Как научить ребенка не ведомым. Не быть ведомым: как научить ребенка иметь свое мнение
Скромность и тактичность – это, конечно, хорошо. Однако необходимо помнить: чтобы преуспеть в жизни, нужно иметь свое мнение по различным вопросам, а также уметь выражать и отстаивать свою точку зрения. И учиться этому нужно с самого детства. От того, считаются ли родители с мнением своего крохи, разрешают ли самостоятельно принимать какие-то решения, зависит, будет ли у него в будущем свое мнение или он станет ведомым.
Ну вот в кого он такой? - сокрушается моя подруга Ира, мама пятилетнего Тимофея. - Сегодня на прогулке в садике выкинул шапку в лужу. Спрашиваю, зачем, говорит, Илья так сказал. Он этого Илью во всем слушается!
Как избавиться от подобной ведомости? Для этого надо воспитать в ребенке чувство собственной значимости. И уверенность, что его собственное мнение, мнение маленького человека так же важно, как и чье-либо другое. Даже взрослого. А еще умение это самое мнение отстаивать.
Для начала задумайтесь, позволяете ли вы ребенку самостоятельно принимать решения, которые семья принимает и поддерживает. Например, он сам выбирает, куда вы идете в выходные, сам придумывает сценарий своего дня рождения или высказывает свои пожелания относительно еды. Может ли он самостоятельно выбрать одежду, решить, с кем играть? Если все это у него получается с трудом, пора начинать действовать.
Фото GettyImages
Чтобы ребенок не вырос безвольным и пассивным человеком, психологи советуют родителям придерживаться нескольких правил. Они несложные, но почему-то о них всегда забывают.
1. Не навязывать малышу свое мнение и всегда интересоваться его предпочтениями.
Если вы задаете вопрос, какую футболку (платье) он хочет надеть, получив ответ, согласитесь с его выбором. Если видите, что выбор явно не подходит, объясните причину (аргументированно), и предложите другие варианты.
Кстати, это поможет справиться с такой проблемой, как детские капризы. Например, ребенок не хочет идти в садик. Вы спрашиваете, наденет ли он сегодня футболку с пингвином или рубашку в клеточку. Ребенок переключается на проблему выбора, и истерика по поводу садика сходит на нет.
2. Советуйте, но правильно. Подталкивайте к решению, но не решайте за него.
Это должны быть именно советы, подсказки, но ни в коем случае не ругань. В противном случае у ребенка останется негативное отношение к родительским советам. Да-да, спустя несколько лет это будет закатывание глаз в потолок просто при звуке вашего голоса. Независимо от качества совета.
Можно просто намекнуть, что он в данном случае делает не самый лучший выбор, и тут же объясните, почему и как ему стоит поступать в такой ситуации. Но если настоит на своем, то будут некие последствия, за которые ему придется нести ответственность. И тут уж малыш пусть самостоятельно решит, как правильно.
3. Слушать ребенка – и слышать.
Слушать – это не только слышать звучание голоса, отдельные слова и целые фразы. Важно понять говорящего, причем не только смыл, но и восприятие ребенком данной темы, его чувства и эмоции. Давайте ребенку обратную связь: он должен понимать, что вы его слышите, вам интересно его мнение. И ни в коем случае не обрывайте его на полуслове: «Короче, делаем так…»
4. Никогда не отвечать на вопрос ребенка фразой: «Потому что я так сказала!»
Во-первых, данная формулировка не объясняет ребенку, почему же надо поступать так, а не иначе. Во-вторых, если он привыкнет к тому, что все решает только мама (папа), о каком личном мнении может идти речь? Он поймет, что гораздо проще брать готовое решение и тупо следовать инструкциям.
Фото GettyImages
5. Дайте побыть главным.
Позвольте малышу «врубить босса» и решить что-то за всю семью. В данном случае мы, конечно, не говорим о каких-то серьезных вопросах или проблемах. Здесь речь идет о таких вещах, как, например, совместная прогулка. Пусть ребенок выберет, куда вы отправитесь всей семьей в выходные. Так малыш почувствует, что его мнение действительно ценят и учитывают.
6. Беседовать с ребенком на равных – без сарказма и иронии.
В зависимости от того, как вы говорите с ребенком, когда он делится с вами своими мыслями, о чем-то рассказывает, зависит, захочет ли он и дальше это делать. Возможно, вам кажутся его переживания глупыми, но ни в коем случае не насмехайтесь над ними. Также психологи советуют не похлопывать ребенка по голове или по плечу, для детей все это – выраженное пренебрежение. Как собаку по загривку потрепать.
Зачем все это надо? Затем, чтобы не попасть под дурное влияние в будущем. Ведь если ребенок понимает, что его мнение не пустой звук, значит, он сможет это самое мнение потом отстаивать. И неважно, где это будет: в общении со сверстниками, в школьной дискуссии или на работе. И главное – малыш не будет ведомым, слепо следуя чьему-то примеру.
Дорогие коллеги!
Предоставляю вам на суд некоторые размышления о детях-лидерах и детях-ведомых. Как всегда, мне важны ваши мнения.
Дети-лидеры
Некоторые дети - лидеры с рождения. Они не ждут воздействий и не подчиняются им, они сами влияют на родителей и сверстников, ведя свою линию и подчиняя себе окружающих. Дети-лидеры знают, что они хотят, они не ждут, пока им кто-то - взрослые или другие дети - скажут, что те хотят от них, дети-лидеры сразу заявляют о своих желаниях и своих ожиданиях. Дети-лидеры делают окружающих вокруг них - ведомыми.
Не очевидно, что перспективы ребенка-лидера самые радужные. Во-первых, у ребенка-лидера часты конфликты с родителями на почве борьбы за власть. Во-вторых, если ребенок-лидер не подчиняется умным взрослым, это затрудняет его приобщение к культуре. Он может остаться активным диким волчонком, имеющим проблемы во взрослой жизни.
Дети-лидеры изначально воспринимают всерьез только тех, кто равен им по силе либо превосходит их. Впрочем, иногда их можно поймать на манипуляции, сыграв на их желании проявить себя уже большим и взрослым: "Помоги мне, маленькой и слабой!"
Какие парные черты характера обычно присущи детям-лидерам
Прямой жесткой связи: ребенок-лидер значит - нет. Лидер может быть простодушным, а ведомый - лукавым. При этом несколько чаще дети-лидеры все-таки чаще проявляют себя манипуляторами: активности и смелости у них больше, манипулировать выгодно, а нравственные ориентиры к детям приходят позже.
Не очевидно, что перспективы ребенка-ведомого непременно печальные, они просто во многом зависят от того, какого их окружение. Если на них влияют ленивые и недалекие родители, ребенок усваивает их надалекие ценности. Если такого ребенка включают в свою компанию хулиганствующие сверстники, он ведется за ними. Если родители обучают ведомого ребенка самостоятельности и ответственности, он усваивает это и становится самостоятельным, ответственным и культурно развитым человеком. См.→
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности . Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
Самостоятельность нужно предоставлять дозированно, чтобы с каждой порцией самостоятельности ребенок мог справиться. И обеспечив условия, чтобы ребенок в трудной для него ситуации не пошел по психологических защит, выработки позиции Жертвы.
Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания . Ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям, а потом передают руководство собой в его собственные руки.
Кажется, что именно такие механизмы формирования волевых качеств имел в виду Лев Семенович Выгодский, когда формулировал закон формирования высших психических функций: "Всякая высшая психическая функция появляется на сцене жизненного развития человека дважды: сперва как функция внешняя, социальная, как функция интерпсихическая, потом – как функция внутренняя, регулятивная, как внутренний способ мышления ребенка". Вначале ВПФ разделена между ребенком и взрослым, а после этого овнутряется, осуществляется ребенком самостоятельно. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом начинает командовать собой сам.
Аналогично, по выводам А.Н. Леонтьева, "генетически произвольные действия возникают... скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям".
Леонтьев любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» - «Пить очень хочется».- «Поди, напейся».- «Идти не хочется». Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие»,- отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей». Тот выпил и успокоился.
Если офицер добьется, что денщик будет слушаться его беспрекословно, то ему достаточно будет дать команду: "Не ленись, проявляй активность и самостоятельность!" - и денщик изменит свой стиль поведения. Возможно, и на всю жизнь.
Что делать, если подросток попал в плохую компанию? Родители, узнав об этом, сразу пытаются вытянуть свое нерадивое дитя из этого «сборища плохих ребят, у которых нет ни воспитания, ни достойных интересов, ни целей в жизни». Однако не стоит сразу обвинять чужих детей в «неправильности». Ведь их родители могут точно также думать про вашего ребенка, мол, это именно он дурно влияет на других.
На самом деле, дети сами выбирают то окружение, в котором чувствуют себя комфортно и безопасно. Это их выбор! И, только призвав мудрость и терпение на помощь, можно повлиять на этот выбор. А если в качестве наказания будут использоваться такие популярные способы, как забрать телефон, отключить интернет, запереть дома, это делу не поможет. И даже усугубит ситуацию, в которой мама станет злейшим врагом. Ведь мало того, что она сама не дает достаточно любви, ласки, внимания, так еще и лишает тех средств, которые помогают подростку развлекать себя самостоятельно, спасаясь от одиночества.
Причины, по которым ребенок связывается с плохой компанией:
- поиск людей, которые будут уважать и принимать его таким, каков он есть, без нравоучений и укоров;
- стремление быть «как все» (в данном возрасте дети хотят принадлежать к какому-то коллективу, чтобы не чувствовать себя одиночками и изгоями. А потому пробовать сигареты, наркотики, спиртное они начинают не потому, что считают это правильным, а просто за компанию, как все);
- необходимость чувствовать себя частью общества, коллектива, высказывать свое мнение, завоевывать авторитет и уважение, налаживать контакты;
- побег от одиночества и эмоциональной холодности, которые имеют место быть дома, в семье;
- поиск авторитета, у которого можно научиться новому;
- протест и желание делать назло, просто чтобы не подчиниться и показать свою независимость и самостоятельность;
- стремление быть популярным, причем, в данном возрасте популярность воспринимается так, что даже если о тебе говорят плохо - это лучше, чем совсем не говорят и не обращают внимание.
Важной причиной того, что тинейджеры объединяются в плохие компании, является то, что они чувствуют проблемы друг друга, понимают и поддерживают, как умеют. К сожалению, это не их вина, что необходимую поддержку и понимание они не могут получить в семье… Родители, в лучшем случае, прививают лишь формальные ценности: нужно быть опрятным, хорошо учиться и уступать место старшим. А качественного общения и доступных объяснений того, «что такое хорошо, и что такое плохо», в этих семьях нет.
А потому, если дети выбирают компанию, в которой «круто» не заниматься спортом, а бездельничать, курить, ругаться матом, значит, виноваты не они, а родители, которые не заложили правильные жизненные ценности в сознание и не объяснили, что значит «быть крутым».
Признаки, которые должны насторожить родителей:
- Появление «странных и неправильных» друзей в окружении тинейджера.
- Запертая комната и строгое ограничение доступа родителей в свое личное пространство.
- Прогулы в школе, а также пропуски кружков, секций. Часто родители, отправляя ребенка на занятия, даже не подозревают, что он идет совершенно в другое место, например, на встречу со своими новыми друзьями.
- Пропажа вещей и денег из дома. Причем кражу может совершать не ваш ребенок, а кто-то из тех, кого он привел в дом во время отсутствия родителей.
- Странные изменения во внешнем облике.
- Жалобы со стороны соседей, учителей.
- Возникшая из ниоткуда страсть к тяжелой музыке, песням с нецензурными словами.
- Плохое настроение, подавленность, плаксивость и чрезмерная раздражительность.
- Напряжение в общении с родителями, грубость, молчаливость, замкнутость.
- Неуверенность в себе (порой подросток сам понимает, что компания, с которой он связался, плохая, и что он начинает совершать неправильные поступки. А потому сам сомневается, стоит ли продолжать общение с новыми людьми).
- Навязчивое желание проводить много времени вне дома.
- Запах табака, алкоголя, неадекватное поведение, характерное для людей, употребляющих наркотики…
Что делать:
- Первым делом нужно осознать, что подросток идет в дурную компанию самостоятельно, без принуждения, следуя своим желаниям. Значит, и выйти оттуда он должен сам, руководствуясь собственными мотивами. А родители должны так изменить обстановку дома и взаимоотношения с тинейджером, чтобы ему больше не хотелось искать понимания и поддержки вне семьи.
- Главное правило воспитания - использование в разговорах «я-сообщений». Это значит, что вместо фраз «Ты поступил неправильно», «Чего ты молчишь все время как рыба!» нужно говорить: «Я сильно переживаю, когда ты так делаешь», «Я тебя люблю и хотела бы, чтоб мы больше разговаривали о том, что тебя волнует».
- Чтобы беседы проходили продуктивно, выбирайте правильно время и место. Если только что произошел конфликт или кто-то из вас просто не в духе, подождите, пока успокоитесь. Убедитесь, что не сорвётесь и не перейдете на обвинения и оскорбления, если что-то пойдет не так вовремя беседы.
- Подростки очень хотят, чтобы их уважали, замечали, считали крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет. Круто уметь рисовать обалденные картины, работать в фотошопе, свободно говорить на иностранном языке, делать классные танцевальные движения, завоевать медаль в каком-то виде спорта и т.д. Вот это несомненно вызовет «Вау!» со стороны сверстников, потому что они так не могут. А сделать затяжку или сказать нецензурное слово - это каждый может…, у кого есть рот.
- Хвалите и восхищайтесь школьником. Ему так это нужно! Дети сами зачастую очень хотели бы рассказать родным о том, что их тревожит, но страх быть непонятыми и осмеянными заставляет их делиться новостями не с родителями, а с друзьями, которые точно не будут критиковать и учить жизни.
- Будьте сами наглядным примером и носителем тех ценностей, которые пытаетесь привить подростку. Ведь никто не будет прислушиваться к человеку, который говорит о вреде курения, но при этом сам курит.
- Разрешите пригласить в гости новых друзей подростка из дурной компании и незаметно понаблюдайте за ними. Может быть, все не так страшно, как вы себе придумали, и это обычные дети. А, может, еще обнаружится, что как раз ваш ребенок является “заводилой”.
- Не бойтесь делиться с сыном или дочерью своими чувствами, переживаниями. Не стесняйтесь первыми просить прощение после ссор, показывать слезы, если вас действительно очень ранит грубость и поведение ребенка. (Читайте про причины детских обид на родителей ).
- Ненавязчиво расскажите, к чему могут привезти пагубные привычки, на реальных примерах из жизни знакомых или незнакомых людей. Можно посмотреть вместе художественные и документальные фильмы, иллюстрирующие последствия связи с плохой компанией, о вреде курения и наркотиков. Здесь важно не просто запрещать, а сделать так, чтобы у подростка сформировалось правильное отношение к тем вещам, которые могут искалечить ему жизнь.
- Учитесь договариваться, чтобы взрослеющий человек понимал, что с ним советуются, считаются, а не приказывают в форме ультиматума.
- Проводите больше времени вместе, находите на это и энергию, и хотя бы полчаса-час в день. Не отчаивайтесь, если первые попытки будут выглядеть нелепо и будут отвергнуты отпрыском.
- Старайтесь подружиться, делая все, что делают настоящие друзья: ходите в кафе, гуляйте, спрашивайте совета, делитесь секретами, выслушивайте, не обзывайте, не критикуйте и помогайте во всем делом и словом.
- Поднимайте самооценку ребенка, потому что ведомыми обычно становятся именно дети с заниженной самооценкой , которые не могут отстоять свою точку зрения и чрезмерно зависят от чужого мнения.
- Обнимайте ежедневно и не стесняйтесь говорить ласковые слова, проявляйте заботу и тепло.
- Помогите тинейджеру найти альтернативную компанию, например, в тренажерном зале, клубе скаутов, творческих кружках. Пусть он сам увидит разницу в жизненных ценностях между «хорошими» и «плохими» ребятами. Ведь часто ребенок попадает в плохую компанию только потому, что не смог найти себе хорошую !
- Проверяйте соцсети, мобильный телефон своего чада, чтобы знать, с кем он общается, чем живет и по поводу чего волнуется. Умело управляйте полученной информацией в разговорах, направляя ход мыслей в правильное русло. В идеале, это нужно делать тайком, ведь все мы знаем, что лазить по чужим телефонам - это нехорошо. Но в данном случае как раз этот запретный прием может оказаться единственной возможностью узнать правду и, вовремя забив тревогу, уберечь подростка от опрометчивых шагов, способных сломать ему жизнь.
- Если тинейджер начинает носить неподобающую одежду и пробовать «боевой окрас», не язвите и не бросайте едкие комментарии, а покажите другие примеры, посмотрите вместе модные журналы, купите стильную одежду наподобие той, что найдете в журналах, попросите сына или дочь помочь составить гардероб для вас.
- Иногда полезно просто немного подождать, и ситуация сама собой «рассосется». Если ваше чадо правильно воспитывалось и в нем заложены правильные жизненные ценности, то через какое-то время подросток сам разочаруется в новых друзьях и оставит плохую компанию самостоятельно, осознав, что у них с ним слишком разные интересы и мировоззрение.
- Помните, чего нельзя делать, чтобы не усугубить ситуацию:
- Скандалить,
- Бить,
- Устраивать показательные обыски,
- Закатывать истерики,
- Ставить ультиматумы,
- Безапелляционно запрещать (запретный плод сладок),
- Угрожать,
- Насильно тянуть к психологу (узнайте, когда ребенку нужна помощь психолога ),
- Длительно держать под домашним арестом,
- Лишать телефона, интернета (хотя, если боретесь с интернет зависимостью , то, этот способ наказания будет во благо).
20. Вместо строгих наказаний и криков лучше чаще задавайте себе вопрос: какой я родитель, на какие темы я говорю со своим сыном или дочерью? Скорее всего, это лишь формальное: «Как дела? Ты сделал(а) уроки? Ты поел(а)?” А внутреннее состояние взрослеющего человечка, его отношения с друзьями, противоположным полом, учителями остаются без внимания…
Многим родителям кажется, что если их дети обуты, сыты и имеют крышу над головой, то их родительская миссия выполнена. Конечно, покупать одежду, кормить, оплачивать кружки и репетиторов - это хорошо, но явно недостаточно, чтобы уберечь подростка от плохих компаний, в которых он ищет недостающее понимание и внимание к себе, как личности.
Если вы знаете действенные способы справиться с данной проблемой, поделитесь в комментариях. Может быть, именно ваш совет поможет кому-то свернуть с неправильного пути на правильный!
Ведомый малыш. Как родителям не допустить этого? Если родители не дают ребенку свободу, все решения принимают за него сами, у них нет доверия к его природной способности из чего либо извлекать выгоду, как из ошибок, так и из проб, его развитие замыкают только вокруг себя, самое безопасное для ребенка – это только они сами, и их советы и инструкции только самые правильные, то ребенок ведомый живет и вырастает с такой позицией.
Ребенок ведомый — что делать, как исправить?
Ребенок ведомый — что делать, как исправить
Дружбой считается союз двух или более людей, у которых имеются какие либо схожие интересы и увлечения, или наоборот, союз противоположных людей, которые способны дополнять чем то друг друга.
Примерно в четырехлетнем возрасте, ребенок уже пробует сотрудничать и распределять роли и задачи в играх. К пяти-шести годам малыш еще не стремится к самоутверждению.
В таком возрасте другое является важным, то есть какое-то общее дело, и не важно, будет это простая беседа или игра. Главное быть вместе с карапузом.
Именно сейчас появляется новое чувство сделать что-то для друга, стремление к партнерству. А мы взрослые прекрасно знаем, что за пределами дома не все так красочно, малышу там встретятся и огорчения, и даже разочарования.
Дружба ни в коем случае не может быть потребительской, ведь ее основой является взаимовыручка, от дружбы должны получать пользу все, а не только одна сторона. Один из друзей не должен быть всегда в роли палочки-выручалочки, настоящий друг не будет молчать, если его товарищ намерен совершить что-то плохое или большую ошибку.
Если ваш малыш в коллективе не занимает лидирующие позиции, он ценный член группы, так как у него есть свое мнение и есть свой взгляд на происходящее. Так и лидер может показывать направление и хорошее, и плохое.
Когда ребенок ведомый — он пытается найти свое место в группе сверстников, он старается соответствовать группе, но так как он живет в сильном подчинении своих мамы и папы, то и в группе он будет занимать место подчиненного.
Другие дети, увы, способны очень быстро распознать безотказного ребенка и использовать в своих выгодах.
Например, в садике такой ребенок будет делать те задания, которые никому не хочется, на детской площадке играть в роли, которые другим не нравятся. При возникновении конфликтной ситуации, таким ребенком станут помыкать и он будет поддерживать сторону сильнейшего, несмотря на то, что правда может быть на другой стороне.
Как ребенка научить негативный пример отличать от положительного? Ребенок ведомый — нужно постараться научить мыслить независимо от происходящего и навязчивого извне.
Для этого он должен – первое: уметь ставить свои цели, достигать задач, которые наметил, верить в собственные силы, уметь сказать нет тому, который пытается увести его в сторону. Второе – давать себе здоровую и реальную оценку.
Как помочь ребенку выработать лидерские качества или просто стать личностью?
До лидера ваш Ребенок ведомый далек? Не стоит огорчаться, ведь как бы ни был мягок ваш малыш, впечатлителен и нежен, выработка качеств лидера, ему пойдет только на пользу. Главное только не перестарайтесь, не нужно силой делать из малыша того, кем он не является, кем никогда стать не сможет, а главное – не хочет!
Ребенку следует давать как можно больше свободы, пусть у него копится опыт решения разных задач и трудностей мелких. Через них ребенок обучается многим навыкам, которые в нем сформируют уверенность и осознание собственного Я (“я знаю, как это делается”).
Если вы живете в частном доме, можно купить детскую площадку и обустроить двор для игры, приглашать детей играть к вашему «хозяину положения». Для родителей детей, живущих в высотных домах предлагаем заказать детскую площадку не дорого, собрав деньги со всего большого двора!
Позволяйте ребенку приглашать к себе в гости много разных друзей, среди них, когда-нибудь найдется для вашего ребенка родная душа, верный приятель.
Учите ребенка искать отличия в мыслях и поступках разных персонажей, герои — какие они (мужество, зависть, преданность, злость), как относиться к ним и как на них реагировать. Делайте акцент на то, какие друзья настоящие, а какие лживые. Когда читаете, иногда отвлекайтесь и спрашивайте, например: “как тебе Снежная Королева? Почему Герда ищет своего маленького братика?”
Чтобы Ребенок ведомый справился со своей нерешительностью и неуверенностью, составьте несколько ситуаций, в которых нужно мужество и твердость, и несколько раз их проиграйте.
Ребенка нужно натренировать на тех моментах, где он сталкивается с агрессией в свой адрес, где его принуждают совершить что-то плохое и на что-либо закрыть глаза. Вот некоторые возможные ситуации: Тебе советуют перебежать дорогу в опасном месте. Объясни свою позицию по этому поводу. Или: твой друг обижает девочку или младшего по возрасту ребенка. Останови его.
С ребенком нужно вместе мечтать. Воображайте, как вы гуляете по сказочному лесу и спасаете маленького зайчика от серого волка, а потом помогаете найти ему свою семью. Представляйте, как вы находитесь в космосе или на дне океана, пытаетесь бороться с жаждой, идя по знойной пустыне и так далее. Нужно чаще использовать позитивные ассоциации: “представь себя сильным”, “представь себя на сказочном коне”.
Ребенку нужно рассказывать, что люди все разные, у всех свои мнения и предпочтения, что нравится всем, просто невозможно. Но мы всегда можем быть честными перед собой и перед людьми. Ребенка учите правильно выражать свое отношение к сверстникам, хорошее оно или плохое, и даже отказываться от того, что неприемлемо для него. Говорить с убежденностью, смотря обидчику прямо в глаза.
Ребенка не нужно ругать и наказывать за неудачи и промахи. Пусть ошибка будет ценным уроком, а не чувством вины.
Родителям нужно научить ребенка начатое дело всегда довести до конца. Предложите ему свою помощь, если у него что-то не получается.
Научить ребенка над собой уметь смеяться, способны только родители те, которые умеют смеяться над собой и которые бережно относятся к личности своих малышей.
Можно поиграть в толстых теть, нарядиться клоунами или лохматыми дядями и дождитесь, когда ребенок сам захочет принять участие в этой игре. Когда ребенок, который в себе не уверен, скажет вам: “я смешной, посмотри на меня” — то вы победили!
Родители должны приветствовать любые начинания своего ребенка, поддерживать все хобби и увлечения. Пусть даже они меняются на дню по несколько раз, но они обогащают мировоззрение ребенка, помогают ему в дальнейшем самоопределении.
Как научить ребенка доверять себе?
Прежде чем сказать свое слово и другим помочь принимать себя и понять, нужно для начала самому правильно оценить свою личность и индивидуальность. Ребенок должен понять свою ценность и не продавать ее за дешево.
Помочь в этом ребенку может . Дайте ребенку почувствовать то, что не нужно делать что то специально, чтобы он смог почувствовать вашу любовь. Пусть ребенок будет уверен в том, что вы его любите очень сильно, и это не зависит от того, красив ли он или нет, успешен или не совсем. Наши негативные оценки, лежат в основе комплексов детей.
Родителям нужно признавать за ребенком право на собственное мнение. Только тот человек, который имеет выбор, способен нести ответственность за выбранное им решение.
А если ребенок ведомый сделал не правильный шаг? Ни в коем случае не говорите: “я же говорила тебе, предупреждала”, эти слова как бы подразумевают удовлетворение произошедшим неуспехом. Лучше сказать: “да, вышло не совсем так, как ты думал. Но нужно подумать, как все можно поправить”.
Ребенок ведомый учится сам принимать решения и иногда допускает в них ошибки, но главное – что он сам их будет учиться исправлять, и дальше станет лучше, он не перестанет пробовать и не станет последствий. А это первый шаг к тому, чтобы появилась ответственность за свою жизнь.
Родителям нужно признавать успехи ребенка, даже если они ожидали от него намного больше. Нужно акцент делать на достижения, а на неудачах зацикливаться не стоит.
Родителям нужно интересоваться у ребенка нравится ли ему то, как они его называют. Ведь мама и папа очень часто даже и не подозревают, что своим на взгляд “безобидным” прозвищем, могут понизить самооценку ребенка.
Нужно всегда стараться негативные мысли поменять на позитивные. Однажды ребенок пришел с прогулки расстроенным, недовольным тем, что плохо рассказал стишок, или что-то сломал, потерял или испачкал – не ругайте его. Не все художники хорошо поют, не все историки знают математику. Попробуйте ребенку и здесь оказать поддержку с радостью в голосе: “Не можешь обогнать? Зато как хорошо прыгаешь!” “Не все же должны быть футболистами, кто-то и художником должен быть!”
Ребенку обязательно нужно говорить слова похвалы, и не просто “молодец”, а “какое красивое дерево нарисовал, умница” или “как ловко кидаешь мячик”. Ребенок ведомый должен понимать, что вся родительская похвала дается за какие-либо достижения и она намного ценнее простого слова “умница”.
Придумывайте положительные установки на совершение какого либо дела и для себя, и для ребенка. Например: “я самый смелый”, “я самый добрый”. В конце дня можно проговорить те дела, при помощи которых вы доказали свою доброту и смелость.
Можно поиграть в такую игру: “я немного хвалюсь, но не значит, что я зазнаюсь”. Когда что-то ребенок делает пусть произносит новые псевдонимы: “я самый искусный художник” или “ я самый меткий мячикобросатель”.
Своему Ребенка нужно учить тому, чтобы он не боялся делать какие-то начинания. Например, боится залезть на детскую лесенку? “Мы можем сегодня подняться на одну только ступеньку и просто постоять, а завтра поднимемся еще на одну.
Позволяйте ребенку расти и учится чему-то учитывая его умственные, физические и даже эмоциональные возможности. Перед ребенком ставьте почаще любые выполнимые задачи, которые непременно будут успешные. Тогда ребенок поверит в свои силы, в себя и станет пробовать больше.
Ребенка нужно всегда внимательно слушать. Для мамы и папы это большой труд, чтобы оторваться от телевизора или работы по дому. Зачем нужно это? Затем, что при общении, люди смотрят в глаза друг другу, пытаются понять мысли собеседника, мотивы и чувства.
Вспомните также свой детский опыт. Ваши личные жизненные примеры и истории станут для ребенка бесценным опытом.
Ребенок ведомый — вполне исправим!
Мой сын в группе своих друзей, к сожалению, ведомый. Я очень боюсь, что, повзрослев, он попадет под влияние «дурной компании». Как развить в ребенке чувство лидерства?
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОтвечает Злата Грайбер
Далеко не каждый ребенок, который был ведомым в группе сверстников, попадает в дурную компанию. Эти вещи вообще друг с другом не связаны. И лучше быть «ведомым» в хорошей компании, чем лидером в плохой. Станет ваш сын лидером или нет — зависит от того, какие возможности были ему даны Творцом и родителями. Если у него есть склонность к лидерству и его не забили властные родители — у него все шансы стать лидером. А уж он впоследствии сам решит, кем и каким ему быть.
Если же Вы имеете в виду бесхарактерность, готовность подчиниться любому и каждому, кто начнет отдавать приказы, то это совсем другая проблема. Она называется «низкая самооценка», которая влечет за собой нежелание брать на себя ответственность.
Когда ребенок относится к себе как к существу малоценному, слабому, глупому и неуспешному, он с готовностью подчинится любому руководству, даже очень низкого качества. Именно поэтому советская власть (как и многие другие власти) вкладывала столько сил в унижение и растаптывание человеческой личности. Баранами управлять просто. Людьми — сложно.
Поэтому самый верный способ научить лидерству — повысить самооценку ребенка. Это дело небыстрое, и относиться к нему надо серьезно и ответственно, ибо самооценка — фундамент всей жизни человека.
Прежде всего, к ребенку нужно относиться так, чтобы он понимал и ЧУВСТВОВАЛ, что его любят (см. «языки любви»). Его нужно много хвалить: по поводу и без повода. Советское воспитание гласило, что хвалить не нужно, ну разве что за подвиг, а нужно побольше указывать, что еще не сделано. Это, якобы, помогает человеку стать лучше. А если он просто хорошо себя ведет — так не за что хвалить, так и должно быть. Истинные цели такой идеологии — см. двумя абзацами выше. Забитые люди автоматически становятся ведомыми.
Проверьте — почему вашему сыну невыгодно быть лидером? Как относитесь вы, его родители, к проявлению его лидерских качеств? К нежеланию подчиняться указаниям, например? К стремлению поступить так, как он считает правильным? В ответах на эти вопросы вы можете найти ответ и на ваш первый вопрос…
Хвалите сына, замечайте любой его успех, даже самый маленький и незначительный. Убеждайте его в том, что он умный, сильный, замечательный, талантливый. Поддерживайте, когда ему трудно. Основное свойство лидера — подниматься после падений. Чтобы этому научить, необходимо понимание и терпение, нельзя торопить его «подниматься». Научитесь критиковать, не обижая, и снизить количество указаний в его адрес. Тогда у него будет возможность научиться уважать себя и развиваться как личность.
И даже если он решит не становиться лидером в своей компании, он будет лидером своей жизни, человеком, который обладает принципами, умеет ставить и достигать цели, самостоятельно принимает решения и по праву пользуется уважением окружающих.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
ВКонтакте
Одноклассники
Материалы по теме
Сыночку 2,6. Он бросает игрушки, не собирает, кричит, плюется дома, а сегодня плюнул на детей в парке...
Ципора Харитан
Сын 5.5 лет часто трогает свои гениталии. Что делать и как реагировать?
Ципора Харитан
Мальчики трогают себя, пока не женятся?