• Поведение как предмет психологии. Проблема объективного метода в психологии. Экспериментальные исследования поведения в бихевиоризме и необихевиоризме.
  • Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации, методы изучения.
  • Основные понятия и положения гештальтпсихологии. Примеры гештальтфеноменов (Вертгаймер), представление об инсайте (Кёлер, Дункер), теория поля (Левин).
  • Культурно-исторический подход к пониманию психологического развития человека. Понятие высших психических функций, их строение, свойства, закон развития. Понятие интериоризации (л.С. Выготский).
  • Соотношение понятий субъект, индивид, личность, индивидуальность. Три варианта соотношения объема и содержания понятия личность.
  • Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (Кречмер, Шелдон). Выделение общих психологических типов (Юнг).
  • Определение, функции эмоций. Различные классификации эмоций.
  • Определение, функции воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого процесса. Воля и принятие решений.
  • Представления о строении и развитии личности в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг).
  • Стадии развития личности в эпигенезе: вклад Эриксона в современный психоанализ.
  • Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии (Олпорт, Маслоу, Роджерс).
  • 6 Признаков гуманистического подхода:
  • Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе. «Личность рождается дважды» (Леонтьев): закономерности развития личности в онтогенезе.
  • Понятие ведущей деятельности (а.Н.Леонтьев) и периодизация психического развития личности (д.Б.Эльконин).
  • Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятие образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки.
  • Определение мышления. Виды мышления в различных классификациях.
  • Воображение: определение, виды, функции. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Роль игры в развитии воображения. Воображение и творчество.
  • Определение, классификация и функции эмоций. Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация. Чувства как эмоционально-смысловые образования личности.
  • Память как высшая психическая функция и ее экспериментальные исследования (а.Н.Леонтьев). Закономерности памяти: кривые забывания, закон «края ряда», память и деятельности, мотивация и запоминание.
  • Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Внимание как высшая психическая функция (л.С.Выготский) и его экспериментальные исследования (а.Н.Леонтьев, п.Я.Гальперин).
  • Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. Сравнительный анализ психики животных и человека.
  • Основные понятия и принципы развития интеллекта в концепции Пиаже. Стадии развития интеллекта в онтогенезе.
  • Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика типов. Свойства нервной системы и продуктивность деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности (Мерлин, Климов).
  • Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе. «Личность рождается дважды» (Леонтьев): закономерности развития личности в онтогенезе.

    Леонтьев выделил критерии изучения личности:

        Объем (количество мотивов) – количество связей человека с миром, богатство внутреннего мира.

        Устойчивость (иерархия мотивов)

        Изменения иерархии. Личность всегда меняется.

    Личность характеризуется :

      Надситуативной активностью – стремлением действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Эксперимент В.И.Асина (достать конфету, рядом палка). Маленькие дети легко справлялись. Старший ребенок не использовал палку, отвечал, что «так каждый сможет!». Данный эффект назван «интеллектуальной инициативой». У ребенка возникал мотив не просто решить задачу, а решить её своим оригинальным способом (сверхзадача).

      Направленностью – устойчивой системой доминирующих мотивов, задающей главные тенденции поведения человека.

      Единицы анализа функционирования личности представленыустойчивыми смыслами значимых объектов и явлений, отражающих отношения человека к ним, а также личностными ценностями, которые вместе с потребностями являются источником этих смыслов. То есть смысл для человека приобретают те объекты, которые имеют отношение к реализации его потребностей и ценностей.

    Основные положения теории деятельности

      Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)

      Поведение нельзя рассматривать в отрыве от со­знания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства со­знания и поведения)

      Деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)

      Действия человека предметны; они реализуют со­циальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности)

    Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отра­жения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предметом психологии является психически управляемая деятель­ность. Более узкая точка зрения состоит в выделении в качестве предмета психологии ориентировочной деятельности, т. е. системы психического управления деятельность.

    А.Н. Леонтьев о личности:

      Личность производится деятельностью. Личность – это дериват деятельности (т.е. производное от деятельности). Для понимания личности следует смотреть на неё через призму системы деятельностей, в которую включен человек.

    Так как любая деятельность детерминирована своим мотивом, основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов её деятельности. Для описания личности важно выяснить, что в наблюдаемом поведении человека является операцией, что действием с осознаваемой целью, а что – мотивом и является ли этот мотив сознательным или нет.

    Как только человек включается в социально организованную предметную деятельность, личность начинает изменять и развивать саму себя. Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изменяет. Вступая в деятельность, личность выполняет функцию регуляции этой деятельности. При этом личность не остается неизменной и сама развивается в процессе деятельности.

      личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается ;

      личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество , хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;

      с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:

    а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;

    б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;

    в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;

      антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;

      личностью не рождаются, личностью становятся ;

      личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

      личность есть специальное человеческое образование;

      реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.

      Личность определяется природой порождающих её социальных отношений, в которые человек вступает в процессе деятельности.

      становление личности – это становление связной системы личностных смыслов:

      личность формируется и развивается на протяжении всей жизни, пока человек включен в динамику социальной деятельности.

    существуют три основных параметра личности:

    1) широта связей человека с миром;

    2) степень их иерархизованности и

    3) их общая структура;

      личность рождается дважды :

    Леонтьев предполагает считать в качестве отправной точки формирования личности конкретный момент в развитии психики ребенка. Это момент в который мы можем эмпирически зафиксировать, что два мотива – социальный и биологический - стали обнаруживать иерархическую зависимость, т.е. социальный мотив подчинил себе биологический. (Эксперимент с конфетой, «феномен горькой конфеты»). Старший дошкольник начинает плакать, когда предлагают в «награду» вторую конфету. Изменился личностный смысл действия. Личностный смысл – отношение мотива к цели действия. Социальное требование стало реально действующим мотивом личности.

    а) первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

    б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания. Подросток учится решать задачу на личностный смысл, т.е. он может провести рефлексию того, что для него на самом деле важно и приобрести свободу выбора действий в соответствии со своими мотивами, а затем и свободу осознанно перестраивать иерархию значимых мотивов.

    Человек который развивается сам рождается дважды. Этапы рождения личности по А

    В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами.

    Личность «рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, … второй раз - когда возникает его сознательная личность» (Леонтьев, с.211) .

    Подробнее.

    Первое рождение: подчинение социальным нормам

    ​​​​​​​Личность в ребенке появляется тогда, когда ребенок уже не равен своим природным влечениями, уже может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет , уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо. Они уже могут подождать - в отличие от младенца, который "подождать" - не понимает. Ребенок становится внутри социальным. Не только внешне послушным, но и внутренне социальным: он сам понимает, что хорошо, а что плохо. Если он совершит плохой поступок, ему уже внутренне плохо, ему самому плохо. См. Эффект горькой конфеты

    Первое рождение личности невозможно в одиночку, оно происходит только при наличии социума, хотя бы минимального. Тут обязательно есть хотя бы двое людей: жрец и его прихожанин, учитель и его ученик, взрослый и ребенок. В этом смысле говорят, что первое рождение личности происходит внутри социального индивида. О самостоятельности и взрослости тут речь не идет.

    Ребенок социален, но не вполне: он может подчинять свою биологическую природу, но только когда за ним следят взрослые. Он становится послушен, он все понимает, но и только. Сам за собой он еще не следит.

    Дети ходят в школу, иногда даже с удовольствием, если там интересно, но до подросткового возраста дети не говорят: "Мне нужно учиться". Если в кино интереснее, чем в школе, они (при отсутствии контроля взрослых) выбирают кино.

    Второе рождение личности: осознанная самостоятельность

    Второе рождение происходит тогда, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. Второе рождение обычно совпадает с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование.

    Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался (Леонтьев Д.А., 2002).

    Подросток сам начинает следить за собой. Сам себя организует на уроки. Сам следит за своей речью или осанкой. Позже - сам выбирает себе правильных друзей, сам осуществляет выбор профессии, сам решает создавать или не создавать семью, и с кем.

    Социальная среда - необходимое условие развития личности. «Необходимая» для первого рождения личности и «недостаточная», для второго, которое совершается уже без общественных опор, вне социального индивида. Человек решает проблему самостоятельно. Самостоятельный выбор профессии – это не всегда самый удачный шаг, но это шаг личности. Создание семьи - тоже правильный выбор должен быть самостоятельным.

    Далее - взросление

    Взросление - это рост осознанной самостоятельности.

    Насколько подросток становится все более ответственным и все более самостоятельным, настолько он взрослеет. Когда подросток сам начинает обеспечивать себя - он становится молодым человеком. Когда содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей - он стал

    Рождение личности - событие, которые из человека делают личность. Рождения личности - моменты биографии, когда человек перерождается в личность, создает себя, как личность.

    Представление о рождении личности возможно только при определенном понимании личности, а именно:

    • личность - это не просто природный или социальный субъект, это культурный субъект - субъект, направленный в позитивную сторону. См.>
    • личность - это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

    При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

    С этой точки зрения, пациент Фрейда - это тот, кто не удачно родился в первый раз, он не знает, к какой социальной группе ему «пристать», в его семье было не все хорошо, и он не считает это «своим». Кроме того, он не родился второй раз, потому что не понимает разницы между Я и ОНО.

    Представление о рождении/рождениях личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.>), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.>).

    Рождения личности и теория Эрика Эриксона

    Эпигенетическую теория Эрика Эриксона можно рассмотреть как теорию последовательных и естественных, природно заданных (определенных) личностных рождений. Акцент у Эриксона не на том, родишься ты в следующий этап или нет, а - пройдешь ли ты его или нет. См.>

    Личность рождается дважды

    В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева формирование личности - то же самое, что ее рождение. Единственно, согласно А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.>

    Личностные кризисы и рождение личности

    Похоже, что с каждым новым рождением может рождаться личность более развитая. Первое рождение личности, второе рождение... Или - пройдя через кризис, личность может ломаться и деградировать. Первая смерть личности. вторая смерть... См.>

    Активно разрабатывалась А. Н. Леонтьевым.

    Основные положения данной теории сводятся к следующему.

    По мнению исследователя, личность – это не только индивид , обладающий определенным жизненным опытом, это человек, чье развитие связано с формированием мотивационной сферы. Человека можно признать личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями социума. Качество и масштаб тех ценностей, которые усваиваются человеком и частью которых он становится, предопределяют качество и масштаб его личностных особенностей.

    А. Н. Леонтьевым были определены и этапы развития личности, в общем смысле отраженные в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».

    «Первое рождение» личности

    «Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте, знаменуя формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение неосознанных побуждений и влечений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).

    Возможно определение временных рамок «первого рождения»: оно начинается ориентировочно в возрасте 3 лет и продолжается вплоть до младшего школьного возраста. Следовательно, это не единовременный, а достаточно длительный процесс.

    Основным критерием прохождения данного этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социального устройства общества в качестве основополагающих мотивов поведения. Внешним проявлением данного принятия выступает, например, способность ребенка «не брать» желаемый предмет лишь потому, что это запретил делать воспитывающий взрослый. Причем необходимо, чтобы эта способность проявлялась даже тогда, когда ребенок находится наедине с данным предметом: ребенок должен понимать, что предмет нельзя брать ни при каких условиях. Когда ребенок способен на такое подчинение желаний указаниям взрослого, можно говорить, что социальная норма, которая выступала внешним регулятором деятельности ребенка (то есть родителю приходилось повторять свое требование) преобразовалась во внутреннюю форму регуляции.

    Отдельно необходимо описать выявленный в процессе одного из экспериментов А. Н. Леонтьевым «эффект горькой конфеты». В данном исследовании принимал участие ребенок-дошкольник. Суть эксперимента была сведена к следующему. Перед ребенком было поставлено задание: достать со стола предмет, не вставая с места, при том, что стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз за успешное выполнение задания ребенок получал конфету. В течение того времени, пока взрослый контролировал процесс, ребенок справлялся с заданием, как и необходимо – не вставая с места. На середине эксперимента взрослого якобы просили ненадолго выйти из кабинета, взрослый выходил (на самом деле он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок оставался один, чтобы достать предмет, он просто вставал с места, подходил его и брал. Взрослый, вернувшись в комнату и обнаружив предмет в руках ребенка, предложил ему конфету за правильно выполненное задание. Но ребенок сначала отказался от награды, а потом, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

    А. Н. Леонтьев предлагал следующее объяснение данному феномену. Любое действие ребенка является объективно вписанным в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок – взрослый», другим – «ребенок – предмет». А в связи с тем, что любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано лишь в формате деятельности этого субъекта, движимого конкретным мотивом, А. Н. Леонтьев указывает, что действие ребенка по-разному соотносилось с двумя значимыми для него мотивами: желание взять предмет (так как за него предполагается награда), но социально одобряемым образом его получить достаточно сложно (а ребенок в таком возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил награду за «правильно» выполненное задание, ребенок переживал конфликт мотивов, в связи с чем конфета для него была «горькой» относительно личностного смысла.

    Данный эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс соподчинения мотивов, при этом наиболее важными представляются именно социально значимые мотивы, отражающие следование социальной норме.

    «Второе рождение» личности

    Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.

    Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».

    В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания.

    Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека.

    Рассматривая данный показатель, выделенный А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок.

    Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах.

    Однако социальный индивид не всегда становится личностью, так как этап «второго рождения» предполагает повышение уровня ответственности и самостоятельности личности, следствием которого может быть выявление новых проблем субъекта.

    Одной из таких проблем может выступить, например, обладание большей свободой деятельности, к которой субъект не привык – и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э. Фромма так и называлась – «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться, выбрав не самую удачную стратегию поведения.

    Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды» , говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

    Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериоризации социальных норм является «феномен горькой конфеты » (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали - и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

    Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение - отношение «ребенок-взрослый», второе - «ребенок -предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.



    Второе рождение личности , по А.Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.



    Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В.Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо решать самому) - и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась - «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.

    "
    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «qizlar-bor.ru» — Женский путь