Что делать, если стало плохо в самолете? Что делать, если стало плохо в самолете Дети и беременные женщины в самолете.

Трагический случай с Артемом Чечиковым показал, что не всегда и пассажиры, и летные службы готовы к такой критической ситуации. «Милосердие.RU» рассказывает о том, кто и как может и обязан помогать пассажиру самолета.

/http://fedpress.ru/

По внутренним регламентам

Британская медицинская ассоциация давно призывала обратить внимание на здоровье авиапассажиров: эксперты ассоциации отмечали, что вопросами безопасности пассажиров воздушного транспорта с точки зрения их состояния никто не озабочен. А в США подсчитали, что ежегодно в Америке сердце останавливается у более чем 350 тысяч граждан, и в большинстве случаев это случается на борту самолета.

Случившаяся в Шереметьево трагедия, когда от внезапного сердечного приступа скончался челябинский студент Артем Чечиков, стала из ряда вон выходящим событием для столичного аэропорта. По словам главного врача Шереметьево Артура Бунина, пассажиров с сердечными приступами с самолетов снимают постоянно. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – уже 395. При этом в целом в 2012 году аэропортом была оказана медпомощь пассажирам в 533 случаях, а в 2013-м – 621 раз. Но смертельных случаев, как это произошло с Артемом Чечиковым, до этого не было.

При этом, по словам заместителя генерального директора Шереметьево Андрея Никулина, все службы аэропорта сработали слаженно и в рамках локальных распоряжений: «Мы приняли сигнал с борта в 04.33 утра. Уже через десять минут лайнер сел. Мы понимаем переживания пассажиров – самолет заруливал 10 минут, и они казались всем вечностью. Но пилоты сработали в рамках инструкций. Все было сделано четко, до секунды».

Надежда на попутчика

Вы летите в самолете, и вдруг вам или вашему близкому становится плохо. Что делать, к кому бросаться за помощью? К сожалению, пока вы в небе, – единственная надежда, как ни странно, не на экипаж, а на попутчиков.

Конечно, в первую очередь вы обратитесь к стюардессе. В самолете обязательно есть аптечка. Другое дело, что ее содержимое может не обеспечить поддержание больному нормального состояния. Причем не существует единых требований к авиакомпаниям по обеспечению даже простейшей медицинской помощью на борту самолета. Многие авиалинии самостоятельно решают эту проблему, но объем возможной помощи бывает самым разным.

Может ли экипаж – пилоты или бортпроводники – оказать медицинскую помощь пострадавшему? В Европе экипаж лайнера должен владеть навыками оказания первой помощи, однако про стандарты, по которым должна вестись такая подготовка, сказано очень мало. Наши экипажи, говорит Артур Бунин, также проходят обучение навыкам первой помощи. Но обучение длится всего три дня. Многому ли научишься за это время?

Получается, что если у пассажира случится внезапное острое отравление, начнутся роды, произойдет сердечный приступ, надеяться на стюардесс не приходится. «По правилам, бортпровордник или пилот обязаны сообщить по громкой связи о случившемся всем пассажирам самолета. И выяснить, есть ли на борту профессиональный врач, причем лучше – с конкретной специализацией», – говорит главврач Шереметьево.

По данным федеральной авиационной службы США и Международной организации гражданской авиации, смертность пассажиров на борту самолетов составляет 25,1 случаев на один миллион рейсов. Из них 13,1 случаев связаны с болезнями сердца.При этом 62 процента пассажиров, умерших на борту самолета, уже страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Трудности перевода

Итак, на борту (о, счастье!) нашелся профессиональный медик, и пассажиру оказывают нужную помощь. Тем временем экипаж действует. Как поясняет замгендиректора аэропорта Андрей Никулин, борт тут же передает информацию о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта, диспетчеры оповещают руководителя полетов, тот связывается с ответственными службами аэропорта. Пока самолет заходит на экстренную посадку в ближайший аэропорт, здесь готовится медицинская помощь.

Однако нужно учитывать неприятные нюансы. Как утверждает руководство аэропорта «Шереметьево», в случае с Артемом Чечиковым пилоты, действительно, передали диспетчерам, что у пассажира случился сердечный приступ и требуется немедленная посадка. «Но мы не получили информацию о том, что на борту проводятся реанимационные мероприятия. И поэтому не были готовы к такой ситуации», – утверждает Андрей Никулин. Хотя вдова Артема Елена Чечикова, а также пассажиры-очевидцы событий сообщили журналистам, что о том, что нужна реанимация, экипаж сообщил на землю.

Тем не менее, это расхождение в показаниях стоило жизни молодому студенту. По словам Никулина, испанские пилоты могли, говоря не по-русски, дать несколько искаженную информацию. Да и диспетчеры, возможно, как следствие, не так поняли экипаж. Видимо, в случае, если вы летите бортом иностранной компании, нужно лично проследить, какую информацию сообщает экипаж на землю, и если требуется серьезная помощь, добиться, чтобы об этом были проинформированы наземные службы.

Кто ждет на земле?

К сожалению, медицинская служба аэропорта имеет квалификацию только неотложной помощи. По словам Артура Бунина, медики – врач и фельдшер – поднялись на борт самолета не только с «зеленкой и йодом», как утверждают свидетели случившегося, но и с дефибриллятором. Но они не могут и не должны оказывать реанимационные действия.

«Наш медицинский персонал прибывает на борт, чтобы оценить состояние больного. Если нужна первая медицинская помощь, он ее оказывает. Дальше все зависит от ситуации – это может быть интоксикация, роды, инфекция – что угодно. В этой ситуации важно мнение квалифицированного врача. Наш персонал вызывает соответствующую помощь», – говорит Артур Бунин. По словам главного врача Шереметьево, так и было сделано в случае с Артемом Чечиковым. Медики аэропорта не стали вмешиваться в действия пассажира-реаниматолога, оказывающего реанимационные действия студенту. Через 15 минут была вызвана реанимационная бригада.

Есть и нюансы. Как поступить с больным инфекционными заболеваниями? А если пассажир летит из экзотической страны и, оказалось, стал переносчиком геморрагической лихорадки или малярии? Это опасно для окружающих, поэтому в аэропортах международных сообщений существуют специальные пункты санитарно-карантинного контроля.

Часто работники таких пунктов досматривают груз или опрашивают экипаж и пассажиров о состоянии здоровья. Переносчика опасной инфекции сначала изолируют, затем госпитализируют в инфекционное отделение больницы. Медпомощь будет оказана также всем, кто контактировал с этим пассажиром.

А вот в вызове бригады реаниматологов, пожалуй, кроется наибольшая сложность. Дело в том, что скорую помощь Шереметьево обязан вызывать из Москвы – ведь еще давно аэропорт был приписан к столице, и с тех пор эта подведомственность сохраняется. Хотя вызов скорой из Подмосковья не спасет ситуацию: по словам представителей аэропорта, в Лобне, ближайшем населенном пункте, вообще нет реанимобилей.

Реанимационная бригада может быть вызвана и пассажирами. Но в обязанность медиков аэропорта входит вызов врачей скорой помощи. При этом, поясняют в аэропорту, звонить все равно приходится по 911. Но в экстренной ситуации – которая и произошла с Артемом Чечиковым – можно воспользоваться прямым номером, что и сделали врачи Шереметьево. Однако скорая все равно ехала целый час. Причина такой задержки машины пока неизвестна.

Артем Бунин отмечает, что, по его данным, ни в одном аэропорту мира нет своей реанимации. В случае, когда требуется подобная специализированная помощь, аэропорт вызывает бригаду извне. Но, по словам замгендиректора Шеремтеьево Андрея Никулина, трагедия, произошедшая с Артемом Чечиковым, возможно, заставит пересмотреть существующую практику.

«Именно такие печальные случаи и вынуждают менять законодательство», – говорят в руководстве аэропорта. Здесь намерены инициировать такие изменения в законах и, возможно, удастся добиться появления реанимационной службы на территории аэропортов.

Юридическое подспорье

Опасаться, что бюрократические проволочки на земле помешают оперативным действиям медиков, не нужно. Анна Захаренкова, руководитель пресс-службы аэропорта Шереметьево, пояснила, что пограничники, действительно, поднялись на борт лайнера, чтобы проверить документы, но они общались с экипажем, а медики действовали параллельно и медпомощь Артему Чечикову не прекращала оказываться. К тому же, сев в российском аэропорту, любой зарубежный самолет оказывается уже в юрисдикции нашего аэропорта, и наши медработники имеют право действовать смело.

На территории аэропорта есть штатный психолог. Не стесняйтесь попросить психологическую помощь. Часто она бывает нужна даже не пострадавшему, а его близким, которые летели с ним. Помогите таким пассажирам найти психолога, который сможет успокоить людей и оказать, в том числе, практическую помощь (дать воды, организовать помощь с багажом, с питанием).

Тем не менее, может оказаться, что пассажир не получит должную медицинскую помощь. Или же наступит трагический финал. Что делать? Юристы советуют в любом случае не опускать руки. Адвокат Игорь Трунов убежден, что нужно требовать выплат материального и морального ущерба – причем можно это делать через суд, а можно и вести переговоры с самими компаниями-виновниками.

Адвокат советует не церемониться с определением суммы ущерба и требовать максимальный размер выплаты. Игорь Трунов вел многие дела по авикатастрофам и другим случаям, где люди получали увечья или гибли, и говорит, что во многих случаях заявляет по российским меркам баснословную сумму. Это 40 миллионов рублей. Однако если судить по западным стандартам, это даже мало.

«Эта сумма вытекает из решений Европейского суда по правам человека. У ЕСПЧ есть несколько решений, которые суд выносил по жалобам европейцев. Страсбург установил, что жизнь человека не может стоить дешевле 1 миллиона евро».

Конечно, наши суды взыскивают с виновников гораздо более скромные компенсации, но, по мнению адвоката, чем больше просит жертва, тем большая вероятность получить максимальный выигрыш.

Важно! Группа риска

Пассажирам нужно помнить, какие заболевания могут вызвать осложнения на 10-километровой высоте. Прежде всего, это сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия и гипертония. Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз (нужно выждать хотя бы полгода). Стоит помнить, что давление на борту самолета низкое, соответствует давлению на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, из-за чего в кровь человека поступает меньше кислорода, а это опасно и для сердечников, и для пассажиров с повышенным внутричерепным давлением. Рискуют также пассажиры с патологией свертываемости крови.

Перелеты опасны для тех, кто страдает заболеваниями вен, тромбофлебитом, тромбозом – малоподвижное состояние во время полета приводит к застаиванию крови и отекам. Это чревато отрывом тромба.

Перепады давления во время полета могут плохо отразиться на состоянии людей, страдающих пневмонией, астмой. Отит может перетечь в аэроотит, опасны также гайморит и простой насморк – в этом случае нужно хотя бы использовать сосудосуживающие капли.

Нельзя летать тем, кто недавно перенес хирургические операции. Запрет на полет есть и для будущих мам: в разных авиакомпаниях разные правила, на борт могут не взять беременную женщину на сроке начиная с 36 недель (в некоторых компаниях – уже на 28-й неделе). А новорожденных детей можно перевозить в самолете только в сопровождении врача.

Помоги себе сам

Но можно же как-то перестраховаться в полете? Врачи советуют: если ваше заболевание в критической ситуации может потребовать срочного врачебного вмешательства, попросите вашего лечащего доктора дать письменные подробные рекомендации, переведите памятку на английский и несколько других языков и путешествуйте с этими правилами.

Это особенно актуально для больных диабетом, астмой, аритмиями, гипертонической болезнью. С собой лучше иметь нужные медикаменты в самолете. Подумайте не только о себе, но и о ваших близких, особенно пожилых, родителях, которые летят куда-то самостоятельно, без вашего сопровождения. Дайте им с собой такую памятку.

Кстати, о лекарствах. Нужно помнить, что в составе препарата обычно есть конкретное действующее вещество, которое имеет международное название. Именно его – а также все возможные аналоги – нужно внести в список важных препаратов, которые могут помочь при острой ситуации. Требования к перевозке медикаментов, а также шприцов, стоит уточнить у вашей авиакомпании заранее, до полета.

Если у вас аллергия на какие-то лекарства, анестезионные препараты, если в вашем организме есть импланты, титановые протезы – также внесите эту информацию в вашу памятку.

Если вы беременны, так же стоит взять выписку у вашего врача, со всеми нужными рекомендациями.

И самое важное – предупредите стюардессу о том, что вам может стать плохо в полете. Сообщите бортпроводникам, где находится ваша инструкция и необходимые списки.

Вопрос

Когда мы летели в отпуск на Кубу, одному из пассажиров стало плохо с сердцем и самолет экстренно посадили в Монреале. В аэропорту я встретил нашего бортпроводника, и он рассказал, что мужчина был нетрезв и теперь ему придется заплатить €36 000 штрафа за внеплановые посадку и взлет. Если бы пассажир был трезвым, ему все равно пришлось бы отдать такие деньги?

Ответ

Виктория Данильченко, председатель московской «Коллегии адвокатов Павла Астахова»

Плохое самочувствие на борту самолета – угроза вашему здоровью, но никак не кошельку. Медицинская страховка, приобретенная перед путешествием, действует в воздухе, только если это прописано в договоре. Остальные случаи считаются страховыми, когда происходят на территории страны, в которую вы отправляетесь. Но, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, как только вы зарегистрировались на рейс и застегнули ремни безопасности, сохранение вашей жизни и здоровья становится прямой обязанностью авиакомпании. Купленный вами авиабилет – своего рода договор на перевозку, по которому авиакомпания должна обеспечить вас на борту своего воздушного судна не только информацией об условиях полета и правилах безопасности, предоставить вам питание и напитки, но и в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь. При этом в правилах воздушных перевозок (они общие для всех) не прописано, находится ли пассажир в состоянии алкогольного опьянения. Также не важно, чем была вызвана необходимость оказания первой медицинской помощи. Таким образом, перевозчик обязан сделать все, что в его силах, чтобы помочь пассажиру. Если меры по оказанию первой помощи, предпринятые на борту, не возымели эффекта и жизнь пассажира по-прежнему в опасности, авиакомпания должна сделать все, чтобы сохранить человеческую жизнь, – вплоть до вынужденной посадки судна и отправки больного в медицинское учреждение. Невыполнение этой обязанности влечет за собой гражданскую ответственность (которая подлежит обязательному страхованию), а также уголовное преследование. В связи с этим требование авиакомпании о денежной компенсации за вынужденную посадку и взлет необоснованы и вряд ли будут удовлетворены судом – взыскать такой штраф авиакомпания может только в судебном порядке. По закону суд не может учитывать факт алкогольного опьянения пассажира. Я бы посоветовала человеку, о котором идет речь в вопросе читателя, обратиться за юридической помощью и оспорить требование о выплате штрафа в суде.

Земля-воздух

Следует знать, что, согласно статье 133 Воздушного кодекса РФ, за вред, причиненный здоровью пассажира, авиакомпания обязана выплатить ему не менее 2 миллионов рублей компенсации; за вред, причиненный жизни пассажира, – не менее 2 миллионов 25 тысячрублей; за вред, причиненный вещам пассажира, – не менее 11 000 рублей.

В договоре со страховой компанией обычно прописано, что недомогания, связанные с употреблением спиртосодержащих, токсических и наркотических веществ, если они не были прописаны врачом, страховым случаем не являются, то есть за медицинскую помощь в таком случае вам придется заплатить из своего собственного кармана. Кроме того, в страховку также не входит лечение всех видов аллергических реакций и ожогов, которые вызваны длительным пребыванием на солнце.

Задавайте специалистам свои вопросы о путешествиях – пишите на

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Что делать, если человек нуждается в медицинской помощи, но при этом находится в закрытом пространстве самолета? Стресс, который испытывает организм при авиаперелетах, нередко провоцирует недомогания, обострение хронических заболеваний или опасные для жизни состояния.

Мы в сайт узнали, какие правила действуют на борту, чтобы помочь пассажирам, которые почувствовали себя плохо, какие лекарства есть в самолете и какие медицинские знания в обязательном порядке получает экипаж, постоянно повышая свою квалификацию.

Когда опасно летать и могут не пустить на борт

У каждой авиакомпании установлены правила (с ними можно ознакомиться онлайн), которые регулируют медицинские вопросы: кого могут не взять на борт, какая помощь оказывается инвалидам, что происходит при форс-мажорных обстоятельствах. Они описывают, как подготовиться к полету, если вы имеете хронические заболевания, и о чем нужно предупреждать персонал (например, об аллергии). Один из примеров: некоторые авиакомпании не будут продавать арахис и попросят пассажиров не есть его, если кто-то в салоне предупредил об аллергии. В других компаниях закуски с арахисом заменят альтернативными только для вас.

Основные запреты нахождения на борту касаются поздних сроков (вас могут попросить предоставить справку от врача, чтобы снять с себя ответственность) и острых респираторных заболеваний, когда пассажир явно может представлять угрозу для других, а также получить серьезные осложнения в условиях полета. Могут отказать в посадке и человеку с избыточным весом, если он не купил два билета. Эти правила касаются комфорта остальных пассажиров. При тяжелых формах инвалидности человека также могут не пустить на борт, если в самолете нет специальных условий для него.

Самолетная аптечка

Обычно в самолете есть аптечки двух видов. Первой воспользуются, чтобы оказать неотложную помощь пассажирам, здесь находятся обезболивающие, противорвотные, сорбенты, препараты для снижения температуры, нормализации давления, градусники, прибор для измерения давления, кислородные маски, в некоторых случаях - дефибрилляторы.

Второй вид аптечки предназначен для доктора, ее могут открыть и использовать только люди с медицинским образованием. Обычно там находятся шприцы и растворы для инъекций, гормональные средства, бронхолитики.

Бортпроводникам запрещено брать лекарства у других пассажиров для оказания помощи, если это не собственность того, кому оказывается помощь.

Как обучают персонал

Стюарды обязательно проходят курс оказания медицинской помощи, а затем регулярно повышают квалификацию. Правила, какую именно помощь может оказывать бортпроводник, могут различаться у разных компаний. В некоторых разрешена только неотложная помощь, а, например, уколы делать запрещено. В других же компаниях бортпроводники даже умеют принимать роды.

Обязательные умения экипажа - это, как правило, измерение давления и купирование гипертонического или гипотонического приступа, помощь при переломах и кровотечениях, нарушении дыхания, эпилепсии, потере сознания.

Существуют инструкции поведения с инфицированными пассажирами. Так, при признаках острой инфекции пассажира должны посадить близко к туалету, предоставить маску, а обслуживать его нужно в маске и перчатках. При возможности такого пассажира будет обслуживать отдельная стюардесса, а один из туалетов окажется закрыт для других пассажиров.

Что происходит в экстренной ситуации

Но что, если состояние пассажира угрожает его жизни? В этом случае есть четкие алгоритмы. Члены экипажа делают объявление по громкой связи о проблеме, на случай если на борту есть медицинские работники, желательно с конкретной специализацией. Именно они могут открыть аптечку, предназначенную для врача, чтобы помочь пассажиру.

Вместе с тем оказание помощи случайным врачом - это довольно неоднозначный вопрос. Ведь у него может не быть должной квалификации, а значит, время будет упущено. Ответственность за неверное решение лежит на авиакомпании и страховой компании пострадавшего пассажира. Однако в каждой стране есть свои законы об ответственности врачей за плохо оказанную медицинскую помощь или оставление в опасности. Более того, они есть в каждой авиакомпании, и если вы не изучаете их перед полетом, то не знаете, защищены вы или нет.

Поэтому при тяжелых состояниях в обязательном порядке должна быть установлена связь с медицинской службой на земле. Врач удаленно будет руководить действиями экипажа, а командир самолета принимает решение, когда нужно совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту.

В некоторых компаниях действует предложение «Врач на борту». При покупке билета или при регистрации вы можете указать свою врачебную квалификацию, тогда вам будет открыт доступ к медицинским наборам на борту и информации об ответственности. В случае присутствия таких зарегистрированных врачей экипаж имеет право не обращаться к медслужбе на земле.

Полет на самолете - это стресс для любого организма. Но для людей с целым рядом заболеваний он может представлять серьезную опасность для жизни. Известно, что к летальному исходу в большинстве случаев приводят болезни, которыми человек страдал еще до перелета.

Кому нельзя летать?

В группу риска входят, прежде всего, больные сердечно-сосудистыми заболеваниями , такими как ишемическая болезнь сердца, стенокардия и гипертония. Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз. Сердечникам может стать плохо из-за пониженного давления в салоне самолета - на борту оно соответствует давлению на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, из-за чего в кровь человека поступает меньше кислорода. Людям с повышенным внутричерепным давлением также летать нельзя. Риск есть и для тех, у кого есть патология свертываемости крови.

Еще одной группой риска являются люди, которые страдают тромбофлебитом или тромбозом глубоких вен ног . Опасность для них состоит в том, что время перелета человек длительное время проводит в малоподвижном состоянии. Кровь в ногах застаивается, ноги отекают и болят, возможны образование и отрыв тромбов и закупорка тромбами артерий (тромбоэмболия).

Нельзя летать людям, страдающим заболеваниями дыхательных путей , такими как пневмония, бронхиальная астма, бронхит и пневмоторакс. Воздержаться какое-то время от полетов необходимо и тем, кто недавно перенес хирургические операции, особенно операции в области грудной клетки или живота.

У тех, кто страдает психиатрическими заболеваниями , например, эпилепсией, в салоне самолета может возникнуть приступ, поэтому им тоже лучше не летать. Осторожность нужно соблюдать и диабетикам. Абсолютным противопоказанием для полета также являются заразные инфекционные заболевания.

Возникающие на высоте перепады давления могут негативно повлиять на течение такой болезни, как отит , поэтому если у вас болят уши, от перелета лучше воздержаться - иначе станет только хуже. К аэроотиту может привести даже простая простуда, ведь носоглотка и слуховая труба связаны. По этой же причине больным гайморитом и синуситом стоит несколько раз подумать, прежде чем лететь. Если больной с насморком все-таки решил лететь, ему нужно использовать перед полетом сосудосуживающие капли.

Не пустить в самолет могут также беременных после 36 недель. У разных авиакомпаний на этот счет свои правила, некоторые авиаперевозчики отказываются брать беременных на борт при сроке уже в 28 недель из-за риска преждевременных родов. Новорожденных детей можно брать в самолет, только если вместе с вами летит врач.

Окажут ли помощь?

Экипажи самолетов в обязательном порядке обучают оказанию первой медицинской помощи , поэтому если кому-то стало плохо, бортпроводники ему помогут.

На борту есть аптечка первой помощи, которой может пользоваться экипаж. Имеется также врачебная аптечка, но открывать ее может только врач из числа пассажиров.

В особых случаях экипаж связывается с ближайшим аэропортом и просит разрешить экстренную посадку .

В аэропортах дежурят врачи, которые окажут человеку необходимую медицинскую помощь.

Прямо с борта самолета больного пассажира могут сразу же госпитализировать .

Если о болезни одного из пассажиров стало известно еще до перелета, его могут снять с рейса.

Карантин

Больные инфекционными заболеваниями, такими как холера, чума, геморрагическая лихорадка, малярия, представляют большую опасность для окружающих. Во многих экзотических странах существуют районы, где население заражено этими болезнями.

Поэтому в аэропортах, открытых для международных сообщений, существуют специальные пункты санитарно-карантинного контроля . Работники этих пунктов досматривают все самолеты, убывающие за рубеж или прибывшие из других стран. Они осматривают грузы, а также опрашивают экипаж и пассажиров о состоянии здоровья.

Если персонал санитарно-контрольного пункта выясняет, что кто-то болен заразной болезнью, этого человека сначала изолируют от других людей, а потом госпитализируют в инфекционное отделение больницы. Изолируют и осматривают также всех, кто с ним контактировал.

О чем помнить?

Для здорового человека перелет - это тоже стресс. Перегрузки, перепады давления и малоподвижность негативно влияют на организм. Кроме того, в салоне самолета пониженная влажность воздуха (20%), поэтому слизистые могут пересыхать. Специалисты советуют пить во время перелета больше воды и отказаться от алкоголя и напитков, содержащих кофеин. Стоит также взять с собой капли «искусственная слеза» на случай, если будут болеть глаза, и отказаться от контактных линз, надев вместо них очки.

Поскольку большую часть времени во время перелета мы сидим, нужно периодически вставать и ходить по салону, вытягивать ноги, чтобы они не отекали и кровь не застаивалась. Не стоит также класть под ноги ручную кладь.

Даже у тех, кто не болен отитом, из-за перепадов давления могут возникнуть щелчки и боль в ушах. В этом случае нужно пожевать жевательную резинку.

Не забывайте брать с собой в ручную кладь аптечку с минимальным набором лекарств. Во флаконах жидкости должно быть не более 100 миллилитров.

Всё случилось в моём последнем полёте в Сочи. Сначала увидел женскую руку, нажимающую на вызов стюардессы. Потом началась непонятная суета. Сбежались все стюардессы разом и обеспокоенно закудахтали. Стало понятно, что произошла внештатная ситуация на борту. Как выяснилось, тётке лет 50-ти стало плохо, да так, что надо откачивать. Со мной такое произошло впервые, за всю историю полётов.

На самом деле, проблемы со здоровьем у авиапассажиров в небе встречаются весьма часто. Люди поднимают на высоту 10000 метров пережитые инфаркты, инсульты, повышенное/пониженное давление, а также подгнившие слойки-пересмешницы от привокзальной пекарни ""Тычтынбек&партнёры"". В результате за год каждый московский аэропорт оказывает первую помощь примерно 500 больным, прилетевшим откуда-то, или не успевшим улететь. А с каждого миллиона авиарейсов на землю привозят 25 хладных трупов, такая вот невесёлая статистика. И вот тебе здрасьте - ровно через два ряда загибается человек, а ты сидишь и не знаешь, что делать.

Стюардессы, как выяснилось, стали действовать строго по инструкции - выгнали соседа тётки и уложили её на подушки-пледы, притащили внушительную аптечку и огнетушитель кислородный баллон, а сами стали громко приглашать к пациенту возможных пассажиров-врачей.

И вот тут, если вы сами попали в такую ситуацию, начинает вращаться колесо Фортуны. Повезёт вам или нет, есть ли врачи, и какой они компетенции. Ведь сами бортпроводники могут оказать лишь самую первую помощь, малоквалифицированную. Их учат этому на... трёхдневных курсах(!). Понятно, что разобраться с диагнозом, особенно необычным, они не смогут.
Но тётке с нашего рейса крупно повезло: собрался целый консилиум. Сообща допросили больного, порылись в аптечке, нашли необходимое, вкололи дозу, дали таблеток и кислород, а потом разложили её на последнем ряду и сопровождали до самой посадки, когда на борт поднялась бригада сочинских врачей.

В общем, спасибо этим прекрасным заботливым людям. Вполне возможно, их усилиями 25 воздушно усопших не превратились в 26. Бортпроводницы ""Уральских авиалиний"" тоже молодцы, деятельно принимали участие и даже спрашивали, надо ли сажать самолёт на ближайший аэродром. Единственно, что подпортило моё впечатление о них - категорическое требование ко мне прекратить фотосъёмку и удалить фотографии. Не пойму этой паранойи вокруг обычных фоток на телефон. Но не подумайте, что ваш корр-внештатник может только вредить - я героически отрывал от сердца и предлагал спасённой подкрепление в виде прекрасного привокзального пирожка, но почему-то не пригодилось.

Но это ещё не конец истории, которая может приключиться с каждым из нас. Плохая новость в том, что у аэропортов нет своих реаниматологов, и прибывшая бригада опять-таки может оказать только общую медпомощь. Так что если серьёзный приступ случится у пассажира перед посадкой или во время взлёта, например, в ""Шереметьево"", то ждать реанимобиль придётся аж из Москвы (в соседней Лобне таких просто нет). Поэтому нельзя пользоваться авиатранспортом после перенесённых недавно инфарктов-инсультов, а также жрать в дороге дурнопахнущую продукцию того же Тычтынбека с партнёрами. Вдруг не дотяните?

У нас же всё закончилось хэппи-эндом, тётке стало легче уже в дороге. В Сочи, как известно, болеть некогда, за отдых уплочено! Народ бурно обсуждал ситуацию, стуча по дереву и повторяя народные заклинания. А я спешно прятал фотки от грозных стюардесс, у меня же ещё и просветительская миссия...

Приходилось вам загинаться в воздухе, или откачивать соседей?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь