том, что все деньги надо отдавать. Как объяснить ребенку, что нельзя воровать, - вопрос, на который лучше отвечать с реальными историями, фотографиями: из зала суда, тюремных заключенных и т.д., доказывая, что у этих людей поломана жизнь, нет образования, дорогих машин и, как правило, будущего. Здесь очень важен момент понимания ребенком, что чужое никогда брать нельзя, ведь за этим сразу последует наказание.

Почти каждый ребенок хотя бы один раз в жизни пробует взять не принадлежащую ему понравившуюся вещь. Во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения или представлением о себе как о преступнике.

Обычно под воровством родители понимают фактически каждый случай, когда их ребенок (особенно приемный!) без спросу берет чужую вещь. Очень важно для взрослых помнить, что воровство как таковое имеет ряд принципиальных признаков, которые будут рассмотрены ниже, и не надо торопиться с «ярлыками» и с трагическими выводами.

Почему ребенок берет чужое: 8 причин

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

Клептомания , которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

Почему приемный ребенок ворует

Получается, что во многих случаях, когда ребенок берет чужое, это не является воровством. Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами или особенностями социальной ситуации, например, когда окружающие осуждают семью и ребенка.

Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок приемный, имеют под собой основания. Только . Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям.

Большинство детей, воспитывающихся в благополучных собственных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже, примерно к 12 годам.

Кроме того, способность контролировать себя, свои спонтанные побуждения, в том числе взять желаемое, формируется также примерно к этому возрасту. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, бывают задержки и в развитии совести: ему трудно сочувствовать другим и беречь их чувства, потому что у него не было такого опыта. У него не было отношений, которыми он бы дорожил больше всего на свете, поэтому сиюминутная ценность понравившейся вещи оказывается на первом плане.

Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы — это и все вышеперечисленное означает, что для приемных детей может потребоваться, во-первых, значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, а во-вторых, дольше требуется внешний контроль со стороны взрослых. Под «контролем» подразумевается не подозрительность в отношении ребенка и враждебное отношение к нему, а создание системы четких требований и поддержки ребенка в процессе усвоения новых правил жизни.

Кроме того, если причиной присвоения чужого является не меркантильность, а иные описанные выше причины, нужно бороться не с внешним проявлением проблемы, а с ее источником. Решать проблемы невротизации, утраты, желания ребенка сохранить связь со своей кровной семьей и т.д. Тогда проблема «воровства» со временем исчезнет за ненадобностью, поскольку будет найден другой, более удачный способ решения реальных трудностей, существовавших в жизни ребенка.

Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

Осознавать реальный эффект своих действий. Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, особенно изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться. Но если речь идет об осознанном поведении взрослого человека, необходимо спросить себя: какова моя цель? Какую информацию получит от меня ребенок? Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться на своих проступках, а также тому, что когда родители в гневе, они кричат и дерутся. Но это не научит ребенка пониманию того, почему именно воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее он научится более тщательно скрывать свои проступки от конкретных людей. Поэтому после любого эмоционального взрыва нужно начать планировать формирование изменений в поведении ребенка.

Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.

Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник. Случившееся — шанс для него освоить некоторые важные правила человеческого общежития. Навешивание «ярлыков» приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он уже вор, чего тут думать-то?

Искать подлинные причины. Постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать. Также важно знать жизненную историю ребенка, потому что кроме того, как ребенок сам объясняет свое поведение, имеют значение объективные проблемы и особенности развития.

Учитывать возраст и особенности развития ребенка. Часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Ребенок, чей биологический возраст 12 лет, в моральном отношении может соответствовать 6 годам. И родителям, которые занимаются его , придется исходить в своих действиях из этой реальности.

Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки/игру, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Объяснить, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и как люди это преодолевают, и т.д.

Предложить выход из ситуации. Возмещение морального и материального ущерба (насколько это возможно) для пострадавших. Обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить публично и не бросать его одного в этой ситуации. Найти способ, как сам ребенок может возместить нанесенный ущерб: вернуть, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного и т.д.

Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Очень важно, чтобы родители четко выразили свою позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».

Своим собственным поведением выражать уважение к собственности , в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах. И не провоцировать ребенка, оставляя на видном месте деньги и ценности, пока не будет уверенности в том, что ребенок научился справляться с ситуацией.

Решать подлинные проблемы ребенка, которые стоят за воровством. Если родители не могут понять, что движет ребенком, стоит обратиться к детскому психологу.

Верить в своего ребенка. Быть на его стороне не означает отрицания проблемы, но свидетельствует о том, что сам ребенок и отношения с ним для родителей важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.

Ссоры и слезы на детских площадках из-за игрушек нередки. Особенно, если в песочнице полно народу – идиллическая картина детей, играющих каждый своими игрушками, рисуется обычно лишь в мамином воображении. Кто-то на детские разборки не обращает внимания, считая, что малыши сами со временем научатся делить свои вещи. Кто-то, напротив, активно вмешивается, втолковывая полуторагодовалым карапузам, еще даже не умеющим говорить, что чужие игрушки нужно спрашивать, а своими – делиться. Как и когда начинать объяснять, где свое, а где чужое, как разрешать конфликты в песочнице – об этом мы беседуем с педагогом-психологом центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» Ольгой Зайцевой.

Когда ребенок рождается, для него весь мир – это он сам. Когда ему исполняется 9 месяцев, мама вдруг замечает, что ребенок начинает специально выкидывать игрушки на пол. Когда ребенок кидает игрушку, и она закатывается под кроватку, это и есть его способ познания, что в этом мире есть что-то вне его самого, до этого мир слитен. Упавшая игрушка у малыша вызывает чувство удивления от того, что, оказывается, есть что-то, что не Я. В год ребенок уже узнает себя в зеркале, но только к 3-4 годам возникает более или менее устойчивое ощущение, что вещи могут ему не принадлежать. И понятия «свое» и «чужое» до трех лет, до начала формирования самосознания, у детей еще попросту нет. Поэтому ребенок в полтора года в песочнице с легкостью отдает свои игрушки, и с такой же легкостью берет чужие, это естественное поведение.

В два года мы уже можем начать формирование волевого компонента характера. В лексиконе появляется слово «надо». Мы говорим ребенку, к примеру, что надо отдать чужую игрушку, и переключить его внимание на что-то другое. Устанавливаем границы дозволенного – можно взять эту машинку на время, если ее хозяин не против, но потом ее нужно будет отдать. Тем не менее, в силу именно возрастных особенностей, ребенок будет без стеснения брать чужие игрушки – он еще убежден, что все в этом мире принадлежит ему. И только настойчивые напоминания взрослых могут разубедить его в этом.

В три года ребенок начинает различать, где его вещи, а где чьи-то еще. Если малыш легко общается с другими детьми, он уже в состоянии сам попросить у приятеля игрушку или предложить поменяться. Если он забирает у других игрушки силой, опять-таки обозначаем границу: так делать нельзя. Ближе к 4-5 годам мы начинаем делать акцент на чувствах обиженного ребенка – видишь, как мальчик плачет, мальчику плохо, то есть начинаем эмоциональное просвещение.

И только в возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо осознает разницу между своим и чужим, его можно научить осознанно делиться – не заставлять, а именно учить.

- Как же все-таки вести себя родителям, когда назревает конфликт из-за того, что один ребенок, не слушая нравоучений о том, что чужое нельзя, требует понравившуюся игрушку, а другой не хочет делиться?

Если возникают конфликты, самое простое – это предложить детям поменяться игрушками, предложить тому, у кого забрали игрушку, свою взамен, либо установить очередь – кому и сколько играть этими игрушками. Если ребенок не успокаивается – переключить его внимание на что-то другое, не менее интересное. Двух- или трехлетнего ребенка вполне можно отвлечь, нужно только включить фантазию.

Нам порой приходилось просто уходить с площадки, потому что мирно не получалось разрешить конфликт.

Вы для себя как мама искали способ, как научить ребенка чувствовать границу своего и чужого. Этим способом было, что если ребенок не слышит уговоров, не переключается, продолжает обижать других детей, отбирая их игрушки, то вы выводили его из этого контакта и вообще выводили его в этот момент из игры.

Надо заметить, что если у вас дома все хорошо, мотивационно-потребностная сфера нормальная и ребенок удовлетворяет свои потребности в чем-то другом, то такой вот безумной потребности забрать чужую игрушку - постоянной, устойчивой, что вы никак не можете его отучить, в принципе не должно быть. Но индивидуальные особенности детей -разные, есть дети застревающие, а есть мобильные, подвижные. Для застревающего ребенка приучение будет дольше, а для мобильного быстрее. Вы показали свою яркую игрушку: а давай мы с ней поиграем, а я придумала новую интересную игру, а что если я положу куклу в машинку, а если мы наберем туда вон тех красивых листочков … Эмоционально лабильный ребенок переключится быстрее. Вариант – механизм, как вы этого добиваетесь, но смысл один и тот же: вы искали способ, как научить ребенка ставить границу между своим и чужим.
Ближе к концу среднего дошкольного возраста – 5-6 лет – у ребенка появляются ЕГО собственные вещи и право с ними сделать все что он хочет. И если ему подарили куклу или машинку и сказали, что это его, и не поставили ограничений, что ее нельзя разбирать на детали или выбрасывать в окошко или дарить Петьке из соседнего подъезда, то он имеет право разобрать на детали, выкинуть в окно и подарить. И вот именно здесь возникает четкая граница Мое и Чужое, потому что у ребенка есть чувство по отношению к собственным вещам, и право ими распоряжаться.

В младшем школьном возрасте мы начинаем давать ребенку карманные деньги. Правда, здесь родители могут поставить ограничение: это твои деньги, но я не разрешаю тебе покупать на них то-то и то-то (что-то опасное или вредное). Например, мне известен случай, когда ребенок брал без спроса вещи и деньги - у одноклассников, в семье. И когда психолог начала разговаривать с родителями о том, что нужно давать ребенку карманные деньги, они сказали: а вдруг он купит спички и будет поджигать занавески. То есть страх взрослых по поводу того, что данные деньги будут использованы на какие-то страшные дела, приводили к тому, что денег ребенку не давалось, а ему хотелось их иметь, и он не умел ими распоряжаться. А если у него нет своего, ему не понять чужое.

Наталья Иванова специально для сайта СимМама.ру

Из родительских кошельков вдруг стали систематически пропадать определенные суммы денег, а в доме наоборот – начали появляться чужие игрушки. Значит, ребенок ворует. И растерянные родители, столкнувшись лицом к лицу с фактом детского воровства, в большинстве случаев оказываются просто беспомощными в плане решения данной проблемы. Популярные меры пресечения результатов, как правило, не дают, в то время, как паника с бессилием только нарастают.

Нередко бывает так, что выяснение причин с обстоятельствами совершенного ребенком поступка вызывают целую бурю отрицательных эмоций, ведь родителям стыдно, а еще они сильно злятся на сына или дочь и даже обвиняют себя, опасаясь в будущем общественного порицания.

Совет

От реакции в семье на детский проступок будет напрямую зависеть, станет ли ребенок в будущем воровать.

Итак, почти каждый современный ребенок хот единожды в жизни, но брал без разрешения чужие вещи. То есть, каждый ребенок пробовал воровать. Назвать точно причину данного поступка крайне сложно. А возраст ребенка при грамотном оценивании случившегося сыграет очень важную роль.


Что делать, если ребенок ворует?

Вряд ли есть люди, осмелившиеся назвать вором ребятенка в возрасте 2 - 4 лет, который понятие «моё» с понятием «чужое» пока только формирует. В возрасте 4-6 лет у ребенка уже появляются определенные нравственные привычки, так что имеется, соответственно, и представление о своей собственности, даже о личном пространстве. Но, дети пока что еще очень и очень импульсивны, и именно это нередко провоцирует совершение кражи ребенком.

Подвижным, легко возбудимым деткам в возрасте около 6-7 лет тоже сложно держать под контролем свои желания, точно так же, как и спокойно сидеть на уроке, либо выслушивать учителей. А объяснить такое поведение можно особенностями их темперамента, либо психологическими травмами. К ним приводят проблемы в семье, переезд, начало учебной деятельности или даже серьезные психические отклонения.

В 8-11-летнем возрасте воровство у детей преимущественно связано с тем, что их волевая сфера недостаточно развита. Ребенок просто желает обладать какой-то вещью, а справиться с данным положением вещей и с соблазном ему не получается. Потом, конечно, станет стыдно за собственный поступок, ведь ему известно, что воровать нельзя, но вот своему желанию он противопоставить не может ничего.

Подростки от 12 и до 15 лет осуществляют воровство совершенно осознанно, и потому в этом возрасте подобные факты могут говорить о наличии у детей сформированной вредной, даже преступной привычки.


Причины детского воровства

В случае острой нехватки родительского внимания с любовью, а также при отсутствии понимания с поддержкой ребенок будет воровать не только дома, но и вне семьи. Это делается для привлечения к себе внимания со стороны взрослых. Такое подобное поведение - это такой безмолвный крик о помощи, либо банальная месть своим вечно недовольным его поведением родителям. Когда за проступком идет скандал со строгим наказанием, ребенок в который раз убеждается, что стратегия, выбранная им, будет правильной. И логика в данном случае очень проста. Примерно так мыслит чадо: лучше уж пусть меня наказывают, чем вообще не замечают. В таком случае родителям желательно не заострять внимание на самом факте воровства, а вместо этого уделить должное внимание своему ребенку, подчеркнув его значимость в вашей семье и важность его положительных поступков.

Иногда ребенку сложно заводить новых друзей. При помощи разного рода угощений с красивыми вещами он будет пытаться завоевать расположение от сверстников. В основном такой тенденции подвержены дети, которые недополучают внимания и понимания в своей семье. Тогда деньги, взятые втихую их родительского кошелька, будут служить для «покупки» расположения на стороне.

Вывод:

Детское воровство – это всегда плохо, но оно в основном указывает на наличие у ребенка серьезных психологических проблем. И нужно решать причину, приведшую к тому, что сын или дочь начали брать чужое без разрешения. Тогда и инциденты, связанные с воровством, прекратятся.


Детское воровство - как решить эту проблему?
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь