Подготовка к школе - развивающие игры для детей. Развивающие игры для подготовки ребенка к школе Подготовка к школе игры детям 7 лет

Начало школьной жизни знаменует собой важный поворотный момент для большинства детей и родителей.

Примерно тогда на флаг выходит смена основного вида деятельности, от игровой к учебной.

Каждый ребенок должен сделать переход от «живу играя», к этапу жизни «читать, чтобы узнать» Это гигантский скачок!

И для детей это может быть трудное время. Благодаря нижепредставленной подборке полезных и развивающих игр, вы поможете ребенку с легкостью в игровую деятельность интегрировать учебные навыки, и тем самым помочь ребенку адаптироваться к школьному этапу.

Развивающие игры, в которые можно играть на прогулке

Игра «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом, первый из них иголочка — бегает, меняя направление движения. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Цель этой игры важна для детей, имеющих трудности в общении, замкнутых, стеснительных. Лучше их ставить первыми.

Игра «Обезьянка в магазине зеркал»

Взрослый, а затем ребенок, показывает движения, которые за ним в точности должны повторять игроки.

На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог исполнить эту роль.

Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре)

Цель игры — развитие внимания и управление своим состоянием

Игра: «Угадай, какой предмет я рисую по воздуху».

Дети представляют, что у ведущего кусочек мела, который как бы по воздуху рисует, например, апельсин. Задача детей повторить это движение и придумать что-нибудь свое.

Цель игры — развитие внимания и главного навыка учебной деятельности — следить и повторять

Игра «Бумажный футбол»

Цель игры «Бумажный футбол» — развитие настойчивости, доведения до результата, развитие целеустремленности

Игра «Муха»

Цель игры — развитие координации, оринтации право-лево (необходимо для того, чтобы ребенок ориентировался на листе бумаги)

Развивающие игры, в которые можно играть дома

Игра «Игровой стрейчинг».

Игра, в которой используется в качестве материала лист с напечатанным текстом.

Задача ребенка игры найти букву «А» и обвести ее карандашом или букву «О» и подчеркнуть ее. Кто больше найдет, тот победил (взрослый тоже может соревноваться)

Цель игры — развитие внимания, навыка концентрации внимания, умения слышать, слушать и точно выполнять поставленную задачу

Игра «Велотренажер»

Цель игры — развитие логических навыков, увеличение активного словарного запаса

Игра на развитие памяти «Коробочка»

Для игры нужна коробка с разными игрушками, ребенку показывают по одной игрушке, а потом прячут обратно в коробку, задача ребенка запомнить и воспроизвести в устной форме те игрушки, которые находятся в коробке.

Цель игры — развитие зрительной и слуховой памяти ребенка

Игра «Ищем ошибки».

Ребенку читается рассказ. Дети внимательно должны следить за речью. Если услышат путаницу или то, чего не может быть, — потопать ногами, а затем объяснить, почему они прервали рассказ и исправить ошибку.

Например: Рассказ с нелепостями

Собралась я как-то в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя Кошка что-то увидела. Под елкой сидел Рыжий заяц.

Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать, прыгнул на ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА.

Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции, я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Цель игры — развитие навыка фокусировки на поставленной задаче

Игра «Рисовалка»

Цель игры — ориентация на листе бумаги, умение удерживать в голове поставленную задачу, навык общения

Игра «Что с чем делают?»

Песок сыплют, а воду…
Пироги пекут, а суп…
Цветы водой поливают, а огонь…
Сок можно разлить, а горох…
Траву косят, а волосы…
Книги читают, а песни…
Стол накрывают, а постель…

Игра «Настроение»

Создается цветопись настроения.

Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый член семьи рисует свое настроение в виде полоски, пятна, облачка, в итоге получается настоящее произведение искусства!

Цель игры — научить ребенка выражать свои эмоции и чувства, не замыкаться в себе, эмпатия

Развивающие игры, в которые можно играть в транспорте (в дороге, в поезде, в машине)

Игра «Школа улыбок»

— Когда люди улыбаются?
— Какие бывают улыбки?
— Попробуйте их показать.
— Нарисуйте улыбающегося человека.
— Улыбающийся человек – какой он?

Цель игры — развитие связной речи, умение ребенка рассуждать на поставленную тему. Не бояться выносить предположения и высказывать свое мнение

Игра «К сожалению — к счастью»

Цель игры — развитие связной речи, умение найти в любой сложной ситуации выход, развитие позитивного мышления

Игра «Как ты думаешь?»

Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Чем отличается старый человек от молодого?
Какого человека называют добрым?
Какого человека называют другом?
Что значит помогать кому-то?
Что значит заботиться о ком-то?
Что значит жалеть кого-то?

Цель игры — развитие связной речи

Игра «Продолжи фразы»

Если в комнату принесли кусочек льда, то…
Мальчик весело смеялся, потому что…
Если зимой будет сильный мороз, то…
Если взлететь высоко, как птица, то…
Девочка стояла и плакала, потому что…
Когда наступает день рождения, то…
Если весь снег растает, то…
В комнате погас свет, потому что…

Цель игры — развитие навыка установления причинно-следственных связей, необходимый для обучения в школе

Развивающая игра «Кружочки»

Цель игры — развитие воображения ребенка, творческих способностей, креативности

Подготовить ребенка к школе всего за 20 дней можно в программе «К школе готов»

Краткое содержание: Игры онлайн: развитие внимания, развитие речи, подготовка к школе, букварь онлайн, занимательная математика.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому в этом возрасте все обучение лучше проводить в игровой форме. Обучающий момент можно внести в любую игру, например, устраивая куклам чаепитие, заодно подсчитать, сколько надо чашек, сколько пластилиновых пирожков и т.д. Между тем, существуют и специальные развивающие игры, направленные на тренировку памяти, внимания, развитие мышления, речи, обучение чтению и математике. В связи с тем что в современную жизнь повсеместно внедряются компьютерные технологии, большой популярностью у современных детей пользуются развивающие игры онлайн. Благодаря существованию детских развивающих игр онлайн, ребенок проводит время за компьютером не только с удовольствием, но и с пользой.

В этой статье мы хотим познакомить вас с лучшим в русскоязычном интернете сайтом с развивающими играми для детей онлайн - Games-for-Kids.ru На этом замечательном сайте вы найдете следующие разделы:

1. Развивающие игры. Развитие внимания

В этом разделе собраны разнообразные игры для развития внимания у детей: лабиринты, задания на поиск двух одинаковых картинок, упражнения на поиск и дорисовку недостающих деталей изображения, игры на поиск предмета по его тени и многое другое.

Перейти в раздел "Развитие внимания. Детские развивающие игры онлайн" >>>>

2. Развивающие игры для детей. Развитие речи

3. Развивающие игры онлайн. Подготовка к школе

Ищите игры для подготовки ребенка к школе? В разделе "Комплексная программа занятий для подготовки к школе" собрано большое количество разнообразных развивающих игр для подготовки к школе, разбитых для удобства на уроки. Каждый урок включает в себя задания на:

Развитие мышления

Развитие памяти

Занимательные уроки от сайта Games-for-Kids.ru помогут родителям и педагогам в игровой форме подготовить детей к школе.

Перейти в раздел "Подготовка к школе. Развивающие игры онлайн бесплатно" >>>>

4. Игры бесплатно развивающие. Букварь онлайн

"Букварь онлайн" - это не просто азбука в картинках, это целый комплекс упражнений, направленный на изучение букв и обучение чтению слогов. Изучив первые четыре буквы (А,У,М,С), ребенок параллельно с повторением пройденных букв, знакомится со слогами и выполняет упражнения на чтение слогов. Изучение каждой отдельной буквы алфавита состоит из 5 упражнений.

5. Развивающие игры для детей онлайн. Занимательная математика

Здесь вы найдете развивающие игры онлайн на обучение счету, знакомство с цифрами и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста. Приведем для ознакомления скриншоты некоторых заданий:

Перейти в раздел "Обучение математике. Развивающие игры онлайн" >>>>

6. Развивающие игры для малышей

Этот раздел сайта создан специально для деток, которые только начинают свое знакомство с компьютером. В нём вы найдете самые простые онлайн игры для детей 2-4 лет, направленные на развитие мышления, речи, знаний о мире, памяти и внимания. Их отличает простой, понятный интерфейс; яркое, красочное оформление и элементарные задания, подходящие для детей от 2 до 4 лет. Здесь собраны игры, помогающие малышам усвоить такие сложные понятия, как "один – много", "выше – ниже", "меньше – больше" и т.д.; игры на счет, изучение цвета, формы и размера. Ребенку, которому скоро исполнится или уже исполнилось 3 года, понравится решать несложные задачки, а если возникнут трудности, обязательно помогите малышу справиться с заданием.

Перейти в раздел "Развивающие игры для малышей" >>>>

7. Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 лет)

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru .

Перейти в раздел "Логопедические занятия для малышей онлайн" >>>>

8. Игры на развитие воображения и творческого мышления

Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Этот раздел сайта Games-for-Kids.ru создан специально в помощь тем родителям, которые задумываются о будущем своих детей и понимают важность развития у ребенка воображения и творческого мышления.

Перейти в раздел "Игры на развитие воображения и творческого мышления " >>>>

9. Подготовка руки к письму. Прописи для дошкольников

В этом разделе мы публикуем прописи для дошкольников. Занятия по прописям являются непременной частью программы по подготовке руки к письму. Вы можете скачать и распечатать прописи для детей прямо с нашего сайта. Выберите понравившееся вам задание, кликните на картинку, распечатайте бланк с прописями. Наши прописи рассчитаны на детей дошкольного возраста. Игровая подача и разнообразие материала сделают занятия по подготовке руки к письму и развитию мелкой моторики интересными для ребенка.

Материал подготовила: Анна Пономаренко

Юлия Шутова
Развивающие игры для подготовки детей к школе

Данные игры я рекомендую на родительских собраниях в подготовительной группе , чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые качества своих детей в повседневной жизни (в транспорте, очереди, по дороге в детский сад)

«Закончи предложение»

Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу) .

Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку) . Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают) . Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей) .

У дерева всегда есть. (тень, ствол) .

Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе) .

Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов) .

«Найди лишнее слово»

Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ - машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.

Книга, газета, журнал, чашка.

Идти, бежать, стоять, стол.

Чашка, миска, вода, кастрюля.

Дерево, книга, кустарник, трава.

Дом, карандаш, хижина, шалаш.

Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.

Велосипед, машина, дом, поезд.

Старик, ребенок, корова, подросток.

Корова, волк, заяц, лиса.

Рыба, акула, ручка, кошка.

Петух, курица, соловей,

Щука, медведь, окунь, карась.

«Определите взаимосвязь слов»

Дается пара слов : одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова - теленок, кошка. (котенок, потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.

Темный - светлый, мокрый -. (сырой, пасмурный, сухой) .

Папа - мама, бык -. (коза, корова, овца) .

Мебель - стол, посуда -. (машина, чашка, яблоко) .

Круг - шар, квадрат -. (тело, куб, четырехугольник) .

Животное - лев, пища -. (обед, кухня, хлеб) .

Яблоко - апельсин, пальто -. (стол, куртка, клюшка) .

Молния - гром, туча -. (солнце, земля, дождь) .

Врач - больной, продавец -. (маляр, покупатель, универмаг) .

Строитель - дом, художник -. (картина, ручки, краски) .

«Объединяющее понятие»

Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами) .

Пример : ель, дуб - (деревья) .

Лимон, апельсин - (фрукты)

Суп, чай -. (пища)

Стол, стул - … (мебель)

Ложка, вилка -… (посуда)

Корова, кошка - … (домашние животные)

Ручка, фломастер - … (пишущие предметы)

Дом, магазин -… (здания)

Игра «Найди противоположное слово» .

Пример : день - ночь (противоположное слово) .

Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый - … (мягкий, добрый - … (злой, черный -. (белый, чистый - … (грязный, холодный - … (теплый) и т. д.

«Найди как можно больше слов»

Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?

Упражнение «Угадай предмет»

Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.

Упр. «Угадай, что я загадал»

Перед детьми выкладываются несколько карточек с изображением разных предметов. Взрослый загадывает один из них. Дети должны угадать его с помощью косвенных вопросов.

Упр. «Логические концовки»

Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)

Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)

Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)

Если правая рука справа, то левая рука… (слева)

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)

Упражнение «Угадай, что внутри»

Необходим непрозрачный мешочек и 10 – 15 мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Взрослый называет предметы, а ребенок должен быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой.

Упр. «Кто летает, кто плавает»

Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать» .

Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.

Упр. «Не пропусти растение»

Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.

Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.

Упр. «Не пропусти профессию»

Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.

Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.

По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное» .

Упражнение «Не перепутай»

При слове «нос» - дотронутся до носа, «лоб» - до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок) . Ведущий пытается запутать детей , показав нос, показывает подбородок.

Упр. «Да» и «Нет» не говорите»

Взрослый задает вопросы, на которые нельзя отвечать «Да» и «Нет» . За правильные ответы – фишки. Вопросы : Тебя зовут Федя? Сегодня четверг? Ты любишь смотреть мультики? Ты любишь своих родителей? Твоя любимая игра в прятки? Ты любишь мороженое? Медведи летают? И т. п.

Упр. «Четыре стихии»

Если ведущий говорит «земля» , ребенок опускает руки вниз; «вода» - руки вытянуть вперед; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - произвести вращение в локтевых суставах.

Публикации по теме:

«Развивающие игры по обучению грамоте для детей старших дошкольников» Информация для родителей «Развивающие игры по обучению грамоте для старших дошкольников» Надежда Вьюгина Информация для родителей «Развивающие.

Как считают сторонники методики Монтессори, для занятий с малышами нужно использовать интересные, красочные и необычные по фактуре материалы.

Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Жили – были в домике маленькие гномики» Цель: формировать и расширять у детей знания о цифрах от 1 до 5;умение соотносить.

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе» «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее чем на занятиях. Ребенок увлеченный замыслом новой игры.

Школьная программа с каждым годом все сложнее и для детей, и для их родителей. Некоторые родители нанимают репетиторов или водят ребят на занятия в специальные кружки, но вот только мало какому ребенку 6-7 лет интересна такая подготовка к школе: скорее, таким образом можно напрочь отбить желание учиться.

Не стоит недооценивать роль игры при подготовке детей к школе: играть обожают все без исключения малыши! Но популярные нынче компьютерные игры — не лучший выбор: они не развивают устную речь, мелкую моторику, не дарят удовольствия командной работы. Лучшее решение для подготовки к 1 классу школы — настольные игры: интересные, захватывающие и такие разные!

Изучаем алфавит

Зверобуквы

Возраст: от 4 лет
Число игроков: 2 — 5

Игра рассчитана на 2-5 игроков и имеет два уровня сложности:

  • изучение букв — для детей от 4 лет;
  • составление слов — для детей от 8 лет.

Веселые зверята помогут легко выучить алфавит при помощи наглядных настольных игр различной степени сложности.

Простоквашино Азбука

Возраст: от 4 до 7 лет
Число игроков: 2 — 4

В эту развивающую игру можно играть вдвоём — вчетвером, а сложность рассчитана на детей 4-7 лет. С помощью игрового поля с буквами, карточек, кубика и фигурок любимых мультперсонажей можно узнавать азы грамоты в формате нескольких игр.

Найти больше игр для подготовки к школе, направленных на изучение алфавита, можно .

Учимся считать

Простоквашино Счет до 10

Возраст: от 4 до 7 лет
Число игроков: 2 — 4

Еще одна игра с любимыми персонажами. Основа — бродилка с цифрами: чем старше ребенок, тем сложнее задания в игре.

Этажики

Возраст: от 4 лет
Число игроков: 2 — 5

Детки от 4 лет с помощью этой веселой игры освоят числовой ряд, а школьники в возрасте 8+ научатся быстро выполнять арифметические действия.

Осваиваем чтение

Возраст: от 4 лет
Число игроков: 2 — 5

Веселая и динамичная игра, помогающая развить навык беглого чтения. Для детей возраста 4+ предлагается простой вариант игры, для школьников 7+ — более сложный.

Простоквашино Читаем по слогам

Возраст: от 4 до 7 лет
Число игроков: 2 — 4

И снова с нами жители Простоквашино. В этой игре они помогут мальчикам и девочкам дошкольного возраста легко и весело научиться соединять слоги в слова.

Все игры, обучающие чтению, представлены в категории «Чтение» .

Развиваем математические способности

7 на 9

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 2 — 4

Веселая математическая настольная игра для дошкольников от 6 лет и взрослых. Подойдет для ребят старше 6 лет: играя в «7 на 9» ребенок научиться быстро выполнять арифметические действия в уме. Играть можно вдвоем, втроем или вчетвером.

Цветариум

Возраст: от 7 лет
Число игроков: 2 — 5

С этой игрой ребенку легко покорится таблица умножения! Никаких скучных заучиваний, только веселая и красивая игра с двумя степенями сложности: от 7 и от 9 лет. Очень нравится девочкам.

Все развивающие математические игры для подготовки к школе смотрите в категории «Математика» .

Пишем буквы, цифры и слова

Учиться писать тоже можно не в банальных прописях, а в форме увлекательной игры.

Набор Учимся писать от линии к букве

Возраст: от 4 лет
Число игроков: 1

Набор рассчитан на дошкольников от 4 лет и помогает научиться писать методом «От простого к сложному».

Знакомимся с английским языком

Выше мы уже рассказали об играх «Зверобуквы» и «Читай-Хватай». Такие же игры есть и на английском языке.

Зверобуквы English

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 2 — 5

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 2 — 5

Эти игры помогут ребёнку познакомиться с английским алфавитом, научиться читать и запомнить первые слова.

Все игры на изучение английского языка смотрите в категории «Английский» .

Выбирайте настольные игры для подготовки к школе для мальчиков и девочек, исходя из их интересов, индивидуальных особенностей (кто-то любит динамичные игры, кто-то — спокойные и размеренные). Обратите внимание на обучающие наборы по разным предметам, которые облегчат и сделают интереснее домашние занятия.

Подготовка к школе, собеседования в первый класс, поиск престижной школы – все эти вопросы не дают покоя многим родителям. Когда начинать, куда ходить, на что обратить внимание? При этом все абсолютно уверены, что готовиться к школе – это значит посещать специальные курсы или заниматься с педагогом индивидуально. Именно такой формат поможет ребенку настроиться на новый непривычный режим и потом успешно учиться. К тому же каждый детский центр очень красочно описывает, почему без него не обойтись и каких результатов достигнет ребенок.

Однако не все специалисты согласны с таким положением дел. Некоторые считают, что мы таким образом крадем у ребенка не только несколько лет беззаботного детства, но и лишаем самого важного – игры. Психолог Катерина Демина уверена, что будущему первокласснику куда важнее уметь играть, чем сидеть за партой и обводить кружочки.

Почему курсы подготовки к школе вредны для детей

Мир сошел с ума: мне убежденно доказывают, что готовить детей к школе с трех лет - первоочередная обязанность любого родителя. Причем под подготовкой к школе имеется в виду не чтение вслух сказок с последующим разыгрыванием сюжетов с куклами. Теперь подготовкой к школе считается «возить детей на курсы при будущей гимназии, иначе туда вообще не попасть, и его блистательная карьера не состоится». Какая карьера, о чем вы? Ему пять лет, вся его радужная перспектива сейчас выглядит как «а закину я мячик на крышу сарая или нет, и что мне за это будет?».

Возить детей на машине до курсов (или отправлять с няней и шофёром) гораздо проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции: пластилин, краски, к ковру все прилипло, о конструктор папа спотыкается, для детского театра все вытряхивается из шкафа, дети шумят, бегают, ссорятся, рыдают, требуют участия. Эти бесконечные: «Мам, давай ты будешь волком, а я Красной шапочкой». Или, что совсем непереносимо: «Не хочу ничего делать, дай мне айпад». Вот тут чувствуешь себя худшей матерью во Вселенной и… начинаешь собирать рюкзачок «на занятия». Уф. На три часа все заняты: ребенок типа развивается, а я типа при деле.

На этих курсах за редким исключением детей учат: сидеть за партой «правильно», не бегать, не шуметь, правильно держать карандаш, раскрашивать по шаблону, обводить строчки.

Ребенок выходит уставшим, обесточенным, а ему еще домашних заданий наваливают, да еще и ругают за то, что вертелся на уроке. Не потому, что тетки злые, а потому что они по-другому не умеют, не обучены. Их самих так воспитывали, поэтому они и учительницы. Мальвины против кучи Буратин.

Хотя единственная норма для ребенка дошкольного возраста - как раз вертеться. И совать во все свой любопытный нос. И непрерывно спрашивать. И все хватать. А также драться, бегать, строить куличики и отношения, сочинять и проливать на себя грязную воду на рисовании.

Главная задача детства, неотменная и невосполнимая позже, - наиграться. Если вам нужны научные доказательства и результаты исследований, почитайте работы Выготского, Нины Гуткиной, статьи Марьяны Безруких, зарубежные публикации. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения.

Поэтому я настаиваю: главной формой подготовки шестилетних детей к школе должна быть игра.

Хотите примеров? Пожалуйста.

  1. Игры с мячом. Развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость (без которых потом трудно понимать геометрию, да и остальные точные науки). Если это игра с правилами, а не просто беготня, то ребенок приучается соблюдать очередь, считаться с партнерами, следовать жестким правилам. Вы видите, что это все как раз список «трудного поведения», при котором первоклашкам ставят СДВГ и сажают на транквилизаторы? Неусидчивый, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок. Так он не набегался, не напрыгался, его раньше времени посадили за парту!
  2. Салки, прятки, всевозможные «Штандерт-стоп» и казаки-разбойники. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш.
  3. Бесконечные лего и прочие кубики. Пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталек, чтобы заменить одну длинную балку? А почему вот этой дуги не хватает, чтобы соединить два конца?). Умение вести проект, доделывать до конца, держать фокус, сотрудничать. Самое главное, на отсутствие чего потом жалуются родители: умение создать в голове образ, придумывать и сочинять.
  4. Любые карточные игры, «ходилки», лото. Произвольное внимание, концентрация, предвидение, стратегия. И быстрый счет в уме.
  5. Мои любимые «Быки и коровы». Тренируем фонематический слух, правописание, быстроту реакции. Играю с шестилетней племянницей в «быка и корову». Пока букв было три, и мы играли путем переписки в скайпе, все шло нормально. Через два месяца Дуська стала отгадывать слова буквально за семь ходов. Потом мы стали играть вживую. Решили перейти на четырехбуквенные слова. И вот тут меня и подстерегло. Дуська никак не может отгадать мое слово, хотя все буквы вроде подобрала, но сложить их вместе не удается. Ладно, говорит, сдаюсь. Я называю: «маяк». «Ничесна, - вопит Дуся. - Тут пять букв!». «Как пять?!» - подпрыгиваю я. Ну как же, отвечает мне грамотная, читающая, знающая всего Крылова наизусть девочка, «М-о-й-а-к». А играли бы письменно - так и не узнали.
  6. Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи и швыряние камнями в забор. Физические свойства материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать. И все это вы хотите заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам? Ни мозг, ни психика, ни тело ребенка не предназначены для этого. Единственные люди, которым подготовка к школе приносит пользу - педагоги. Которым тоже надо кормить своих детей.

Нина Иосифовна Гуткина, которая преподавала мне возрастную психологию, каждому курсу повторяла как заклинание: до семи лет у детей не сформированы структуры в мозгу, отвечающие за распознавание символов, то есть за чтение и узнавание цифр. Да, конечно, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно - на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе он сам читал толстые книги. Это все придет позже, в свое время.

Перестаньте читать всякие мамские сообщества и слушать своих приятельниц, у которых «мальчик в пять лет уже шпарит Бунина наизусть». Во-первых, шпарить что-то наизусть - это не про умение читать, а про память и упорную бабушку. Во-вторых, умение читать в раннем возрасте - вообще не показатель. Ни ума, ни способности к обучению, ни тем более ваших родительских навыков.

Так что взяли детей под мышку - и на площадку. Если самим невмочь - наймите Мальвину лет 13, пусть пасет и реализовывает свои учительские потребности. Только не тащите бедолагу на подготовку к школе. Ему и так это счастье потом на 11 лет.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь